- 1.
Иисус же иде в гору Елеонску,
избегая ночного нападения.
- 2.
Заутра же паки прииде в церковь, и вси людие идяху к Нему: и сед учаше их.
Людьми называет здесь тех, которые говорили: Сей есть воистину пророк, и тех, которые говорили: Сей есть Христос; а иудеи, негодуя на это, смотри, как лукавят.
- 3.
Приведоша же книжницы и фарисее к Нему жену в прелюбодеянии яту, и поставивше ю посреде, глаголаше Ему: Учителю, сия жена ята есть ныне в прелюбодеянии.
Ст.3-4: Ныне (επ αυτοφωρψ – на месте преступления) значит – явно, открыто, так что не может ничего возразить.
- 4.
глаголаше Ему: Учителю, сия жена ята есть ныне в прелюбодеянии.
См. Толкование на(Ин 8:3)
- 5.
В законе же нам Моисей повеле таковыя камением побивати: ты же что глаголеши; Сие же реша искушающе Его, да быша имели что глаголати Нань…
Ст.5-6: Зная, что Иисус Христос милосерд и сострадателен, они думали, что Он пощадит жену, и таким образом они будут иметь обвинение против Него в том, что Он противозаконно щадит ту, которая по закону должна быть побита камнями.
- 6.
Сие же реша искушающе Его, да быша имели что глаголати Нань…
См. Толкование на(Ин 8:5)
Иисус же долу преклонься, перстом писаше на земли, не слагая (им).
Так обыкновенно часто делают те, которые не желают отвечать спрашивающим о чем-либо неуместном и неприличном. Зная лукавство их, Иисус Христос продолжал писать на земле и показывал вид, что Он не обращает внимания на то, что они говорили.
- 7.
Якоже прилежаху вопрошающе Его, восклонься рече к ним: иже есть без греха в вас, прежде верзи камень на ню.
Видишь мудрость Того, Кто есть Сама Мудрость; как искусно Он изобличил лукавство их. Смотри, как Он и исполнил закон, и пощадил женщину. Он повелел тому из них, кто был без греха, начать побивать ее камнями, зная, что все не безгрешны.
- 8.
И паки долу преклонься, писаше на земли,
чтобы они устыдились так легко изобличенные, так как Иисус Христос даже не смотрел на них, и чтобы в то время, как Он был занят писанием, они могли уйти прежде, чем подвергнутся более явному осуждению. Иисус Христос щадил и их по великой Своей благости.
- 9.
Они же слышавше и совестию обличаеми, исхождаху един по единому, наченше от старец до последних…
так как никто не мог сказать о себе, что он безгрешен.
- 10.
И оста един Иисус, и жена посреде сущи. Восклонься же Иисус и ни единаго видев, точию жену, рече ей: жено, где суть, иже важдаху на тя; ни кийже ли тебе осуди?
Ушли и оставили женщину неприкосновенной, а следовательно, и неосужденной в том, что находили и в себе; иначе они удержали бы ее.
- 11.
Она же рече: никтоже, Господи. Рече же ей Иисус: ни Аз тебе осуждаю…
Если они, люди, не осудили тебя, то тем более не осуждаю тебя Я, Бог и Законодатель.
Иди и (отселе) ктому не согрешай.
Достаточным наказанием служила такая публичность и посрамление перед столь многими свидетелями, в особенности же, когда Иисус Христос знал, что она раскаялась всем сердцем.
- 12.
Паки же им Иисус рече глаголя: Аз есмь свет миру…
как просвещающий умы людей и ведущий от заблуждения к истине, от греха – к добродетели, как освещающий и веселящий души их; об этом мы говорили выше при толковании этого же Евангелия, где написано: и живот бе свет человеком (Ин 1:4). Иисус Христос сказал это вследствие разных мнений о Нем народа.
Ходяй по Мне не имать ходити во тме…
заблуждений и греха.
Но имать свет животный…
Свет жизни вечной.
- 13.
Реша убо Ему фарисее: Ты о Себе Сам свидетельствуеши: свидетельство Твое несть истинно. Отвеща Иисус и рече им: аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое…
Ст. 13-14: Найди в пятой главе (31 ст.) изречение: аще Аз свидетельствую о Мне, свидетельство Мое несть истинно…; в изъяснении того изречения упомянуто и это. Некоторые же говорят, что то Иисус Христос сказал как человек, а это как Бог, показывая, что Он не простой человек, как они предполагали.
