Глава 19

  • 1.

    Тогда убо Пилат поят Иисуса и би Его. И воини сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, и в ризу багряну облекоша Его, и глаголаху: радуйся, Царю Иудейский. И бияху Его по ланитома.

    Ст. 1-3: Все это объяснено при толковании двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея (Иоанн здесь сокращает рассказ, так как об этом уже писали другие евангелисты, но старается всегда вставлять то, что ими пропущено. Но зачем Иоанн упоминает даже о том, что было известно из других Евангелий? Потому что иначе Он не мог связно записать только то, чего не записали другие евангелисты).

  • 2.

    И воини сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, и в ризу багряну облекоша Его

    См. Толкование на (Ин 19:1)

  • 3.

    и глаголаху: радуйся, Царю Иудейский. И бияху Его по ланитома

    См. Толкование на(Ин 19:1)

  • 4.

    Изыде убо паки вон Пилат и глагола им: се, извожду Его вам вон

    т.е. из претории.

    Да разумеете, яко в Нем ни единыя вины обретаю.

    Так сказал Пилат, желая узнать мнение об этом самих обвинителей.

  • 5.

    Изыде же вон Иисус, нося терновен венец и багряну ризу.

    Пилат вывел Иисуса Христа в такой позорной одежде, чтобы иудеи, видя такое бесчестие своего врага, удовлетворились этим и успокоились

    И глагола им: се, Человек…

    Человеком назвал Пилат Иисуса Христа из сострадания, чтобы и у них возбудить сострадание к Нему.

  • 6.

    Егда же видеша Его архиерее и слуги, возопиша глаголюще: распни, распни Его.

    Лишь только увидели они Иисуса Христа, как подобно разъяренным псам неистово залаяли на Него и подобно диким зверям, почувствовавшим добычу, тотчас же бросились на Него. Упоенные ненавистью, они совершенно потеряли рассудок и неистово требовали смерти Иисуса Христа.

    Глагола им Пилат: поимите Его вы и распните, аз во не обретаю в Нем вины…

    вы, несправедливые. Разгневанный насилием и бесстыдством иудеев, Пилат предоставил Иисуса Христа их воле.

  • 7.

    Отвещаша ему Иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори…

    разумеется – по естеству. Так сказали иудеи, чтобы отклонить от себя обвинение в несправедливости. Не зная что делать, они перескочили уже к другому обвинению. Но что же Иисус Христос? В то время как на Него возводили такие обвинения, Он молчал, исполняя пророчество: не отверзает уст Своих (Ис 53:7).

  • 8.

    Егда убо слыша Пилат сие слово, паче убояся…

    того, что, может быть, Иисус Христос действительно был Бог и мог наказать его, потерпев от него такое поругание.

  • 9.

    И вниде в претор паки и глагола Иисусови: откуду еси Ты?…

    Уже не спрашивает Его: что еси сотворил (Ин 18:35)? а – откуду еси Ты? с небес или от земли?

    Иисус же ответа не даде ему.

    То, о чем теперь спрашивал Пилат, он уже знал, потому что он слышал от Иисуса Христа: Царство Мое несть от мира сего (Ин 18:36). И как тогда слабо защищая Иисуса Христа, он не принес никакой пользы, так и теперь он не принес бы никакой пользы, будучи малодушным и боязливым.

  • 10.

    Глагола же Ему Пилат: мне ли не глаголеши; не веси ли, яко власть имам распяти Тя и власть имам пустити Тя?

    И боится и стращает. Разгневанный тем, что Иисус Христос не ответил ему, хотя он старался даже защитить Его, Пилат угрожает своей властью. Безумный! Если ты имеешь власть отпустить Его, почему же не отпускаешь, хотя и знаешь, что Он не виновен, и несколько раз уже засвидетельствовал это о Нем?

  • 11.

    Отвеща Иисус: не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше…

    Ответил, чтобы упрекнуть Пилата за превозношение властью, и сказал: не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше, показывая этим, что Он страдает по Божественному предопределению. А чтобы Пилат, услышав это, не счел себя совершенно невинным, Иисус Христос присоединил:

    Сего ради предавый Мя тебе болий грех имать.

