Глава 12

  • 20.

    Что означают слова: Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит?

    Кто в подражание Господу относится [к людям] с состраданием, тот не допускает, чтобы надломленный грехом переломился совсем, и если чей-то разум по причине добродетелей окутан дымом тщеславия, он не угашает его, а позволяет питать все то же рвение, пока этот человек не придет к совершенному осознанию. Ведь это же, я думаю, означает и то, что вместе с добрым семенем прорастают и плевелы (Мф 13:25), то есть вместе с добродетелью всходят страсти человекоугодничества и тщеславия. Сеятель душ велит не вырывать плевелы, пока добродетели не окрепнут, дабы желающий выдернуть эти страсти не вырвал вместе с ними и рвение к добродетели.

    Вопросы и затруднения.

  • 31.

    Ст. 31-32 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем

    Что есть хула на Духа, и почему всякий грех простится человекам, а хулящим Его не
 простится ни в этом веке, ни в грядущем?

    Недоумение о хуле на Духа разрешается так: когда Господь творил разнообразные исцеления, иудеи приписывали действия Духа князю бесовскому ((Мф 9:34); 12,24;
 (Ин 3:8)). Те же слова, что хулящим Духа не будет проще
ния ни здесь, ни в веке грядущем, следует рассматривать
 так. Некоторые из тех, которые духом восприняли об 
этом точное знание, говорят следующее: существуют
 четыре способа, посредством которых происходит прощение грехов — два способа здесь и два в веке грядущем.
 Поскольку памяти не хватит, чтобы человек помнил прегрешения за время всей [жизни] и мог бы в них покаяться здесь, то Владыка естества, будучи человеколюбивым,
 устроил способы покаяния, даже если мы не каемся. В
 веке грядущем, как было сказано, их два: если кто-либо 
в этой жизни безотчетно грешил и столь же безотчетно 
делал добро, побужденный либо к жалости или состраданию к ближнему, либо к чему-то иному, сопряженно
му с человеколюбием, — тогда в веке грядущем эти его 
дела взвешиваются в момент Суда, что и принимается в расчет, и даруется прощение. Вот первый способ,
 а второй таков: если кто-то погряз во грехах, но, слыша
 слова Господа Не судите, да не судимы будете (Мф 7:1) 
страшится и никого не осуждает, то в час испытания его
 дел он — как блюститель заповеди — осуждаться не будет, ибо Правдивейший о Своей заповеди не забывает.

    Два других способа приносят прощение здесь. Если кому-либо, живущему во грехах, Промысел устраивает несчастья, тяготы или болезни — он не ведает, какими путями Бог очищает его — тогда, если он, [претерпевая] ис
кушения, благодарит [Господа], то получает награду за 
благодарность, а если не благодарит, то очищается от тех 
грехов, за которые был наказан, но несет кару за неблагодарность.

    Так вот, если кто-либо грешит по отношению к людям,
 то, как показало Слово, у него много оснований, чтобы
 быть прощенным, ибо если он по отношению к одному человеку грешит, а другому делает добро, то [это значит, что] он оправдался перед тем же естеством, по от
ношению к которому согрешил. А хула на Духа — а это
 неверие, основанием для прощения которого не может 
быть ничто, кроме как стать верующим, — разумеется,
 не простится человеку, свершившему жизнь в неверии,
 ни здесь, ни в грядущей [жизни], ибо это грех неверия и 
безбожия.

    Вопросы и затруднения.

  • 32.

    если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем

    См. Толкование на (Мф 12:31)