- 14.
Отвеща Иисус и рече им: аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое…
См. Толкование на (Ин 8:13)
Яко вем, откуду приидох…
т.е. от Бога Отца.
И камо иду…
т.е. к Нему же по исполнении этого Домостроительства. Так как Я знаю, что пришел от Бога Отца и что к Нему же иду, то значит Я – Сын Божий и Бог. Следовательно, Я вполне достоверен, как сама Истина.
Вы же не весте, откуду прихожду, и камо гряду…
не весте – как думаете, как показываете, как притворяетесь, а в действительности знаете. Поэтому раньше ((Ин 7:28) Иисус Христос сказал: и Мене весте, и весте, откуду есмь.
- 15.
Вы по плоти судите…
чувственно, грубо, обращая внимание только на то, что видите, и не понимая ничего возвышенного и духовного. Зная, что они могут сказать: «Почему же Ты, если можешь, не наказываешь нас, которые так судят», – Иисус Христос сказал:
Аз не сужду ни комуже…
не сужу теперь. Выше Иисус Христос сказал: не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир (Ин 3:17); опять прочитай приведенное там толкование. А чтобы они опять-таки не сказали: «Потому Ты говоришь – не сужу, что не смеешь осудить нас», – Иисус Христос присоединяет:
- 16.
И аще сужду Аз, суд Мой истинен есть…
т.е. верен, справедлив, и Я, значит, справедлив осуждая вас. Затем говорит, почему Его суд истинен.
Яко един несмь, но Аз и пославый Мя Отец…
потому что не один только Я сужу, но Я и Отец, так как все у Нас общее, – и что сужу Я, то судит и Отец (так как у обоих Их, как выше было сказано, одна воля). Таким образом, и Отец осуждает вас за то, что вы не верите Его Сыну, Которого Он послал.
- 17.
И в законе же вашем писано есть, яко двою человеку свидетельство истинно есть…
вашем, как вы хвалитесь, потому что Меня вы называете нарушителем закона. Если свидетельство двух человек истинно, то отсюда вы сами могли заключить, на сколько более истинен суд двух судей, и притом таких еще судей. Говорит об этом везде Иисус Христос прикровенно ради немощи слушателей, чтобы для них это было не ясно, а вполне ясно было только для более твердых христиан. Во всех подобных случаях усматривай вот эту именно причину.
- 18.
Аз есмь свидетельствуяй о Мне Самем…
Обращаясь опять к словам иудеев: Ты о Себе Сам свидетельствуеши, – Иисус Христос говорит: Аз есмь свидетельствуяй о Мне Самем, хотя и никто не свидетельствует о себе самом. Я это делаю, как Бог, а никто не делает, как человек.
И свидетельствует о Мне пославый Мя Отец…
если Я кажусь вам недостоверным. А свидетельствует Отец через пророка, говоря: се, дах Тя… во свет языком (Ис 49:6), т.е. чтобы Ты был светом народов. Выше, в пятой главе (37 ст.), было сказано, каким образом Отец свидетельствует о Нем, где написано: и пославый Мя Отец Сам свидетельствова о Мне.
- 19.
Глаголаху же Ему: где есть Отец Твой…
Говорили это, притворяясь, что не знают, о каком это Отце Иисус Христос говорил, и искушая Его.
Отвеща Иисус: ни Мене весте, ни Отца Моего
как вы притворяетесь; а в действительности вы знаете, как выше было сказано. Или же Иисус Христос сказал это потому, что иудеи притворялись, что знают Его, как сына Иосифа. Следовательно, Он говорит: «Если вы в действительности так знаете, как притворяетесь, то ни Мене весте, так как Я не Иосифа Сын, ни Отца Моего, так как не Иосиф Мой отец».
аще Мя бысте ведали, и Отца Моего ведали бысте…
так как Мы оба одного и того же существа. И в четырнадцатой главе (9 ст.) Иисус Христос сказал к Филиппу: видевый Мене виде Отца, т.е. познал, постиг; видение и знание разумеет не чувственное, но духовное. А так как вы притворяетесь, что не знаете Меня, то, значит, вы притворяетесь и в том, что не знаете Отца Моего.
- 20.