    Так как ты имеешь власть и не отпускаешь, то и ты не свободен от греха, хотя и меньшего, чем грех тех, которые предали Меня тебе: они – человекоубийцы, а ты – слабый и легкомысленный.

  • 12.

    От сего искаше Пилат пустити Его…

    пораженный словами Иисуса Христа; между тем, как иудеи, которые часто видели и Божественные дела Его, еще больше бесновались.

    Иудее же вопияху, глаголюще: аще Сего пустиши, неси друг кесарев: всяк, иже царя себе творит, противится кесарю.

    Видя, что ссылка на закон оказалась бесполезной, и зная, что Пилат хочет отпустить Иисуса Христа, иудеи опять обращаются к обвинению Его в домогательстве царской власти, – к обвинению, на которое Пилат не мог не обратить внимания, боясь Кесаря. Неси друг, т.е. не благорасположен; противится, т.е. восстает против. Но почему вы обвиняете Его в домогательстве царской власти, чем вы можете доказать это? Порфирой ли, или диадемой, или колесницей, или другой какой-либо принадлежностью, или знаком царской власти? Не свидетельствует ли об Его уничижении все, как пища, как одежда, как жилище, так и все прочее? Ходил Он в сопровождении только Своих двенадцати учеников, жалких по виду, а то большей частью и Сам.

  • 13.

    Пилат убо слышав сие слово, изведе вон Иисуса и седе на судищи, на месте глаголемем Лифостротон, еврейски же Гаввафа.

    Думая, что он оскорбит Кесаря и подвергнет себя опасности, если не обратит внимание и оставит без разбора такое обвинение иудеев, Пилат вывел Иисуса Христа из претории и публично сел на судейском месте, чтобы все присутствовавшие были свидетелями разбирательства дела.

  • 14.

    Бе же пяток Пасце, час же яко шестый…

    Евангелист обозначил день и час, чтобы показать, что не только в самый день Пасхи, но даже тогда, когда день уже клонился к вечеру и приближался вечер праздника, что в такое время составили это пагубное судилище те, которые недавно пред этим считали для себя осквернением войти в претори

    И глагола Иудеом: се, Царь ваш.

    Оставив разбор обвинения, Пилат опять старается подействовать на обвинителей: се (ιδε), говорит он, Царь ваш, вон стоит обвиняемый, не отпущен, не бойтесь. Известно, что в Священном Писании ιδε (смотри) часто употребляется вместо: ιδου (вот).

  • 15.

    Они же вопияху: возми, возми, распни Его…

    Вот непобедимая ярость!

    Глагола им Пилат: Царя ли вашего распну?…

    Это Пилат сказал, как бы издеваясь над Иисусом Христом, чтобы смягчить жестокость иудеев.

    Отвещаша архиерее: не имамы царя токмо кесаря…

    Таким образом, иудеи отвергли Царство Иисуса Христа и избрали власть Кесаря. За то, лишенные Божией помощи, они и преданы были на совершенное истребление римлянам, как раз в самый день Пасхи, в который кричали: не имамы царя, токмо Кесаря.

  • 16.

    Тогда убо предаде Его им, да распнется…

    побежденный их настойчивостью. Кому же предал Иисуса Христа Пилат? Конечно, иудеям и воинам.

    Поемше же Иисуса и ведоша.

    Найди в двадцать седьмой главе Евангелия от Матфея слова: и егда поругашася Ему, совлекоша с Него багряницу и облекоша Его в ризы Его (Мф 27:31), и прочитай объяснение их.

  • 17.

    И нося крест Свой, изыде на глаголемое Лобное место, еже глаголется еврейски Голгофа, идеже пропяша Его…

    Ст. 17-18: Все это объяснено при толковании двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея. Нес крест Свой Иисус Христос на плечах, как неустрашимый воин копье, которым имел поразить врага.

  • 18.

    идеже пропяша Его…

    См. Толкование на (Ин 19:17)

    И с Ним ина два сюду и сюду, посреде же Иисуса

    Прочитай в той же главе объяснение слов: тогда распята с Ним два разбойника: единаго о десную, и единаго о шуюю (Мф 27:38). Иудеи постарались распять Иисуса Христа вместе с разбойниками для того, чтобы вследствие одинаковой казни дурная слава разбойников омрачила Его славу, но слава Его так просияла, что хотя на кресте висело трое в то время, когда совершились страшные знамения, однако все приписали это Иисусу Христу, – и Он не только не навлек на Себя через это дурной славы разбойников, а напротив, одного из них привлек к вере в Себя и все ухищрение иудеев обратил на главу их самих и отца их диавола.

