- 1.
- 2.
Мариа Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, на гроб, и виде камень взят от гроба. Тече убо и прииде к Симону Петру и к другому ученику, егоже любляше Иисус, и глагола има: взяша Господа от гроба, и не вем, где положиша Его.
Ст. 1-2: И в этом месте Иоанн умалчивает о других женах, потому что о них было сказано уже у других евангелистов, а говорит о Марии Магдалине, потому что об этом умалчивают другие. Затем прочитай толкование вышеуказанной двадцать восьмой главы Евангелия от Матфея, начиная со слов: в вечер же субботный, свитающи во едину от суббот (ст. 1) до того места, где сказано: единии же надесяте ученицы идоша в Галилею (ст. 16); там найдешь объяснение приведенных стихов и соглашение повествований четырех евангелистов. Петру и Иоанну говорит Мария Магдалина, потому что Петр был первым из учеников, а Иоанн – возлюбленным, и оба они больше других любили Господа: они одни только последовали за Иисусом Христом, когда иудеи, связав, повели Его к Анне и Каиафе.
- 3.
Изыде же Петр и другий ученик и идяста ко гробу.
Никому из остальных учеников они ничего не сказали; кроме того, по горячности, не обратили внимания даже на иудеев и стражу при гробе.
- 4.
Течаста же оба вкупе…
соперничая в обнаружении своей ревности.
И другий ученик тече скорее Петра и прииде прежде ко гробу
так как он был крепче телом.
- 5.
И приник виде ризы лежащя…
т.е. погребальные пелены.
Обаче не вниде…
испугавшись, или же удовлетворившись и этим.
- 6.
Прииде же Симон Петр вслед его, и вниде во гроб…
ничего не боясь, чтобы только загладить вину прежней робости, или желая лучше исследовать дело. Итак, оба они победили друг друга, Иоанн – тем, что первый прибежал ко гробу, а Петр тем, что вошел во гроб.Найди в двадцать четвертой главе Евангелия от Луки место, где говорится: Петр же востав тече ко гробу (Лк 24:12), и прочитай объяснение его до слов: дивяся бывшему, – как необходимое и для понимания этого места.
… И виде ризы (едины) лежащя
См. Толкование на (Ин 20:7)
- 7.
И виде ризы (едины) лежащя и сударь, иже бе на главе Его, не с ризами лежащь, но особь свит на единем месте.
Оба эти обстоятельства служили несомненными признаками Воскресения. Если бы кто-либо перенес тело Иисуса Христа в другое место, то не обнажал бы его, и если бы кто-либо похитил, то не заботился бы о том, чтобы еще сложить как следует плат и положить его на едином месте, т.е. не на том, где были положены погребальные пелены, – а перенес бы или похитил бы тело так, как оно лежало, потому что он не тратил бы столько времени на совершенно лишнее дело, боясь быть пойманным на месте преступления и подвергнуться сильнейшему наказанию. Кроме того, смирна, с которой было погребено тело Иисуса Христа, весьма клейкое вещество, и она, конечно, очень крепко приклеила к Нему погребальные пелены, так что нельзя было и оторвать их. Поэтому-то пелены были положены отдельно одна от другой и плат был тщательно свернут, чтобы мы знали, что Иисус Христос воскрес со властью, никого и ничего не опасаясь. Сударь – это был небольшой плат, каким было покрыто и лицо умершего Лазаря.
- 8.
Тогда убо вниде и другий ученик, пришедый прежде ко гробу…
приглашенный Петром.
И виде, и верова…
увидев несомненные доказательства Воскресения.
- 9.
Не у бо ведяху Писания, яко подобает Ему из мертвых воскреснути.
Евангелист указывает причину, почему ученики не поверили не только женам, которые возвестили им о Воскресении, считая это за мечтание (Лк 24:13), но и двум ученикам, шедшим в Еммаус (Лк 24:13). Он говорит, что ученики не понимали Писаний, которые учили о Воскресении Иисуса Христа; а Писания эти рассеяны в различных местах псалмов Давидовых и пророческих книг.