Сия глаголы глагола Иисус в газофилакии
эти смелые и решительные слова. Евангелист обозначил место, указывая на свободу Учителя. Газофилакия – сокровищница, о которой подробнее сказано в 12 гл Евангелия от Марка. (Мк 12:41)
учя в церкви… открыто
газофилакия эта была в храме.
и никтоже ят Его…
хотя Он говорил так свободно.
Яко не у бе пришел час Его…
в который можно было бы Его схватить и убить. Иисусу Христу должно было еще творить чудеса, учить и многих привлечь к вере, как выше мы сказали. Постоянно упоминается об этом для того, чтобы показать, что иудеи не могли схватить Иисуса Христа, хотя часто пытались, что впоследствии они не взяли бы Его, если бы Он не пожелал этого Сам.
- 21.
Рече же им паки Иисус: Аз иду
отхожу из земной жизни.
и взыщете Мене…
Иисус Христос сказал это выше; там оно и объяснено.
И во гресе вашем умрете
Я пришел для того, чтобы освободить вас от всякого греха; но так как вы не пожелали, то Я ухожу, и, следовательно, вы умрете во всех своих грехах, не пожелав освободиться от них. Под грехом разумей и грех их против Иисуса Христа, так как они намерены были убить Его; в этом грехе они умерли, т.е. за этот грех они были истреблены римлянами, Веспасианом и Титом.
Аможе Аз иду, вы не можете приити
Постоянно Иисус Христос говорит им это, пробуждая их души и устрашая.
- 22.
Глаголаху убо Иудее: еда Ся Сам убиет, яко глаголет: аможе Аз иду, вы не можете приити?
Чего желали, то и предполагали. Что же Иисус Христос? Уничтожает такое предположение и показывает, что убивать самого себя – грех.
- 23.
И рече им: вы от нижних есте…
От нижних (εκ της γης – от земли) не потому, что тело из земли, но потому, что понимание у них было земное и неправильное. И апостол Павел (Рим 8:9), говоря: вы же несте во плоти, – под плотью разумеет плотское понимание.
Аз от вышних есмь…
От вышних (εκ του ουρανου – от неба) не потому, что Он пришел с неба, а потому что понимание у Него небесное и Божественное. Затем поясняет Свои слова.
Вы от мира сего есте, Аз несмь от мира сего.
Миром называет здесь мирское, неправильное, земное понимание. Подобно тому как духом называет духовное понимание и плотью – плотское, точно также землей и миром – земное и мирское. Итак, Иисус Христос говорит: «Я это не так понимаю, как вы, что будто убью Самого Себя».
- 24.
Рех убо вам, яко умрете во гресех ваших…
Еще устрашает их, желая убедить.
Аще бо не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших.
Если вы не уверуете, что Я Христос Сын Божий, то умрете во грехах своих, как связанные ими. Кто не уверует и через Крещение не смоет скверны грехов, тот, конечно, умрет в этой скверне и, воскресши с нею, понесет наказание…
- 25.
Глаголаху убо Ему: Ты кто еси?...
Говорили это, чтобы глумиться над Ним и искусить.
И рече им Иисус: начаток, яко и глаголю вам.
Речь эллиптическая… Все равно как бы Иисус Христос так сказал: «Совершенно излишне даже и то, что Я говорю вам; вы не достойны никакого слова, как искусители».
- 26.
Многа имам о вас глаголами и судити…
Много Я могу говорить о вас для вашего осуждения и осудить на наказание, но не желаю этого, потому что не желает этого Отец Мой. Выше Иисус Христос сказал, что Бог не послал в мир Сына Своего, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него (Ин 3:17).
Но Пославый Мя истинен есть…
пославший не судить теперь, а спасать. Или – истинен есть назвавший Меня светом миру: се дах Тя, сказано, во свет языком (Ис 49:6), как выше было показано.
И Аз, яже слышах от Него, сия глаголю в мире.
Я слышал от Него, между прочим, что Я свет народов, и, между прочим, Я сказал, что Я свет миру. Что слышал, то и сказал.
- 27.
Не разумеша (убо), яко Отца им глаголаше.
Не поняли, что Он говорил им об Отце Своем по существу. Вероятно, в недоумении они спрашивали друг друга: «Кто такой, Пославший Его?» – хотя Он часто говорил о Нем. Настолько они были внимательны к Его речам, или вернее – настолько ум их был поврежден. Вполне справедливо поэтому Иисус Христос сказал им: начаток, яко и глаголю вам (ст. 25).