  • 19.

    Написа же и титла Пилат и положи на кресте. Бе же написано: Иисус Назорянин, Царь Иудейский. Сего же титла мнози чтоша от Иудей, яко близ бе место града, идеже пропяша Иисуса: и бе написано еврейски, гречески, римски. Глаголаху убо Пилату архиерее Иудейстии: не пиши: Царь Иудейский: но яко Сам рече: Царь есмь Иудейский. Отвеща Пилат: еже писах, писах.

    Ст. 19-22: Все это надлежащим образом объяснено при толковании той же главы, именно слов: и возложиша верху главы Его вину Его написану: Сей есть Иисус, Царь Иудейский (Мф 27:37)

  • 20.

    Сего же титла мнози чтоша от Иудей, яко близ бе место града, идеже пропяша Иисуса: и бе написано еврейски, гречески, римски.

    См. Толкование на (Ин 19:19)

  • 21.

    Глаголаху убо Пилату архиерее Иудейстии: не пиши: Царь Иудейский: но яко Сам рече: Царь есмь Иудейский.

    См. Толкование на (Ин 19:19)

  • 22.

    Отвеща Пилат: еже писах, писах

    См. Толкование на (Ин 19:19)

  • 23.

    Воини же, егда пропяша Иисуса, прияша ризы Его и сотвориша четыри части, коемуждо воину часть, и хитон: бе же хитон нешвен, свыше исткан весь. Реша же к себе: не предерем его, но метнем жребия о нем, кому будет: да сбудется Писание, глаголющее: разделиша ризы Моя себе и о иматисме Моей меташа жребия. Воини убо сия сотвориша.

    Ст. 23-24: Прочитай объяснение слов: распеншии же Его разделиша ризы Его, вергше жребия (Мф 27:35), там сказано все, что нужно сказать по поводу этих стихов.

  • 24.

    Реша же к себе: не предерем его, но метнем жребия о нем, кому будет: да сбудется Писание, глаголющее: разделиша ризы Моя себе и о иматисме Моей меташа жребия. Воини убо сия сотвориша.

    См. Толкование на (Ин 19:23)

  • 25.

    Стояху же при кресте Иисусове Мати Его и сестра Матере Его Мариа Клеопова и Мариа Магдалина.

    Богоматерь была единственной дочерью у своих родителей; но так как Иосиф обручник и Клеопа были братья, а у евреев был обычай называть сестрами и жен братьев потому только, что мужья их были братья, то евангелист здесь назвал сестрою Богоматери только родственницу Ее. Иосиф и Клеопа – мужья их и были родные братья, а Богоматерь и Мария – жены их, были сестрами по свойству. Теперь жены эти стали при кресте, когда открылась для них возможность, а сначала все ученики Господа только издали смотрели, как повествуют об этом другие евангелисты. Прочитай также объяснение слов из двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея: Иисус же, паки возопив гласом велиим, испусти дух (Мф 27:50).

  • 26.

    Иисус же видев Матерь и ученика стояща, егоже любляше…

    В это время и он тут же стоял, так как враги их, иудеи, уже разошлись.

    Глагола Матери Своей: Жено, се, сын Твой

    См. Толкование на (Ин 19:27)

  • 27.

