- 1.
Псалом Давиду.
Содержание: Предлагаемое в псалме говорится от лица возложившего упование на Бога и боримого невидимыми силами, или от сонма Апостолов. Вводится также лице самого Христа, описывающего, как поступили с Ним иудеи во время страдания, чтобы научить терпению и твердости терпящих нападения врагов ради Бога.
Суди Господи обидящия мя, побори борющия мя. Такая речь прилична лику Апостолов. Разумеет же иудеев, которые, не имея в себе мира, воздвигают брани и восстают на Христа, Который есть мир наш.
- 2.
Приими оружие и щит, и востани в помощь мою. Оружием, щитом и мечем дает разуметь карающие силы, посылаемые Господом в помощь праведным.
- 3.
Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Умоляю Тебя изречь cиe душе моей, то есть, что Ты будешь помощником ей.
- 4.
Да возвратятся вспять. Благодеяние идущим от добродетели к пороку, если они возвращаются вспять.
- 8.
Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет и, и в сеть да впадет в ню. Ибо сети обратились на главы лукавым; уловлявшие на смерть сами уловлены и предаются смерти.
- 9.
Душа же моя возрадуется о Господе. Итак, уготовившие сеть и составившие губительный замысел против общего всем нам Спасителя Христа, за поругание Ему приимут наказание, по сказанному нами недавно; душа же моя будет всегда вне всякой опасности, непрестанно радуясь о Боге и премного веселясь о спасении Его.
- 11.
Воставше на Мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху Мя. С этого стиха вводится лице Христа, ложными свидетелями оговариваемого на суде архиерейском.
- 12.
Воздаша Ми лукавая возблагая, и безчадие души моей. Говорит это, потому что оказались они недостойными именоваться чадами Божиими. И cиe-то всего более давал знать Спаситель, говоря подобно сказанному: колькраты восхотех собрати чада твоя ((Мф 23:37))!
- 13.
Аз же, внегда они стужаху Ми, облачался во вретище. Столько печалился о погибели их, что и скорбел, и тужил, и плакал, и молился о грехе их. И смирях постом душу Мою. В доказательство Своего человечества не удерживался от поста. И молитва Моя в недро Мое возвратится. Этим, может быть, выражается упорство иудеев во грехе. Им, говорит, ни малой не было пользы, потому что, по крайнему невежеству своему, как бы отвратили от себя молитву.
- 14.
Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах. Как брату, или другу, старался Я им оказывать благодеяния, желая уврачевать их. Потому и плакал о них.
- 15.
И на Мя возвеселишася и собрашася. И этою-то платою, говорит, воздали Мне за болезнование о них. Собрашася на Мя раны, и не познах. Наносили Мне раны, а Я не знал и не находил никакой в Себе вины.
Разделишася и не умилишася. Разделишажеся множество, как говорит Евангелист ((Деян 14:4)), одни называли благим, а другие — лукавым. И когда происходило это, не умилились они, не уразумели, против кого все это делается. Сказал же Он это, не обвиняя, но желая помощи. Когда, говорит, явишься Ты и поможешь терпящему несправедливость?
- 17.
Устрой душу Мою от злодейства их. Что страждет, или говорит, все это делает для нашего спасения, потому что для нас снисшел и воплотился Он, т. е. Христос.
От лев единородную Мою. Львами называет или лукавые и сопротивные силы, которые едва не рыкали на Христа, или, может быть, самих вождей иудейских. Ибо так воспоминает о них, говоря словами пророка: бысть Мне достояние Мое яко лев в дубраве: сего ради возненавидех е ((Иер 12:8)). Душу же Свою называет единородною, употребив слово «единородный» вместо «возлюбленный»; потому что единородное чадо всегда бывает в большей любви.
- 19.
Ненавидящии Мя туне и помизающии очима, то есть замышляющие лукавство.
- 20.
Яко Мне убо мирная глаголаху, и на гнев лести помышляху, говоря: Учителю благий ((Мф 19:16)), и: вемы, яко во истину учиши: не зриши бо на лице человеком ((Мф 22:16)).
- 21.
Разшириша на Мя уста своя. Разумеет хулы, произносимые при кресте. Реша: благо же, благо же, видеша очи наши. Как будто по их желанию кончилось дело, и Христос пригвожден к древу. Делают же это радующиеся скорби праведного.
- 22.
Видел ecu Господи, да не премолчиши: Господи, не отступи от Мене. Единородное Божие Слово, соделавшись человеком и не преставая быть Богом, просит судию Отца об учиненной нам демонами обиде, просить рассыпать величавость горделивых. Ибо тогда одни будут постыжены, а другие возрадуются, принося благодарение о спасении.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Афанасий Великий > Псалтирь > Глава 34