Глава 21

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
  • 1.

    Посем явися паки Иисус ученикам (Своим, востав от мертвых), на мори Тивериадстем…

    После Воскресения Своего Иисус Христос не находился с учениками постоянно, как прежде, но являлся им только по временам. Выражение явися и другие тому подобные показывают, что Иисус Христос по свойству нетленного уже тела Своего был невидим для обыкновенных глаз, но только по Своему снисхождению и по особым целям Домостроительства Божия Он иногда был видим. Упомянутое здесь море находилось в Галилеи, куда ученики пошли, опять ободрившись духом.

    Явися же сице…

    так, как евангелист далее говорит.

  • 2.

    Бяху вкупе Симон Петр, и Фома нарицаемый Близнец, и Нафанаил, иже (бе) от Каны Галилейския, и сыны Зеведеова, и ина от ученик Его два. Глагола им Симон Петр: иду рыбы ловити. Глаголаша ему: идем и мы с тобою…

    Ст. 2-3: Так как Спаситель теперь не постоянно находился с учениками, а другой Утешитель еще не пришел и проповедь им еще не была совершенно поручена, то они, не имея чего делать, обратились к прежнему своему занятию и занимались рыбной ловлей, но не с корыстной целью, как прежде.

  • 3.

    Глагола им Симон Петр: иду рыбы ловити. Глаголаша ему: идем и мы с тобою…

    См. Толкование на (Ин 21:2)

    Изыдоша (же) и вседоша абие в корабль…

    который принадлежал Петру или сыновьям Зеведеевым, или же кому-либо из знакомых.

    и в ту нощь не яша ничесоже…

    Это случилось по устроению Божию, – как об этом дальше еще будет сказано. Вероятно, говорит Златоуст, что и остальные ученики следовали за теми по сухому пути в качестве зрителей, чтобы занять досужное время, и вместе с ними провели ночь.

  • 4.

    Утру же бывшу, ста Иисус при брезе: не познаша же ученицы, яко Иисус есть.

    Может быть, вид Его нетленного тела показался в большем блеске, чем прежде, или же Он не был узнан учениками по особой на то воле Божией.

  • 5.

    Глагола же им Иисус: дети, еда что снедно имате?..

    Детьми (παιδια) назвал учеников, воспользовавшись обыкновенным названием работников, и назвал так потому, что они теперь находились в цвете лет и были полны сил для предстоящих им трудов. Говорит Иисус Христос с ними так, как будто хочет купить у них что-нибудь.

    Отвещаша Ему: ни.

    См. Толкование на (Ин 21:6)

  • 6.

    Отвещаша Ему: ни. Он же рече им: вверзите мрежу одесную страну корабля и обрящете…

    Ученики еще не знали, что это Иисус Христос, хотя должны бы были узнать: каким образом обыкновенный человек мог бы знать, что, закинув сеть по правую сторону лодки, они поймают? Определенно указал Иисус Христос закинуть сеть именно с правой стороны для того, чтобы ловля не показалась случайной.

    Ввергоша же…

    Тотчас же ученики повиновались, или потому, что предполагали, что говорящий с ними знает по каким-либо приметам, что в этом именно месте плывет какая-то рыба, или же потому, что сами, может быть, увидели, что она уже бросалась там.

    И ктому не можаху привлещи ея от множества рыб.

    В отсутствии Спасителя ученики ничего не поймали, а в Его присутствии они захватили сетью множество рыб, чтобы мы знали, что без Него мы не делаем ничего полезного, а с Ним – весьма много. Поэтому должно и нам, повинуясь заповедям Спасителя, трудиться и помнить о правой стороне, потому что эта сторона похвальна. Найди в пятой главе Евангелия от Луки то место, где говорится: такожде же Иакова и Иоанна сына Зеведеова, яже беста обещника Симонови (Лк 5:10) и т.д., и прочитай толкование этого места. Там же найдешь и таинственное изъяснение, которое идет и к данным словам.

  • 7.

    Глагола же ученик той, егоже любляше Иисус, Петрови: Господь есть…

    заключив так из удачной ловли и из того, что как будто по повелению Его собралось в одном месте такое множество рыбы.

    Симон же Петр слышав, яко Господь есть, епендитом препоясася, бе бо наг, и ввержеся в море.