    Глагола Матери Своей: Жено, се, сын Твой. Потом глагола ученику: се, Мати твоя

    Умирая, Иисус Христос поручает Свою Пречистую Матерь ученику, Возлюбленную возлюбленному, Деву девственнику, научая этим и нас заботиться о своих родителях до последнего издыхания, когда они не только не препятствуют нашей добродетели, но даже содействуют нашему спасению. Когда Она неблаговременно беспокоила Сына, то Он говорил: что (есть) Мне и Тебе, Жено (Ин 2:4)? а также: кто есть Мати Моя (Мф 12:48)? А теперь Он высказывает сильную любовь к Ней: се, сын Твой, т.е. он будет Тебе вместо Меня; се Мати твоя, т.е. ты будешь Ей вместо Меня, ты должен заботиться о Ней, как о своей матери. Таким образом Иисус Христос и позаботился о Своей Матери, и оказал величайшую честь ученику и тем наградил его за неотступное пребывание при Нем во все время страданий. Почему же Иисус Христос не высказал такой же заботы и о другой женщине? Потому что та женщина имела опекуна, а Матерь Его – не имела никого; сделал Он так и для того, чтобы мы знали, что своим родителям нужно оказывать преимущественную честь, так как они родили нас, воспитали и потерпели много бед из-за нас. Обрати внимание и на то, что прежде крестных страданий Иисус Христос сильно томился, а теперь Он спокойно беседует; там обнаружилась немощь Его человеческой природы, а тут – сила терпения. Никакого другого еще поручения Иисус Христос не сделал как по краткости времени, так и потому, что никаких вещественных предметов Он не имел, а относительно духовных прежде дал наставления всем вообще.

    Потом глагола ученику: се, Мати твоя. И от того часа поят Ю ученик во своя си

    согласно повелению Учителя.

  • 28.

    Посем ведый Иисус, яко вся уже совершишася…

    все другое, что должно было совершиться по планам Божественного Домостроительства…

    Да сбудется Писание, глагола: жажду.

    См. Толкование на (Ин 19:29)

  • 29.

    Да сбудется Писание, глагола: жажду. Сосуд же стояше полн оцта. Они же исполнивше губу оцта и на трость (υσσωπω) вонзше, придеша ко устом Его.

    Этого только еще не доставало. Под Писанием разумеется здесь изречение Давида: и даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта (Пс 68:22). Найди также и прочитай толкование слов: даша Ему пити оцет с желчию смешен: и вкушь, не хотяше пити (Мф 27:34). Губку с уксусом возложили на иссоп, т.е. на трость иссопа, которая попалась им под руки, так как крест был высокий. Поднося уксус, иудеи, конечно, только издевались над Иисусом Христом.

  • 30.

    Егда же прият оцет Иисус, рече: совершишася…

    все сделано, ничего не опущено.

    И преклонь главу, предаде дух.

    Преклонил главу Иисус Христос не после того, как испустил дух, – что бывает с нами, но после того как преклонил главу, испустил дух, чтобы мы знали, что Он умер тогда, когда пожелал. Когда все уже было исполнено, тогда Он предал дух в руки Отца, как заметил евангелист Лука: и возглашь гласом велиим Иисус, рече: Отче, в руце Твои предаю дух Мой (Лк 23:46).

  • 31.

    Иудее же, понеже пяток бе, да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик день тоя субботы…

    Так как это была пятница, то если бы тогда не были сняты с крестов тела, то они оставались бы на крестах и в субботу, и их мог бы застать висящими и тот великий день субботы, т.е. Пасха, – что казалось осквернением праздника. Субботу ту евангелист называет великим днем, не только потому, что он почитался, как суббота вообще, но и потому, что на него падал теперь праздник опресноков , и значит это был двойной праздник. Такую субботу называли субботой суббот, подобно тому как говорят торжество торжеств, праздников праздник, т.е. двойной праздник. Кроме того, и во Второзаконии было такого рода повеление относительно повешенного на кресте: да не пренощует тело его на древе, но во гробе погребите его в той же день (Втор 22:23).

    Молиша Пилата, да пребиют голени их и возмут.

    Иудеи просили Пилата, чтобы перебить голени распятых на кресте для того, чтобы ускорить их смерть.

  • 32.

    Приидоша же воини…

    которые получили приказание от Пилата.

    И первому убо пребиша голени…

    распятому с правой стороны Иисуса Христа.

    И другому распятому с Ним…

    т.е. с Иисусом Христом.

  • 33.

    На Иисуса же пришедше, яко видеша Его уже умерша, не пребиша Ему голений.

    После этого воины подошли к Иисусу Христу, желая и этим высказать презрение к Нему в угоду иудеям.

  • 34.

    Но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода.