- 10.
Идоста же паки к себе ученика…
т.е. в свое местопребывание
- 11.
Мариа же стояше у гроба вне плачущи…
Она пришла ко гробу позже Петра и Иоанна, потому что не могла сбежаться с ними; не встретила она их и тогда, когда они уже возвращались, так что не могла узнать от них ничего более достоверного.
Якоже плакашеся, приниче во гроб
См. Толкование на (Ин 20:12)
- 12.
Якоже плакашеся, приниче во гроб и виде два Ангела в белых (ризах)…
Это были те же Ангелы, которые и прежде явились ей и бывшим с нею женам. Но почему же они не явились Петру и Иоанну? Потому что для них, как более сообразительных, достаточно было и того, что они видели, чтобы уверовать.
Седяща, единаго у главы и единаго у ногу, идеже бе лежало тело Иисусово.
Ангелы сидели здесь – ради Марии; они сияли – от радости (При гробе Иисуса Христа оставались еще Ангелы для того, чтобы возвестить и уверить, что Господь воскрес, а не похищен был).
- 13.
И глаголаста ей она: жено, что плачешися…
Так как Мария не смела спросить Ангелов, то они сами говорят к ней.
Глагола има: яко взяша Господа моего, и не вем, где положиша Его.
Она предполагала, что тело Иисуса Христа было перенесено в другое место теми, которые погребли Его.
- 14.
И сия рекши обратися вспять и виде Иисуса стояща…
Но почему Мария, не узнав еще ничего от спрашивающих ее Ангелов, тотчас обернулась назад? Потому что, лишь только Иисус Христос внезапно явился позади ее, Ангелы, увидев своего Владыку, тотчас же со страхом встали и смотрели на Него, как прилично рабам. Поэтому Мария обернулась посмотреть, кто им явился.
И не ведяше, яко Иисус есть…
потому что Он явился в другом виде, хотя смиренном и обыкновенном, чтобы не поразить ее.
- 15.
Глагола ей Иисус: жено, что плачеши; кого ищеши; Она (же) мнящи, яко вертоградарь есть, глагола Ему: господи, аще ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его, и аз возму Его.
Так как Иисус Христос явился в смиренном и обыкновенном виде и притом в саду, то Мария подумала, что это садовник. Не узнала она и голоса Иисуса Христа, потому что он был не такой, как всегда. Она предполагала, как выше сказано, что тело Иисуса Христа было перенесено в другое, более безопасное место, и вынесено садовником. Повеждь ми, говорит она, где еси положил Его: и аз возму Его, и положу в другое место, безопасное от всяких злых умыслов. Кто считает Господа Творцом и Промыслителем только тех, которые должны родиться и умереть, тот принимает Его за садовника. Поэтому-то Господь и избегает прикосновения такого человека, так как Он, по мнению такого, еще не вошел в прежнее достоинство и равенство с Отцом. Недостойны Господа те, которые приступают к Нему с такими мыслями о Нем.
- 16.
Глагола ей Иисус: Марие. Она (же) обращшися глагола Ему: Раввуни, еже глаголется Учителю.
Теперь, переменив голос и вид на более знакомый, Иисус Христос благоволил, чтобы Мария узнала Его; и тотчас же узнав Его, она закричала от сильной радости: Учитель! Но каким образом Мария, отвернувшись, могла говорить прямо к Господу? Сказав то, что она прежде говорила, Мария обернулась к Ангелам, чтобы посмотреть, есть ли они еще, или спросить, кто это так испугал их; а затем, когда Иисус Христос позвал ее, она сейчас же обернулась к Нему.
- 17.
Глагола ей Иисус: не прикасайся Мне
Мария бросилась, чтобы обнять ноги Иисуса Христа, как бывало прежде, а Иисус Христос удерживает ее от такого обращения с Ним, как прежде, потому что тело Его уже стало Божественным.
