Глава 24

  • 15.

    От лежащих в душе страстей демоны заимствуют поводы воздвигать в нас страстные помыслы. Потом, ими поборая ум, понуждают его снизойти к соизволению на грех; победив его в этом, вводят его в грех мысленный; а по совершении сего, как пленника, ведут его на самое дело греховное. После сего, наконец, чрез помыслы, соделав душу запустелою, отходят вместе с оными. Остается только в уме идол (мысленный образ) греха, о котором говорит Господь: егда убо узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе. Читающий да разумеет, что место святое и храм Божий есть ум человеческий, в коем демоны, опустошив душу страстными помыслами, поставили идола греховного. В том же, что сказанное Господом сбылось и исторически, никто из читавших Иосифа Флавия, думаю, не сомневается. Некоторые впрочем, говорят, что тоже будет и при антихристе.

    Главы о любви.

  • 36.

    Как нам следует понимать неведение Сына
 [Божия] относительно завершения?

    Существует два [вида] неведения — укоризненное и неукоризненное; и одно из них зависит от нас, а другое не
зависит от нас.

    То, что укоризненное и зависит от нас, касается добро
детели и благочестия. То же, что неукоризненно и не зависит от нас, касается вещей, о которых мы, хотя и хотим знать, не знаем, ибо они происходят далеко или про
изойдут в будущем.

    Итак, если [в случае] со святыми пророками они по 
благодати распознавали далекое и не зависящее от нас,
 не в несравненно ли большей степени Сын Божий знал
 все [вещи], и по этой причине [Его] человечество, не
 по природе, но по единению с Логосом [знало их]? Ибо 
подобно тому как раскаленное в огне железо имеет все
 свойства огня — ибо горит и жжет, — хотя по природе 
не огонь, но железо, так и человечество Господа, по еди
нению с Логосом все знало, и все, что подобает Божеству,
 в нем было явлено. По [самой] же человеческой при
роде, соединенной с Ним [то есть, Логосом], говорится,
что Он не знал.

    Вопросы и затруднения.