- 28.
Рече же им Иисус: егда вознесете Сына Человеческого, тогда уразумеете, яко Аз есмь…
Когда вы повесите Меня, как человека на Кресте, тогда узнаете, что это Я именно Сын Божий и Бог; так как Иисус Христос, как Бог, сказал эти слова: яко Аз есмь. А узнаете вы это из последующих тогда непререкаемых знамений и воскресения Моего из мертвых; кроме того – из гнева Божия, который тогда изольется на народ иудейский. После того как Иисус Христос был распят на кресте и совершились те страшные знамения, как пишет Лука (23, 48), весь народ, сошедшийся смотреть на это, увидев происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Народ знал, что это действительно был Божий Человек и что тварь сострадает Ему, не перенося Его страдания, но не смея говорить этого из страха перед начальниками, ударял себя в грудь, указывая на внутреннюю скорбь. Он чувствовал, что за это постигнет весь народ иудейский какое-то неотвратимое бедствие. Поэтому и сотник, и другие бывшие с ним, которые стерегли Иисуса Христа, как сказал Матфей (27, 54), увидев совершившееся, сильно испугались и говорили: воистинну Божий Сын бе Сей. Но и сами начальники иудейские узнали тогда, что Иисус Христос был Сын Божий и Бог, хотя и заглушали свою совесть по чрезмерной зависти и безумию. Евангелист Матфей опять-таки говорит: се, нецыи от кустодии пришедше во град, возвестиша архиереом вся бывшая. И собравшеся со старцы, совет сотвориша, сребреники доволны даша воином, глаголюще: рцыте, яко ученицы Его нощию пришедше украдоша Его, нам спящым… (28, 11-13) и прочее. Кроме того, и самый благоразумный из иудеев – Иосиф, описывая бедствия, которые обрушились после этого на иудеев, а также взятие Иерусалима, сознается, что именно за смерть Иисуса Христа излился на них такой гнев Божий, и убито было римлянами столько их тысяч. Так как они не захотели узнать Иисуса Христа, когда Он предлагал им врачевание, то узнали, Кто Он, когда подверглись наказанию.
И о Себе ничесоже творю, но, якоже научи Мя Отец Мой, сия глаголю.
А если вы тогда узнаете это, то, конечно, будете знать И то, что Я ничего не делаю от Самого Себя, но делаю все то, чего желает Отец. Будучи равным Ему, Я желаю того, чего и Он желает, потому что у Нас одна воля, одно могущество. Будете вы знать тогда и то, что Я говорю так, как научил Меня Отец, потому что Он – ум, а Я – слово. О делах Иисус Христос и выше сказал: не могу Аз о Себе творити ничесоже (Ин 5:30), – прочитай толкование этого изречения; затем и о словах Он сказал: Мое учение несть Мое, но Пославшаго Мя (Ин 7:16), – прочитай толкование и этого.
- 29.
И Пославый Мя со Мною есть…
Чтобы мы не подумали, что Пославший больше Его, предупреждает такое предположение говоря: и Пославый Мя со Мною есть, как неотделимый. Послание свидетельствует о Домостроительстве Божием, а бытие вместе с Посланным – о взаимной их связи. Пресвятая Троица, равно наполняя всякое место, нераздельна.
Не остави Мене единаго Отец, яко Аз угодная Ему всегда творю.
Если Иисус Христос сказал это как человек, то Он сказал, что Бог вездесущ, согласно с известным изречением: еда небо и землю не Аз наполняю (Иер 23:24)? Хотя Бог преимущественным образом находится, сказано там, в тех, которые достойны Его. Если же Он сказал это, как Бог, то сказал о нераздельности Пресвятой Троицы, в Которой есть различие Ипостасей, но Которая едина вследствие тождества существа и Божества. Аз угодная Ему всегда творю, или как повинующийся Ему по человечеству, или как равный Ему по Божеству и воле. А если угодная Ему всегда творю, то значит угодно Ему и исцеление приходящих в субботу. Понимай эти уничиженные речи, как сказанные с премудрой целью ради немощи иудеев, о чем выше мы уже говорили; они особенно привлекали народ, пример чего есть тут же. Смотри: см. (Ин 8:30)
- 30.
Сия Ему глаголющу, мнози вероваша в Него.