Не у бо взыдох ко Отцу Моему…
Это сказал Иисус Христос Марии не для чего-либо другого, говорит Златоуст, а для того только, чтобы она знала, что Он теперь выше и больше должен быть почитаем. Кто хочет вместе с телом взойти к Богу Отцу, тот, очевидно, отверг уже тление тела. Но немного прежде она и другая Мария ухватилась за ноги Иисуса Христа, о чем сказал евангелист Матфей (8, 9), и Он не удержал их от этого, предоставляя им возможность через прикосновение убедиться, что Он не призрак; а теперь не позволяет, потому что Мария забыла уже о том видении и прикосновении и не уверовала.
Иди же ко братии Моей и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему.
Но Иисус Христос не сейчас же должен был взойти, а спустя сорок дней; для чего же Он говорит – восхожду? Конечно, для того, чтобы еще более возвысить мысли Марии, чтобы подтвердить, что Он теперь выше и Божественнее, чтобы убедить, что теперь нужно смотреть на Него с большим благоговением. Кроме того, слово восхожду значит здесь – желаю взойти, и потому действие это может относиться и к дальнейшему времени. Иисус Христос напоминает ученикам о том, о чем Он часто говорил им прежде, чем был предан на смерть. Братьями Он назвал учеников, потому что и Сам Он был Человек и был родствен им по человечеству. В ином смысле назвал Иисус Христос Бога Отца Своим Отцом, а в ином смысле – Отцом учеников: Своим – по природе, как единосущный Ему, а Отцом учеников – по творению и промышлению, как творений Его и удостоенных Его промышления. Назвал Его также Богом и Своим и учеников, как вообще людей. Но почему же Иисус Христос не сказал прямо: и Богу нашему, а здесь отделил Себя? Потому что, хотя Он был Человеком и братом учеников по Своей человеческой природе, однако далеко превосходил их вследствие соединения с Божественной природой и безгрешности.
- 18.
Прииде (же) Мариа Магдалина поведающи учеником, яко виде Господа, и сия рече ей…
и что Он сказал ей это.Так как весьма вероятно, что ученики, услышав это, или не поверили женщине, как и прежде, или же поверив ей потому, что рассказ ее был подтвержден Петром и Иоанном, начали скорбеть о том, что и они не удостоились такого видения, – то Иисус Христос является и им в тот же день. Сначала Он возбудил в учениках желание видеть Его, а потом, когда желание это у них было сильно, явился и им.
- 19.
Сущу же позде в день той во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы (Его) собрани, страха ради Иудейска, прииде Иисус и ста посреде…
Вечером пришел Иисус Христос, потому что тогда ученики особенно боялись и тогда все собирались. И не постучал в дверь, чтобы не испугать их, а прошел сквозь запертые, как Бог, а также потому, что тело Его сделалось уже тонким, легким и чистым. Стал посредине, чтобы все видели Его.
И глагола им: мир вам…
т.е. не смущайтесь. Умирая, Иисус Христос также оставлял ученикам мир: мир оставляю вам, говорил Он (Ин 14:27). Женам, ученицам Своим, Иисус Христос прежде всякого разговора даровал радость, потому что этот пол был осужден на печаль, а ученикам дарует мир. Потому что они предполагали вражду со стороны иудеев и язычников.
- 20.
И сие рек, показа им руце (и нозе) и ребра Своя…
Найди и прочитай необходимое для объяснения этого стиха толкование двадцать четвертой главы Евангелия от Луки, начиная с того места, где говорится: и та поведаста, яже быша на пути… до слов: еще же неверующым им от радости и чудящымся… (Лк 24:35); 41).
Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа.
Видишь ли исполнение на деле слов Господа? Прежде страданий Он говорил ученикам: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше (Ин 16:22).
- 21.
Рече же им Иисус паки: мир вам…
после того, как Иисус Христос съел поданную Ему часть печеной рыбы и сотового меда, о чем сказал евангелист Лука (24, 42), – ученики были убеждены в том, что это Он; и вот Иисус Христос успокаивает теперь происшедшее, вероятно, от радости волнение их, чтобы они были внимательны к тому, что Он намерен говорить.
Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы.
Еще прежде крестных страданий Иисус Христос сказал к Богу Отцу: якоже Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир (Ин 17:18). Прочитай объяснение этих слов. Поручив ученикам Свое дело и поставив их преемниками Себе, Иисус Христос поднял этим их дух.
- 22.
И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся.
Ст. 22-23: Но прежде Иисус Христос сказал: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам (Ин 16:7); каким же образом Он теперь дает ученикам Святого Духа? Он дунул, сообщая им благодать к восприятию Святого Духа, делая их способными к принятию Его, и говорит им: приимите Дух Свят, но не теперь, а когда Он сойдет. Или – Духом Святым Иисус Христос назвал здесь духовное дарование разрешать и не разрешать грехи, которое Он тогда сообщил ученикам (и которое больше дара чудес. Когда Иисус Христос сказал расслабленному: отпущаются ти греси твои (Мф 9:2), то книжники говорили: кто может оставляти грехи, токмо един Бог (Мк 2:7)? Правда, и прежде крестных страданий Иисус Христос сказал ученикам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф 18:18) но тогда Он только обещал им, а теперь даровал. Найди в седьмой главе этого Евангелия изречение: не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен (Ин 7:39) и прочитай его объяснение. Итак, Иисус Христос дунул, как источник благодатных дарований, – дунул для того, чтобы мы отсюда узнали, что и прежде Он вдунул в Адама дыхание жизни). Под держанием разумей то же, что связывание, непрощение. Как царь, назначая полководцев, так и Иисус Христос, посылая учеников, облекает их властью преимущественно пред всеми. Те, которые из опасения демонов прочно укрепились на высоте Божественных созерцаний и затворили свои внешние чувства подобно дверям, – те принимают незаметным образом пришедшее к ним Слово Божие, которое является, не поражая их внешних чувств, которое сообщает им мир, т.е. свободу от страстей, и дуновение, т.е. благодать Святого Духа, и которое обнаруживает свое невидимое действие во внешних знамениях.
- 23.
Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся
См. Толкование на (Ин 20:22)
- 24.
Фома же, един от обоюнадесяте, глаголемый Близнец, не бе (ту) с ними, егда прииде Иисус.
Вероятно, после того как ученики рассеялись и, оставив Учителя, бежали, Фома еще не виделся с ними. Хотя Фома и отсутствовал, однако через собратий своих апостолов и он сделался причастником сообщенной им благодати Святого Духа, как сказал святой Кирилл. Некоторые же говорят, что он только впоследствии, когда увидел руки и ребро Спасителя и поверил Воскресению, – тогда он получил такую же благодать, чтобы не быть ни в чем ниже остальных апостолов.
- 25.
Глаголаху же ему друзии ученицы: видехом Господа…
Сказали, когда Фома уже пришел к ним.
Он же рече им: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры.
Подобно тому как верить без всякого рассуждения и как попало свойственно легкомысленному, так и исследовать до мелочи и через меру испытывать – свойственно тупоумному. За это и порицается Фома. В то время, как все ученики, заслуживающие полного доверия, утверждали, что видели Господа, Фома не поверил, не столько, впрочем, не доверяя им, сколько считая невозможным самое Воскресение. Он сам хочет видеть Господа; мало того, хочет видеть раны от гвоздей. Но и на этом пытливость Фомы не останавливается: он хочет вложить палец в раны от гвоздей и руку в бок Спасителя, чтобы это не было призраком. Он, как известно, слышал от других учеников, что Спаситель только показал им Свои руки и бок. И так осязание Фома считает более достоверным, чем зрение.
- 26.
И по днех осмих паки бяху внутрь ученицы Его, и Фома с ними…
внутрь дома, где они собирались.