    Иоанн был проницательнее вследствие величия чистоты, а Петр – пламеннее вследствие жара любви. Поэтому Иоанн узнает Иисуса Христа прежде Петра, но Петр приходит к Нему прежде Иоанна. Лишь только Петр услышал, что это – Господь, тотчас бросил все, что у него было в руках, и не дожидаясь, пока судно приблизится к берегу, бросился в море, чтобы скорее придти к Нему. Епендитом называлась льняная одежда без рукавов, покрывающая тело до колен. Она обыкновенно употреблялась рыбаками ради удобства и приличия. Петр был наг, т.е. не имел на себе никакой другой одежды, а только один епендит и то не подпоясанный; быть же совершенно нагим было уже совсем неприлично. Теперь он, подпоясавшись, выразил свое почтение к Иисусу Христу.

  • 8.

    А друзии ученицы кораблецем приидоша, не беша бо далече от земли, но яко две сте лактей, влекуще мрежу рыб.

    Приплыли таща веревки, при помощи которых тянулась сеть.

  • 9.

    Егда убо излезоша на землю, видеша огнь лежащь и рыбу на нем лежащу и хлеб…

    рыбу, лежащую на угольях, а хлеб – отдельно. Все это Иисус Христос создал из ничего, чтобы показать ученикам Свое могущество и, представляя им возможность подкрепить свои силы после трудов, высказать Свою любвеобильную заботу о них.

  • 10.

    (И) глагола им Иисус: принесите от рыб, яже ясте ныне.

    Говорит так, потому что знал, что ученики поймали. И прежде Иисус Христос сказал: вверзите мрежу одесную страну коробля, и обрящете, тоже потому, что знал, что они поймают. Впрочем, Господь повелел сделать это и для того, чтобы самое дело не показалось каким-либо призраком и чтобы ученики еще более удивились, когда увидят, что рыбы поймано весьма много, рыба весьма большая и, однако, сеть не порвалась.

  • 11.

    Влез (же) Симон Петр…

    Вошел в судно, как более искусный в рыбной ловле, но за ним, конечно, последовали и другие.

    извлече мрежу на землю, полну великих рыб сто (и) пятьдесят (и) три..

    Некоторые изъясняют это так, что сто рыб означали тех, которые должны быть уловлены в христианство из язычников, а пятьдесят рыб – тех, которые должны быть уловлены из иудеев, так как из язычников имело уверовать во Христа больше, чем из иудеев. А три рыбы указывали на Пресвятую Троицу, в Которую эти люди должны уверовать.

    И толико сущым, не проторжеся мрежа…

    не потому, что она была крепка, но потому, что Господь так устроил.

  • 12.

    Глагола им Иисус: приидите, обедуйте…

    так как уже наступало обеденное время и пора была отдохнуть после трудов. Вероятно, немного пойманной рыбы было испечено для голодных учеников, а остальная часть ее была роздана бедным.

    Ни един же смеяше от ученик истязати Его, Ты кто еси; ведяще, яко Господь есть.

    Видя, что образ Его изменился и исполнен поразительного величия, ученики хотели бы спросить, но не смели, зная из вышеизложенных чудесных обстоятельств, что это Господь.

  • 13.

    Прииде же Иисус, и прият хлеб и даде им, и рыбу такожде.

    Теперь Иисус Христос уже не взирает на небо и не делает ничего другого, что Он делал прежде при подобных случаях, как человек, показывая ученикам, что и все, находящееся пред их глазами, Он Сам устроил с особой премудрой целью.

  • 14.

    Се уже третие явися Иисус учеником Своим востав от мертвых…

    В первый раз Иисус Христос явился вечером в тот же день, в который воскрес (Ин 20:19), во второй раз – через восемь дней после того (Ин 20:26), а в третий раз теперь. Очевидно, что после этого ученики пошли на гору, куда повелел им идти Иисус, именно после того, как они опять получили наставление от Господа (Мф 28:16). Являлся Иисус Христос и женам, которые были как бы ученицами Его, и двум тем, о которых упоминается у евангелиста Марка (16, 12), и Петру, и Клеопе с его спутником (Лк 24:18), – но всем вместе ученикам Он явился теперь уже в третий раз. Теперь Он не жил уже вместе с ними постоянно. Но здесь евангелист не упомянул, вкушал ли пищу и Сам Иисус Христос; на это указывает, как мне кажется, евангелист Лука в книге Деяний Апостольских в том месте, где говорит Петр: с Ним ядохом и пихом, по воскресении Его от мертвых (Деян 10:41).

  • 15.

    Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя.

    Спрашивает Иисус Христос об этом одного только Петра, как старейшего из числа учеников. А зачем Он спрашивает о том, о чем знает, – скажем после.

    Глагола ему: паси агнцы Моя. Агнцами Своими Иисус Христос называет учеников, как Пастырь их; дальше Он называет их и овцами.

