< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Глава 38

  • Закрыть сопоставления
  • 1. O Lord, rebuke me not in thy wrath: neither chasten me in thy hot displeasure.
  • 2. For thine arrowes sticke fast in me; and thy hand presseth me sore.
  • 3. There is no soundnesse in my flesh, because of thine anger: neither is there any rest in my bones, because of my sinne.
  • 4. For mine iniquities are gone ouer mine head: as an heauy burden, they are too heauie for me.
  • 5. My wounds stinke, and are corrupt: because of my foolishnesse.
  • 6. I am troubled, I am bowed downe greatly; I goe mourning all the day long.
  • 7. For my loynes are filled with a loathsome disease: and there is no soundnesse in my flesh.
  • 8. I am feeble and sore broken; I haue roared by reason of the disquietnesse of my heart.
  • 9. Lord, all my desire is before thee: and my groning is not hid from thee.
  • 10. My heart panteth, my strength faileth me: as for the light of mine eies, it also is gone from me.
  • 11. My louers and my friends stand a loofe from my sore: and my kinsmen stand a farre off.
  • 12. They also that seeke after my life, lay snares for me: and they that seeke my hurt, speake mischieuous things, and imagine deceits all the day long.
  • 13. But I, as a deafe man, heard not; and I was as a dumbe man that openeth not his mouth.
  • 14. Thus I was as a man that heareth not; and in whose mouth are no reproofes.
  • 15. For in thee, O Lord, doe I hope: thou wilt heare, O Lord my God.
  • 16. For I said, heare me, least otherwise they should reioyce ouer me: when my foot slippeth, they magnifie themselues against me.
  • 17. For I am ready to halt, and my sorrow is continually before me.
  • 18. For I will declare mine iniquitie; I will be sory for my sinne.
  • 19. But mine enemies are liuely, and they are strong: and they that hate mee wrongfully, are multiplied.
  • 20. They also that render euill for good, are mine aduersaries: because I follow the thing that good is.
  • 21. Forsake me not, O Lord: O my God, be not farre from me.
  • 22. Make haste to helpe mee, O Lord my saluation.

2-3.- Давид, пораженный болезнью (см. (Пс 37:1), на которую смотрел, как на заслуженное последствие своего греха, решается не отвечать на все несправедливые обличения, которые возводились на него его врагами (см. (Пс 37:13) "доколе нечестивый предо мною", пока гнев Божий, допускающий это главенство над ним нечестивого не прекратится. Давид с покорностью Божественному провидению решается молчать и тогда, когда он мог сказать о том "добром", что он делал и что забывали его враги, старавшиеся находить в нем одно дурное.

4."Воспламенялось сердце", "в мыслях моих возгорелся огонь" - Давида мучили жгучие, беспокойные опасения относительно исхода своей болезни.

5-7.- Сознание Давидом своего греха было настолько глубоко, болезнь - настолько сильна, что он убежден был в скорой своей кончине. Очевидно, жизни его осталось в размере "пяди", ширины кисти руки, т. е. около 7 сантиметров. Давид означает этим выражением, что жить ему осталось самое ничтожное количество дней. Вся вообще продолжительность человеческой жизни пред Богом совершенное ничто; она подобна призраку, тени, быстро исчезающей, и вся деятельность человека, направленная на приобретение и упрочение своего блага, напрасна, бесполезна и жалка. Этой проповедью о ничтожности жизни Давид произносил осуждение своей прошлой деятельности: он не находил за ней ничего ценного, а потому с опасением смотрит на исход жизни.

8.Что иное, Господи, как не отвержение, я могу ожидать от Тебя при своей кончине? Я сознаю свой грех и свою виновность пред Тобою, но загладить ее не могу за скорой своей смертью, поэтому вся моя надежда на Тебя, Твою милость ко мне и снисхождение.

9.Прости мне мои беззакония, очисти от них и не дай нечестивому ("безумному") торжествовать надо мною.

10-11.- Давид изображает свою полную покорность воле Бога и посланным ему страданиям.

12."Краса человека рассыплется от обличений Бога". Под обличениями Бога разумеются не одни обличения словом, но и насланием на человека соответственно его грехам внешних наказаний. Человек же пред Богом грешит постоянно и своим поведением способен вызывать Его сильный гнев. Если бы Бог относился к человеку только как его строгий Судья, то никто из людей не устоял бы пред Его правдой и все должны бы погибнуть.

13.Человека сохраняет милость и снисхождение к нему Бога, и об этом снисхождении к себе Давид и молит Его. "Ибо я странник у Тебя и пришлец". Земная жизнь человека есть странствования, т. е. она временна. Настоящая же жизнь начинается за окончанием земной. Как странник, каждый человек подвержен опасностям со стороны своих греховных страстей и привязанностей к земным интересам заплутаться на своем пути. Со стороны Бога нужны для человека руководство на этом пути и снисхождение к слабостям странника. Такое руководство Давид нашел в своих бедствиях и переживаемой им болезни, раскрывшей пред ним его виновность. Но для исправления пути одного обличительного руководства Давиду недостаточно: ему нужно снисхождение и милость Бога.

14.Давид и молит Бога о даровании ему этой милости: "отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться", т. е. не умерщвляй меня в моей болезни, прекрати мои страдания и дай тем мне возможность "подкрепиться", позаботиться о своем нравственном возрождении и заглаждении своего греха. Эта молитва Давида тождественна с молитвой Иова (см. (Иов 16:6).