Когда Иисус Христос переходил к уничиженным речам, тогда веровали; но веровали не так, как должно, а веровали только Его уничиженным речам, не принимая возвышенных. Зная это, Иисус Христос старается исправить их, делая везде то, что Ему следовало сделать, хотя они скоро отставали от Него и начинали оскорблять Его.
- 31.
Глаголаше убо Иисус к веровавшым Ему Иудеом
к тем, которые тогда же уверовали.
Аще вы пребудете в словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете.
Если вы пребудете не так, как другие пребывали, о которых евангелист сказал: от сего мнози от ученик Его идоша вспять и ктому не хождаху с Ним (Ин 6:66), – аще вы пребудете, говорит, во словеси Моем т.е. в Моем учении, которое Я сообщу вам, то тогда воистинну ученицы Мои будете, а теперь вы еще не ученики.
- 32.
И уразумеете истину..
т.е. Меня, так как Аз, сказал Иисус Христос, есмь истина. Вы узнаете от Меня истину, так как все законное есть образ, тень и вид истины.
И истина свободит вы…
от грехов.
- 33.
Отвещаша (и реша Ему): семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже: како Ты глаголеши, яко свободни будете?
Они не возражают Иисусу Христу: как, разве ложен закон? Разве ложно знание иудейское? Этого они не говорят, не об этом у них забота; а они негодуют на оскорбление плотского их благородства, предполагая, что Иисус Христос как рабам какого-то человека сказал им: свободит вы. Справедливо поэтому говорил им Иоанн: и не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама (Мф 3:9). Этим действительно хвастались иудеи. Не имея возможности похвалиться собственными добродетелями, они выставляли на вид благородство предков. Но что же Иисус Христос? Не изобличил их в том, что они часто находились в рабстве – у египтян, вавилонян и у разных других народов, умолчал об этом рабстве, которое нисколько не вредит благородству души; Он сказал о грехе, который вредит этому благородству и порабощает его. Такое рабство самое тяжелое и от него не может освободить никто другой, кроме одного только Иисуса Христа и Его учения.
- 34.
Отвеща им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха.
Показывает, что выше Он разумел рабство греху, а не рабство власти человеческой. А чтобы иудеи не сказали: «Моисей освободил нас от него», – Иисус Христос посредством сравнения показывает, что Моисей не имеет такой власти, потому что сам он был рабом, а имеет Он, как Сын.
- 35.
Раб же не пребывает в дому во век: сын пребывает во век. Раб не наследует дома господина своего, а сын наследует
Поэтому Моисей не имеет власти освобождать, потому что он сам раб, а Я имею власть освобождать, потому что Я Сын, Я пребываю в доме Отца Своего вовеки и наследую власть Его. И выше Иисус Христос сказал: суд весь даде Сынови (Ин 5:22); и опять: и область даде Ему и суд творити (Ин 5:27).
- 36.
Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете.
Теперь вы еще не истинно свободны, так как порабощены греху; а когда Сын вас освободит, тогда никто не возразит. Бог оправдаяй. Кто осуждаяй (Рим 8:33)? Телесную свободу дарует и человек, но духовную один только Сын, как собственно Господь; и это есть в собственном смысле свобода. Затем, умолчав о всех остальных их грехах, Иисус Христос обнаруживает предмет их мысли в настоящее время. Он знал, что они уже отпали от Него, но говорит с ними кротко.
- 37.
Вем, яко семя Авраамле есте: но ищете Мене убити…
Не сказал прямо: не есте, щадя их пока, но прикровенно указал и на это. Так как вы ищете Меня убить, то не есте: Авраам никого не убивал несправедливо. Как свобода обнаруживается в делах, приличных свободному, так и рабство. Указывает и причину убийства.
Яко слово Мое не вмещается в вы.
Слово Моего учения, будучи возвышенным, не вмещается в вас, так как вы имеете ум узкий вследствие глупости и направленный долу. Вот вы уже отреклись от того, что так недавно приняли, не будучи в состоянии вместить этого. А чтобы иудеи не сказали: «Ты говоришь это от Себя», – Иисус Христос присоединяет: см. (Ин 8:38)
- 38.
Аз, еже видеху Отца Моего, глаголю
что узнал от Отца Своего, чему научился от Него.
И вы убо, еже видесте у отца вашего, творите
т.е. человекоубийство, так как под отцом их разумеет здесь дьявола. Подобно тому, как они теряют право иметь своим отцом Авраама несходством дел, так и совершенное сходство дел указывает на то, что отец их – дьявол; и он тоже человекоубийца, о чем яснее будет сказано после.