    Итак, Иисус Христос требует от Петра, как доказательства любви к Себе, попечения об учениках, и желает, чтобы душу свою, которую Петр обещал положить за Него, положил за учеников.

  • 16.

    Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола Ему: паси овцы Моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Оскорбе (же) Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя; и глагола Ему: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя.

    Ст. 16-17: Трижды спрашивая об одном и том же и трижды одно и то же повелевая, Иисус Христос хочет показать, что Он весьма высоко ставит предстоятельство среди учеников и считает его важнее всякого другого служения. Но Петр, смутившись троекратным вопросом и предположив, что ему только кажется, что он любит Иисуса Христа, а на самом деле не любит, подобно тому как и прежде ему казалось, что он никогда не отречется от Иисуса Христа, а, однако, отрекся, – Петр, смущенный этим, опечалился и испугался. Прежнее испытание сделало теперь его более умеренным и благоразумным. Теперь он выставляет свидетелем Самого Иисуса Христа, как знающего все прежде, чем оно исполнится, – и говорит: Ты вся веси и настоящее, и будущее, как Бог, – Ты знаешь, что я люблю Тебя теперь всей душой. Больше ничего Петр не говорит теперь, так как не может знать будущего и так как немного прежде, высказав противоречие, он уже изобличен был в том, что напрасно он так сильно уверен в себе. Агнцами и овцами названы ученики по своему незлобию и готовности быть принесенными в жертву, – сначала – агнцами, как менее совершенные, а затем – овцами, как более совершенные. Итак, Иисус Христос возвращает Петру право пасти верующих, так как он прежде горькими слезами смыл пятно отречения, а теперь вместо троекратного отречения произнес троекратное исповедание и, таким образом, прежде делом, а теперь словом исправил падение, бывшее на словах. Затем Иисус Христос приточно предсказывает Петру и род смерти его, именно что и он умрет на кресте, показывая этим, что все то, что Он сказал Петру, сказал не потому, что не знал того, о чем спрашивал, и не потому, что не верил ему…

  • 17.

    Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Оскорбе (же) Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя; и глагола Ему: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя.

    См. Толкование на (Ин 21:16)

  • 18.

    Аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси…

    Когда ты был более несовершенным, находясь под законом Моисеевым, тогда ты делал, что хотел, и жил, как хотел.

    Егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши.

    А когда ты сделаешься мужем совершенным и достигнешь меры возраста духовного (Еф 4:13), находясь под совершенным законом евангельским, то прострешь руки свои на кресте и другой прибьет тебя гвоздями, и поведет на смерть, куда не хочет идти твоя природа, хотя ты и решаешься идти. Душа по природе сострадает телу и, услышав о смерти, отвращается от нее. Так премудро устроил Бог к нашей же пользе, чтобы во время несчастий люди не лишали себя жизни, – как об этом уже было сказано. Если даже теперь, когда душа наша сильно страдает при разлучении с телом, враг нас часто склоняет к самоубийству, то конечно, многие еще скорее прибегали бы к самоубийству, если бы и этого не было.

  • 19.

    Сие же рече, назнаменуя, коею смертию прославит Бога…

    Смерть мученическая служит славой не только для умирающего ученика, но и для Бога, – для умирающего, потому что он умирает за Бога, а для Бога, потому что Он имеет такого ученика.

    И сия рек, глагола ему: иди по Мне.

    Этим Иисус Христос опять показывает Петру, что Он снова зовет его к апостольству… или: иди по Мне, т.е. будь готов претерпеть одинаковую со Мною смерть на кресте.

  • 20.

    Обращься же Петр виде ученика, егоже любляше Иисус, вслед идуща…

    идущего позади Петра; случилось так, что Иоанн в это время шел ближе всех к Петру.

    Иже и возлеже на вечери на перси Его и рече: Господи, кто есть предаяй Тя?

    Это было во время Тайной Вечери. Евангелист упоминает о возлежании на Тайной Вечери и вопросе, чтобы показать, насколько Петр сделался смелым, раскаявшись в своем отречении. Во время Тайной Вечери он не осмелился спросить Господа и воспользовался для этого помощью возлюбленного ученика, а теперь он смело спрашивает о самом возлюбленном ученике.

  • 21.

    Сего видев Петр, глагола Иисусови: Господи, сей же что?

