- 0. A prayer of the afflicted,<br>
when hee shall be in distresse,<br>
and poure foorth his meditation before the Lorde. - 1. O Lorde, heare my prayer, and let my crye come vnto thee.
- 2. Hide not thy face from me in the time of my trouble: incline thine eares vnto me: when I call, make haste to heare me.
- 3. For my dayes are consumed like smoke, and my bones are burnt like an herthe.
- 4. Mine heart is smitten and withereth like grasse, because I forgate to eate my bread.
- 5. For the voyce of my groning my bones doe cleaue to my skinne.
- 6. I am like a pelicane of the wildernesse: I am like an owle of the deserts.
- 7. I watch and am as a sparrowe alone vpon the house top.
- 8. Mine enemies reuile me dayly, and they that rage against me, haue sworne against me.
- 9. Surely I haue eaten asshes as bread, and mingled my drinke with weeping,
- 10. Because of thine indignation and thy wrath: for thou hast heaued me vp, and cast me downe.
- 11. My dayes are like a shadowe that fadeth, and I am withered like grasse.
- 12. But thou, O Lorde, doest remaine for euer, and thy remembrance from generation to generation.
- 13. Thou wilt arise & haue mercy vpon Zion: for the time to haue mercie thereon, for the appointed time is come.
- 14. For thy seruants delite in the stones thereof, and haue pitie on the dust thereof.
- 15. Then the heathen shall feare the Name of the Lord, and all the Kings of the earth thy glory,
- 16. When the Lorde shall build vp Zion, and shall appeare in his glory,
- 17. And shall turne vnto the prayer of the desolate, and not despise their prayer.
- 18. This shall be written for the generation to come: and the people, which shalbe created, shall prayse the Lord.
- 19. For he hath looked downe from the height of his Sanctuarie: out of the heauen did the Lord beholde the earth,
- 20. That he might heare the mourning of the prisoner, and deliuer the children of death:
- 21. That they may declare the Name of the Lord in Zion, and his prayse in Ierusalem,
- 22. When the people shalbe gathered together, and the kingdomes to serue the Lorde.
- 23. He abated my strength in the way, and shortened my dayes.
- 24. And I sayd, O my God, take me not away in the middes of my dayes: thy yeeres endure from generation to generation.
- 25. Thou hast aforetime layde the foundation of the earth, and the heauens are the worke of thine hands.
- 26. They shall perish, but thou shalt endure: euen they all shall waxe olde as doeth a garment: as a vesture shalt thou change them, and they shall be changed.
- 27. But thou art the same, and thy yeeres shall not fayle.
- 28. The children of thy seruants shall continue, and their seede shall stand fast in thy sight.
102.псалом принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103 же псалом - о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над 103 псалмом в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX.
Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления.
Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1-5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6-10). Его милость к нам - непомерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11-16). Милости Его вечны к боящимся Его (17-18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19-22). 1-5.- Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. - "Внутренность моя" - все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней ("недуги"), чем спасает от временной и вечной гибели ("от могилы"), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.6-7.- Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту ("правду и суд"). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю ("пути"), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.8-13.- Господь щедр, долготерпелив и многомилостив. Его гнев никогда не бывает вечным по отношению к виновному человеку, наоборот, посылаемые Им наказания всегда слабее вызвавшего их проступка. Как велико расстояние между небом и землею, так обильны благодеяния Божии над благоговеющими пред Ним, и как далек Восток от Запада, так далеко от Бога наказание человека за каждый его грех, или - так глубоко прощает, не вменяет человеку Бог многих его недостатков. Поэтому отношение Бога к человеку можно назвать отношениями отца к своим детям.14-19.- Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер ("пройдет ветер") - и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него - несокрушимая поддержка, так как Он - Царь всего мира - Царь и над небом и над всем существующим на земле.20-22.- Такого царя должны прославлять и ангелы, более человека "крепкие силою" в слушании и исполнении Его воли; они лучше человека знают Бога, так как через них, как ближайших своих слуг, Он проявляет свою силу в мире. "Крепкие силою", "воинства Его", "служители Его" - Ангелы Божии. Может быть, что разные наименовании их указывают на разные степени и виды их служения, на деление их на несколько чинов, представление о которых было не чуждо верованию евреев. Этого царя и должен восхвалять весь мир, все творение.
Изображение милостивого отношения Бога к человеку отличается здесь необыкновенной трогательностью.