- 39.
Отвещаша и реша Ему: отец наш Авраам есть. Глагола им Иисус:
Не поняв, о каком отце говорил Иисус Христос, они опять ссылаются на родство с Авраамом. Поэтому Он яснее порицает их.
Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили
т.е. правду.
- 40.
Ныне же ищете Мене убити…
Часто порицает это желание их, побуждая к исправлению.
Человека, иже истину вам глаголах, юже слышах от Бога…
Слова видех и слышах должно понимать, как употребленные с премудрой целью для выражения планов Домостроительства Божия.
сего Авраам несть сотворил
т.е. не искал убить человека, сказавшего истину и невинного.
- 41.
Вы творите дела отца вашего…
человекоубийство и всякое другое зло.
Реша же Ему: мы от любодеяния несмы рождени: единаго Отца имамы, Бога.
Так как Иисус Христос основательно доказал, что они не достойны иметь своим отцом Авраама, – чем они сильно хвастались, – то они неразумно ссылаются теперь на то, что имеют отцом своим Бога, по словам Писания: сын Мой первенец Израиль (Исх 4:22). Но Иисус Христос отнимает у них и эту честь, тоже по основательным причинам. Но почему же они дерзнули назвать отцом своим Бога, когда они негодовали на Иисуса Христа за то, что Он Бога называет Своим Отцом? А потому, что Иисус Христос называл Его Отцом Своим по естеству. Словами: мы от любодеяния несмы рождени, – указывают на народы, происшедшие от Измаила, который родился у Авраама от сожительства с рабыней Агарью, между тем как сами они произошли от Исаака, который родился от законного брака Авраама с Саррою, госпожой самой Агари. Некоторые говорят, что эти проклятые сказали так для того, чтобы оскорбить Иисуса Христа, т.е. указывали на то, что Он не родной Сын Иосифа. Когда желали унизить Его, тогда называли Сыном Иосифа, говоря иногда это, а иногда то, и никогда не соглашались с истиной. Хотя многие из них были рождены от любодеяния, так как у иудеев было много незаконных браков, однако Иисус Христос умалчивает об этом, спеша к более важному.
- 42.
Рече же им Иисус: аще Бог Отец ваш (бы) был, любили бысте (убо) Мене: Аз бо от Бога изыдох,
т.е. рожден, или послан, и приидох к вам: не о Себе бо приидох, т.е. не по Своей воле, так как Я не имею особой воли, как прежде было сказано.
Но Той Мя посла
как Отец – Сына, как ум – слово.
- 43.
Почто беседы Моея не разумеете…
почему вы не понимаете того, что Я говорю? Затем указывает и причину непонимания этого.
Яко не можете слышати словесе Моего…
(не можете значит здесь – не хотите), так как вы не хотите понимать Моего слова, т.е. возвышенного учения, вследствие низости своей души, обращенной долу и не понимающей ничего возвышенного. Так как они осмелились назвать своим отцом Бога, будучи недостойными родства даже с Авраамом, то Иисус Христос еще яснее порицает их, как неисцелимых, – что вполне соответствовало их бесстыдству, – сдерживая гордость и надменность людей честолюбивых.
- 44.
Вы отца (вашего) диавола есте…
Вот ваш отец.
И похоти отца вашего хощете творити…
Похоти этого отца их – человекоубийство и ложь, как затем будет сказано.
Он человекоубийца бе искони…
убив первого человека Адама, так как он причинил ему смерть, а затем умертвив сына его Авеля, так как он восстановил против него брата Каина, возбудив в нем зависть.
И во истине не стоит…
не устоял, т.е. не пребывает на прямом пути, а ненавидит такую жизнь.
Яко несть истины в нем
а, напротив, ложь.
Егда глаголет лжу, от своих глаголет…
От своих глаголит, потому что ему свойственна ложь, так как он первый изобрел ее и первый воспользовался ею, когда солгал пред Евой, сказав ей чрез змия: не смертию умрете, и… будете яко бози (Быт 3:4).
Яко ложь есть…
потому что, начиная с того времени, он лжет и во все последующее время.
И отец лжи
т.е. как первый изобретатель ее, о чем сейчас было сказано.
- 45.
Аз же зане истину глаголю, не веруете Мне.
