< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Глава 35

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Plead my cause (O Lord) with them that striue with mee: fight against them that fight against me.
  • 2. Take hold of shield and buckler, and stand vp for mine helpe.
  • 3. Draw out also the speare, and stop the way against them that persecute me: say vnto my soule, I am thy saluation.
  • 4. Let them be confounded and put to shame that seeke after my soule: let them be turned backe and brought to confusion, that deuise my hurt.
  • 5. Let them be as chaffe before the wind: and let the Angel of the Lord chase them.
  • 6. Let their way be darke and slippery, and let the Angel of the Lord persecute them.
  • 7. For without cause haue they hid for me their net in a pit, which without cause they haue digged for my soule.
  • 8. Let destruction come vpon him at vnawares, and let his net that hee hath hid, catch himselfe: into that very destruction let him fall.
  • 9. And my soule shalbe ioyfull in the Lord: it shall reioyce in his saluation.
  • 10. All my bones shall say, Lord, who is like vnto thee which deliuerest the poore from him that is too strong for him, yea the poore and the needy, from him that spoileth him?
  • 11. False witnesses did rise vp they layd to my charge things that I knew not.
  • 12. They rewarded mee euill for good, to the spoiling of my soule.
  • 13. But as for me, when they were sicke, my clothing was sack-cloth: I humbled my soule with fasting, and my prayer returned into mine owne bosome.
  • 14. I behaued my selfe as though he had bene my friend, or brother: I bowed downe heauily, as one that mourneth for his mother.
  • 15. But in mine aduersitie they reioyced, and gathered themselues together: yea, the abiects gathered themselues together against me, & I knew it not, they did teare me, and ceased not,
  • 16. With hypocriticall mockers in feasts: they gnashed vpon mee with their teeth.
  • 17. Lord, how long wilt thou looke on? rescue my soule from their destructions, my darling from the lyons.
  • 18. I will giue thee thankes in the great congregation: I will praise thee among much people.
  • 19. Let not them that are mine enemies wrongfully, reioyce ouer me: neither let them winke with the eye, that hate me without a cause.
  • 20. For they speake not peace: but they deuise deceitfull matters against them that are quiet in the land.
  • 21. Yea they opened their mouth wide against me, and saide, Aha, Aha, our eye hath seene it.
  • 22. This thou hast seene (O Lord) keepe not silence: O Lord be not farre from me.
  • 23. Stirre vp thy selfe and awake to my iudgement, euen vnto my cause, my God and my Lord.
  • 24. Iudge me O Lord my God, according to thy righteousnesse, and let them not reioyce ouer me.
  • 25. Let them not say in their hearts, Ah, so would we haue it: let them not say, We haue swallowed him vp.
  • 26. Let them be ashamed and brought to confusion together, that reioyce at mine hurt: let them bee cloathed with shame and dishonour, that magnifie themselues against me.
  • 27. Let them shoute for ioy, and bee glad that fauour my righteous cause: yea let them say continually, Let the Lord bee magnified, which hath pleasure in the prosperity of his seruant
  • 28. And my tongue shall speake of thy righteousnesse, and of thy praise all the day long.

2.Давид уясняет себе основной, психологический источник и причину нечестия беззаконного. Причина эта - отсутствие в нем "страха Божия пред глазами его". Страх Божий есть благоговейное чувство пред Богом, обязывающее человека стремиться к тому, чтобы не оскорблять Последнего, никаким дурным помыслом и поступком. В основании такого страха лежит признание человеком чистоты Его заповедей и их высокого и благотворного значения для человека. Если есть в человеке такое сознание и такой страх пред Богом, то все старания его будут направляться к согласованию своих действий и внутренних стремлений с заповедями Господа. Если же подобного настроения нет в человеке, не может быть в нем и заботливости о чистоте своих поступков: руководящим принципом и началом деятельности становится его благо личное и удовлетворение своих желаний земных. Поэтому то небольшое самоограничение, какое налагает на себя нечестивый, или точнее - некоторая нравственная самооценка своих действий, которой иногда и он может отдаваться, не может быть понимаема, как забота о нравственном перерождении, это самообман, месть нечестивого пред самим собою, будто он "отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его".

4-5.- От отсутствия в нечестивом страха Божия зависит и то, что все его слова, поступки и помыслы направлены к неправде, лукавству и злу. Так как деятельность нечестивого имеет целью личный интерес, мелочный, то и приемы его действий основаны на лжи, строении козней, чему он отдается даже в ночное время - время покоя для других людей.

6-7.- Бог управляет миром по законам милости и правды. "Милость и истина Его до облаков и неба; правда, как горы, и судьбы - бездна великая". Сравнения, употребленные автором, имеют целью показать, что в Боге - вся истина и вся правда и что только ими Он управляет всем миром, человеком и скотом.

8."Сыны человеческие" - все люди. "В тени крыл" - под сенью, покровительством Бога - тоже, что и под крыльями наседки, которая ревниво оберегает своих птенцов. Так и Бог печется о всем живущем и особенно о человеке.

9."Тук дома Твоего", "поток сладостей" - образы, указывающие на богатые дары природы, которые даны в пользование человеку.

10."Во свете Твоем мы видим свет". Так как ранее говорилось о внешних богатых источниках счастливого существования на земле, которые получаются от Бога, то означенное выражение должно, согласно с контекстом речи, понимать так: нашим благополучием ("видим свет") мы обязаны Твоей милости ("во свете Твоем").

12."Да не наступит на меня нога гордыни". - Источник праведности человека заключается в страхе Божием. Гордыня - свойство, противоположное ему. Она поддерживает в человеке стремление жить по своей воле и влечениям, а не в согласии с заповедями Господа. Смысл выражения тогда будет таким: сохрани меня, Господи, от своеволия, как причины отчуждения человека от Тебя, ибо тогда Ты не будешь хранить меня. Можно разуметь под гордыней вообще человека нечестивого, и весь стих представит молитву к Богу о спасении от неправедных врагов.

13.Если Господь выступит на защиту праведного, то там, где Он поразит нечестивых, последние "не встанут", т. е. будут уничтожены совершенно.