Прииде Иисус дверем затворенным…
Пришел, чтобы убедить неверившего Фому, так как не пренебрегает и одним, хотя бы он был и тупоумным сравнительно с другими. Но почему же Иисус Христос не убедил Фому тогда, когда он высказывал вышеприведенные требования, а спустя восемь дней? Потому что, наставляемый в течение всего этого времени другими учениками, Фома легче мог быть убежден.
И ста посреде (их) и рече: мир вам…
как и прежде сказал. Опять Иисус Христос делает все то же самое, что сделал и в отсутствие Фомы.
- 27.
Потом глагола Фоме: принеси перст твой семо и виждь руце Мои: и принеси руку твою и вложи в ребра Моя…
Так как Фома ничего не говорил, то Иисус Христос предупреждает его и дает ему то, чего он хотел, показывая этим, что даже тогда, когда Фома высказывал эти требования, Он и присутствовал, и слышал, как Бог. Поэтому Иисус Христос употребляет даже те самые слова.
И не буди неверен, но верен.
Это говорит Он в порицание Фоме за то, что он возражал прежде ученикам не потому, что хотел точнее удостовериться, а потому что не верил Воскресению.
- 28.
И отвеща Фома и рече Ему: Господь мой и Бог мой.
Видя на руках Спасителя раны от гвоздей и на боку Его рану от копья, Фома тотчас же поверил, не домогаясь осязать их. Некоторые, впрочем, утверждают, что Фома, осязав, воскликнул: Господь мой и Бог мой.
- 29.
Глагола ему Иисус: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии и веровавше.
Петр и Иоанн поверили Воскресению Господа еще тогда, когда не видели Его, а только увидели погребальные пелены и плат, бывший на Его голове. Остальные ученики тоже, после того, как Петр видел воскресшего Господа и возвестил им, хотя сами не видели Его, однако поверили Воскресению. Обретоста, говорит Лука, совокупленых единонадесяте и иже бяху с ними, глаголющих, яко воистинну воста Господь и явися Симону (Лк 24:33). Но почему тот же самый евангелист говорит, что когда Иисус Христос явился ученикам, то они, убоявшеся же и пристрашни бывше, мняху дух видети и т.д., а также, что еще же неверующым им от радости и чудящымся, рече им: имате ли что снедно зде (Лк 24:36) и 41)? Так сказал евангелист на том основании, что ученики тогда испытывали такие чувства не потому, что они не верили, что Иисус Христос воскрес, а потому, что они сомневались, Иисус ли Христос это явился им, и хотели достовернее убедиться в этом. Блаженство, изреченное Иисусом Христом не видевшим и уверовавшим, простирается и на тех, которые уверовали через проповедь. Поэтому, если кто-либо говорит: «блаженны жившие во времена Иисуса Христа и видевшие Его», пусть припомнит, что – блажени не видевшии, и веровавше. Но как нетленное тело может иметь следы от ударов и подлежать осязанию? Как?… Это сверхъестественно и допущено Домостроительством Божиим, так как Иисус Христос и ел и пил только для большего убеждения учеников.
- 30.
Многа же и ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими, яже не суть писана в книгах сих…
Речь здесь, конечно, о тех знамениях, которые сотворил Иисус Христос после Воскресения; поэтому евангелист и прибавил: пред ученики Своими. Как прежде Воскресения нужно было много знамений для того, чтобы уверовали, что Иисус Христос есть Сын Божий, так и после Воскресения нужно было совершить много их для того, чтобы уверовали, что Он воскрес. Или же здесь сказано вообще и о тех чудесах, которые были совершены Иисусом Христом прежде Воскресения, и о тех, которые были совершены Им после Воскресения.
- 31.
Сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий…
Не ради честолюбия, говорит Иоанн, мы записали все это, – иначе мы записали бы и много другого, – а ради одной только необходимости, именно, – чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий, предвозвещенный пророками.
И да верующе, живот имате во имя Его
т.е. через Него, так как Сам Он есть жизнь; живот имате, конечно – вечный.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > От Иоанна святое благовествование > Глава 20