    Чудесное дело и ясно показывающее, что прободенный больше человека. Из мертвого человека, хотя бы кто-либо тысячу раз его пронзил, не пойдет кровь. Итак, Спаситель пронзается копьем в ребро, потому что было прободено грехом и ребро Адама, т.е. Ева, и прободение ребра исцеляет прободением же ребра. Источает же кровь и воду, указывая этим на два новых крещения, на крещение кровью мученичества и на крещение водой возрождения, – и струями крови и воды потопляет струю греха (Иначе: Спаситель источает два источника, водой очищая Церковь, а кровью питая ее, так как водой мы возрождаемся, а Божественной Кровью и Телом питаемся. Поэтому, когда ты приступаешь к Страшной Чаше, веруй, что будешь пить из самого ребра Господня и в таком именно настроении подходи. Затем, желая подтвердить такое чудо, евангелист говорит): см. (Ин 19:35)

  • 35.

    И видевый свидетелствова…

    Это записал тот, который сам видел это, а не слышал от другого.

    И истинно есть свидетелство его…

    потому что он видел то, о чем свидетельствует, и в особенности потому, что он пишет и о поругании над Учителем. Таким поруганием было прободение ребра Его, хотя и последовало при этом чудо.

    И той весть, яко истину глаголет…

    Он достоверно знает это, потому что присутствовал тогда и видел, хотя иудеи и упрекают его во лжи.

    Да вы веру имете.

    Иоанн записал это, чтобы вы, уверовавшие во Христа, поверили и этому.

  • 36.

    Быша бо сия, да сбудется Писание…

    которое написано в законе Моисеевом, и говорит:

    Кость не сокрушится от Него.

    Хотя, по-видимому, это было написано о прообразовательном агнце, однако, в действительности, оно написано было об Агнце истинном, предсказывая то, что исполнилось теперь.

  • 37.

    И паки другое Писание глаголет…

    пророческое (Вероятно, следующее изречение было выброшено иудеями после того, как сделалось известным Евангелие, потому что теперь его нигде нет, – или же под другим писанием разумеются здесь так называемые апокрифические книги).

    Воззрят Нань, Егоже прободоша

    Воззрят на Него, грядущего с неба в день суда. И узрят, говорит Иисус Христос, Сына Человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою (Мф 24:30).

  • 38.

    По сих же моли Пилата Иосиф, иже от Аримафеа, сый ученик Иисусов, потаен же страха ради Иудейска, да возмет тело Иисусово…

    Прочитай объяснение этих слов в толковании того места двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея, где сказано: позде же бывшу, прииде человек богат от Аримафеа, именем Иосиф (Мф 27:57).

    И повеле Пилат. Прииде же и взят тело Иисусово.

    См. Толкование на (Ин 19:39)

  • 39.

    И повеле Пилат. Прииде же и взят тело Иисусово. Прииде же и Никодим, пришедый ко Иисусови нощию прежде, нося смешение смирнено и алойно, яко литр сто. Прияста же тело Иисусово и обвиста е ризами со ароматы, якоже обычай есть Иудеом погребати.

    Ст.38-40: Все это объяснено при толковании дальнейших слов вышеупомянутой двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея. А о том, когда Никодим приходил к Иисусу Христу ночью, сказано в третьей главе этого Евангелия. Будем же и мы подражать этому благообразному члену синедриона, благопристойно думая о причащении Тела Господня, усердно намащая его благовониями добродетелей, обвивая его пеленами чистой совести и полагая в новом и совершенно чистом гробу своего сердца.

  • 40.

    Прияста же тело Иисусово и обвиста е ризами со ароматы, якоже обычай есть Иудеом погребати.

    См. Толкование на(Ин 19:39)

  • 41.

    Бе же на месте, идеже распятся, верт, и в верте гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе. Ту убо пятка ради Иудейска, яко близ бяше гроб, положиста Иисуса.

    Ст.41-42: При толковании двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея сказано и об этом. Иосиф и Никодим хотели положить тело Иисуса Христа в другом лучшем гробе дальше от города, но ради пятницы иудейской, т.е. празднуемой иудеями с вечера, когда нельзя было ни пойти далеко, ни сделать ничего другого, и в особенности же потому, что уже наступала Пасха, они положили тело Его в ближайшем гробу. Так уже устроило Божие Провидение, чтобы и жены могли посмотреть, где тело полагается, и ученики могли придти вследствие близости и видеть совершившиеся там чудеса.

  • 42.

    в немже николиже никтоже положен бе. Ту убо пятка ради Иудейска, яко близ бяше гроб

    См. Толкование на(Ин 19:40)