Глава 15

  • 24.

    Я послан только к погибшим овцам дома Израилева

    …из евангелистов будет показано. Общее, говорят они, имеет значение того, что [го
ворится] о частных [вещах], а [приложимое к частным 
имеет значение] общего. Так, говоря: пришел взыскать 
(и спасти) погибшее (Лк 19:10), Он обозначал общую
 природу, являющуюся Израилем, согласно книге Бытия,
и всегда видящую Бога; говоря же: Я послан только к
 погибшим овцам дома Израилева, Он обозначил через частное — общее.

    Ведь поскольку благость природы, истекшая из-за 
преслушания в праотце, была спасена в Аврааме посредством познания, то Бог обетовал ему, что будет ему
 дано стать отцом многих языков, пришедших посредством познания к подобной ему вере и получивших сыноположение; ясно ведь, что, как сыноположенные, они 
и дом Израилев, и сонаследники, и сотелесники.

    Вопросы и затруднения.

  • 27.

    Она же рече: ей, Господи: ибо и пси ядят от крупиц падающих от трапезы господей своих

    Просьба же о крохах Хананеянки показывает учение, надлежащее для входящих в жизнь по добродете
ли из неверия; ведь простой и самый совершенный ло
гос ведения разделяется на многие части соответственно свойству принимающих; итак, входящим подобает 
оглашение, которое сравнивается с крохами.

    Собака же, поскольку она животное беспрестанно лающее, отгоняющее чужих и ласкающееся к своим, то по
нимается как практический навык, который прогоняет зло, противоречащее природе, ласкается же к природ
ным добродетелям, неусыпно их сохраняя.

    Вопросы и затруднения.

  • 32.

    Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге

    Вопрос: Что это за три дня, в которые народ пробыл вместе с Господом в пустыне?

    Ответ: Пустыня есть естество человеческое или мир сей, в котором пребывают вместе со Словом добродетели и ведения те, кто терпит лишения ради веры и упования на будущие блага. Три дня, согласно одному способу рассмотрения их, суть три силы души, благодаря которым они пребывают с божественным Словом добродетели и ведения; одной [силой] они взыскуют, другой - жаждут, а третьей - борясь [за истину], воспринимают нетленную пищу, питающую ум ведением тварных [вещей].

    Согласно другому способу [рассмотрения], три дня обозначают три наиболее общих закона, я имею в виду - писанный, естественный и духовный, или закон благодати. Ведь всякий закон, соответственно самому себе, просвещает человеческое естество, имея Творцом света Солнце правды (Мал 4:2). Ибо как без солнца день становится совершенно бессильным, так и без сущностной и сущей Премудрости не может быть закона праведности, поскольку Она творит восход и наполняет духовные очи души умным светом. Видя это, блаженный Давид говорит: Светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим (Пс 118:105). «Светильником» он называет писанный закон, который искусно с помощью различных знамений телесных символов, иносказаний и образов, как горящий огонь, подает сигналы о порочных страстях тем, кто посредством [духовного] делания поспешает [на бой] с супротивными силами, ускоряя шаги [своей] души. А «светом» [он называет] духовный закон благодати, который безыскусственно и без [всяких] чувственных символов указывает вечные стези; и созерцательный ум, свершая свой путь этими стезями, приводится к высочайшему пределу [всех] благ - Богу, не ограничивая мысли ни одним из сущих. Ибо свет закона благодати - невечерний, и нет такого ведения, которое могло бы установить границы его всесветлым лучам. «Ногами» же пророк, вероятно, называет весь путь жизни по Богу, или движения благих помыслов в душе, путь которым указывает, словно светильник, свет, [мерцающий] в букве закона. «Стезями» [он называет] способы [осуществления] добродетелей в соответствии с естественным законом и логосы ведения в соответствии с духовным законом, становящиеся явными благодаря Пришествию Бога Слова и возводящие естество [человеческое] к самому себе и к Причине [всего] посредством добродетели и ведения.

    И те, кто устремляется ко спасению, в эти три дня, то есть в три закона, пребывая с Богом Словом и ревностно неся нелегкие труды ради каждого [из этих законов], не прерывают поста, но вкушают обильную божественную пищу: ради писанного закона - совершенное избавление от противоестественных страстей; ради естественного [закона] - неуклонное действие естественных [страстей], благодаря которому возникает [их] взаимная связь, устраняющая всякую инаковость и разделение, разлагающие естество; ради духовного [закона] - единение с Самим Богом, в соответствии с которым те, кто выходит из всего тварного, воспринимают превышеестественную славу, благодаря которой познаётся один только Бог, сияющий в них.

    Более обширное толкование этого вы найдете в «Разъяснении Трудных мест», относящихся к Слову на Пятидесятницу святого Григория.

    Вопросоответы к Фалассию.