    А он не последует за Тобою? Не пойдет по одному с нами пути смерти? Не одинаковой с нами смерти подвергнется? Петр понял, какое значение имели слова: иди по Мне и, сильно любя Иоанна, хотел, чтобы и он сподобился такой же смерти; но так как Иоанн не осмелился спросить Спасителя, то спрашивает сам Петр и таким образом отплачивает Иоанну за прежнюю услугу. Что же Иисус Христос? Не обращая внимания на частную взаимную их любовь и научая не допытываться больше того, что нужно знать, Иисус Христос показывает, что им предопределена неодинаковая участь. Когда Петр услышал (толкуют некоторые), что он умрет за Иисуса Христа, то сказал: а что же Иоанн? Разве и он умрет? Иисус Христос, конечно, не отрицал этого, потому что всякий, кто родился, тот и умрет, а только сказал: если бы Я пожелал, чтобы Иоанн оставался до самой кончины мира и тогда свидетельствовал обо Мне, что тебе до того? На этом основании некоторые говорят, что Иоанн живет, и во времена антихриста вместе с Илией и Енохом будет убит за проповедь об Иисусе Христе. А если показывается его гробница, то что же из этого? Он живым вошел в нее и оттуда был взят подобно Илии и Еноху. Евангелист же опровергает ложное мнение тех, которые предполагают, что этот ученик Христов не умрет, так как действительно ложно такое предположение, что Иоанн бессмертен. Енох и Илия, хотя не умерли, однако они смертны; так и этот ученик, хотя не умер, но умрет еще. Ложно, значит, не то, что Иоанн не умер, а ложно предположение, что он бессмертен. Другие же утверждают, что Иоанн умер, и выражение: аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду – понимают в таком смысле, что Иоанн должен остаться в Иудее до тех пор, пока Иисус Христос придет против иудеев, чтобы поразить их руками римлян, – и что, поэтому, Петру должно было расстаться с Иоанном, чтобы проповедовать в разных местах для большей пользы. Итак, мы привели здесь все мнения, чтобы интересующиеся этим предметом могли знать все. Кроме того, те, которые говорят, что Иоанн умер, передают это таким образом: выкопали, говорят, яму и обложили кругом камнями; затем опустили его туда и закрыли. Спустя несколько дней осмотрели эту яму и не нашли его; но так как все-таки его положили туда, то и говорят, что он умер.

  • 22.

    Глагола ему Иисус: аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе…

    Если Я хочу, чтобы он остался в живых, до второго Моего пришествия, что тебе до того?

    Ты по Мне гряди…

    Ты думай о своей смерти, не доискиваясь того, какая смерть ожидает Иоанна.

  • 23.

    Изыде же слово се в братию…

    Какое же это слово?

    Яко ученик той не умрет…

    Вероятно, и другие слышали то, что было сказано Петру. Пронеслось между братьями слово это, т.е. что Иоанн не умрет, – хотя они заблуждались и не поняли цели этих слов. Затем евангелист исправляет такую ложную молву.

    И не рече ему Иисус, яко не умрет, но: аще хощу тому пребывати, дондеже прииду, что к тебе?

    А эти слова вовсе не означают того, что Иоанн не умрет, но имеют совершенно другую цель, как выше было сказано. Какое же остается основание у тех, которые продолжают утверждать, что Иоанн не умер, когда сам же он ясно говорит, что предполагающие это заблуждаются.

  • 24.

    Сей есть ученик свидетелствуяй о сих, иже и написа сия: и вем, яко истинно есть свидетелство его.

    Я сам, как очевидец, знаю, что свидетельство это истинно. Очевидно, что и другие знали это. Итак, Иоанн, вполне уверенный в истине того, о чем он свидетельствовал, как бы так говорит: я знаю, что некоторым это может показаться подозрительным потому именно, что об этом нет упоминания у других евангелистов

  • 25.

    Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус…

    То же самое евангелист и прежде сказал о чудесах Иисуса Христа.

    Яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню (всему) миру вместити пишемых книг. Аминь.

    Не вместил бы этих книг мир и по другой причине, именно не вследствие множества написанных книг, а вследствие величия того, что в них написано. Это речь гиперболическая, указывающая на великое множество дел, совершенных Господом. Гиперболой очень часто пользуются и писатели и ораторы, когда хотят изобразить величие какого-либо предмета. Сам евангелист, прибавив слово мню, ослабил несколько гиперболу и усилил веру в то, что могло бы показаться невероятным, показывая, что он сказал так по причине великого множества дел, совершенных Господом. Весьма много и других дел совершил Иисус Христос, как всемогущий, потому что для Него легче было делать, чем для нас говорить; но евангелисты записали только более полезное и более необходимое для веры и благочестия, в том предположении, что неверующий записанному не поверил бы, если бы и больше было записано, а для принимающего с верой все записанное не будет никакой необходимости в большем. О, если бы и нам оказаться совершенными слугами Всесовершенной Троицы и окончить свою жизнь доброй кончиной во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.