Если бы Я говорил ложь, то вы, конечно, поверили бы, как говорящему то, что свойственно отцу вашему; а так как Я учу истине, то вы не верите Мне, как учащему о том, что ему чуждо. Истиной называет как всякое другое Свое учение, так и то, что Он – Сын Божий.
- 46.
Кто от вас обличает Мя о гресе?
Если вы не потому не верите Мне, что Я говорю истину, то скажите: кто от вас обличает Мя о гресе, совершенном Мной, чтобы можно было подумать, что вы не верите Мне по причине этого греха?
Аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне?
Если же никто из вас не обличает Меня во грехе, то значит Я говорю истину; аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне? Изобличив их таким образом, как злонамеренных, делает еще новое заключение.
- 47.
Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает: сего ради вы не послушаете, яко от Бога несте.
Кто от Бога, тот принимает слова Божии и повинуется им; но вы не принимаете, значит вы не от Бога. Отсюда следует далее, что вы лжете, говоря: «Мы имеем одного отца Бога, – мы от Бога». По творению все от Бога, а по родству только те, которые принимают слова Его, повинуются им и доказывают это родство образом своей жизни.
- 48.
Отвещаша убо Иудее и реша Ему: не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси Ты и беса имаши…
Следует читать вопросительно. Самарянином называли они Иисуса Христа, как не вполне соблюдающего закон, как им казалось, и предания старцев: таковы были самаряне, – а имеющим беса, как относящего честь Божию к Себе: таковы были бесы; но Иисус Христос делал это, как истинный Бог, а бесы делали это, как обольстители.
- 49.
Отвеща Иисус: Аз беса не имам…
Я не бесчещу Бога, как демоны, и не отнимаю у Него Его чести.
Но чту Отца Моего…
Почитая Отца, Я показываю этим, что вы не имеете отцом своим Бога, что вы не от Бога. Быть отцом человекоубийц – бесчестие для Человеколюбца.
И вы не чтете Мене
называя самарянином и бесноватым за то, что, почитая Отца, Я показал, что вы не имеете отцом своим Бога. А бесчестя Сына, вы обесчестили и Отца, так как выше было сказано, что кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Ин 5:23).
- 50.
Аз же не ищу славы Моея…
отмщения за Мое бесчестие.
Есть Ищя и Судя…
Отец, из-за Которого вы бесчестили Меня и к Которому относится бесчестие Сына. Хотя Он и отдал весь суд Сыну, но не лишил этим Себя власти судить, а отдал потому, что Сын есть Слово Отца. Обрати внимание на то, что когда они называли Бога своим отцом, то Иисус Христос смело отвечал им и сильно порицал, а когда они бесчестили Его Самого, то ответил спокойно и кротко. Этим Он научал нас отмщать за то, чем оскорбляется Бог, и не обращать внимания на оскорбления, наносимые нам. И Сам Он теперь, не обращая внимания на оскорбление, нанесенное Ему, обращается к увещанию.
- 51.
Аминь, аминь глаголю вам: аще кто слово мое соблюдет, смерти не имать видети во веки.
Найти в шестой главе то место, где говорится: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки (51 ст.) – и прочитай его толкование. Оттуда поймешь, о какой смерти говорит здесь Иисус Христос. Не понимая этого, они опять бесчестят Его.
- 52.
Реша убо ему Жидове: ныне разумехом, яко беса имаши
теперь еще более… Говорили это, как будто бы Иисус Христос представлял Себя больше Бога.
Авраам умре и пророцы…
которые соблюдали Слово Божие.
См. (Ин 8:53)
- 53.
И Ты глаголеши: аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать вкусити во веки. Еда Ты болий еси отца нашего Авраама, иже умре; и пророцы умроша: кого Себе Сам Ты твориши?
Ст.52-53: Следовало бы им сказать: «Неужели Ты больше Бога?» Но они, однако, не говорят этого, чтобы не показалось, что, сравнивая Его с Богом, они скорее воздают Ему честь. Они желают показать, что Он меньше даже Авраама. И не говорят просто Авраама, но отца нашего Авраама, опять хвастаясь и выставляя на вид свое родство с Авраамом.
- 54.
Отвеща Иисус: аще Аз славлюся Сам, слава Моя ничесоже есть…
ничто, как вы предполагаете. Это Иисус Христос сказал сообразно с их мнением, подобно тому как Он сказал: аще Аз свидетелствую о Мне, свидетелство Мое несть истинно (Ин 5:31). Найди и прочитай объяснение этого места.
Есть Отец Мой славяй Мя…
Если Я, прославляя Себя, кажусь вам лжецом, то есть Отец Мой славяй Мя. И в вышеупомянутой главе (ст. 37) Иисус Христос подобным же образом сказал: и Пославый Мя Отец Сам свидетелствова о Мне. Иисус Христос наперед приготовляет к тому, что имеет сказать, чтобы не показаться тщеславным. Он хочет доказать, что Он больше Авраама, но теперь Он не сказал этого откровенно вследствие бесстыдства их.
Егоже вы глаголете, яко Бог ваш есть. И не познасте Его…
Ст. 54-55: Не познасте Его, или как отвергающиеся от Него своими делами, потому что и Апостол сказал: Бога исповедуют видети, а делы отмещутся Его (Тит 1:16), – или как не познав Сына Его, потому что и выше Он сказал: аще Мя бысте ведали, и Отца Моего ведали бысте (ст. 19), – или как не соблюдающие слова Его, потому что если бы вы знали Его, то и слово Его соблюдали бы.
- 55.
И не познасте Его…
См. Толкование на (Ин 8:54)
Аз же вем Его…
не только потому, что происхожу от Него, одного и того же существа, природы и ведения, но и потому, что соблюдаю слово Его. И выше Он сказал: есть истинен Пославый Мя, Егоже вы не весте: Аз вем Его (Ин 7:28).
И аще реку, яко не вем Его, буду подобен вам ложь
потому что вы лжете, называя Бога своим и не зная Его, как выше было сказано. Ведением и познанием называет здесь просто ведение и знание того, что Он есть Бог и Отец, а не знание природы Божией, которая не только не может быть познаваема, но совершенно непостижима и недоступна не только людям, но и Небесным Силам.
Но вем Его и слово Его соблюдаю.
Смотри, что соблюдение Слова Божия есть признак знания Его. Убоимся же и мы, не соблюдающие заповедей Божиих, потому что стоим рядом с познающими Бога. Затем Иисус Христос доказывает, что Он больше Авраама.
- 56.
Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой…
т.е. сильно желал. Днем Своим называет день крестных страданий
И виде и возрадовася.
Возрадовался о спасении мира. Зная заранее тайну распятия на Кресте Иисуса Христа, он сильно желал видеть день Его, тенью и прообразом для которого служил тот день, когда он принес во всесожжение сына своего Исаака. Авраам знал, что как он не пощадил возлюбленного своего сына для Бога, так и Бог не пощадит возлюбленного Своего Сына для человека; как Исаак сам нес дрова для всесожжения своего, так и Спаситель понесет древо смерти Своей; затем, когда Исаак не пострадал, то был положен овен, точно так же, хотя Спаситель пребудет бесстрастным по Божеству, но человечество Его будет убито. А если Авраам сильно желал видеть день Его, то, конечно, – как большего.
- 57.
Реша убо Иудее к Нему: пятидесяти лет не у имаши, и Авраама ли еси видел?
Принимая во внимание зрелость ума и вообще большую опытность, они полагали, что Иисусу Христу около пятидесяти лет. Некоторые списки имеют – сорок, что кажется вернее.
- 58.
Рече (же) им Иисус: аминь, аминь глаголю вам: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь
как Бог. И не сказал: «Я был», – но – Аз есмь, как всегда сущий. Бывать (γενεσαι) говорится о сотворенном, а есмь – о несотворенном и сотворенном.
- 59.
Взяша убо камение, да вергут Нань…
скорые на убийство. Они рассвирепели, думая, что нанесено оскорбление Аврааму, с другой стороны зная, что Он приписывает Себе вечность Божества
Иисус же скрыся…
силою Своего Божества стал невидим.
И взыде из церкве…
чтобы утихла ярость иудеев
Прошед посреде их…
так, что они не могли видеть Его. Но почему же Он не уничтожил силы их и не прошел видимо? Потому что и в таком случае они не уверовали бы. Во время страданий Он поверг их на землю ниц, ослепил взоры их, и они не уверовали. Нет ничего хуже души отчаянной: видит она знамения и чудеса, но упорно держится своего бесстыдства
И мимохождаше тако.
Ходил так, не открываясь им.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > От Иоанна святое благовествование > Глава 8