- 1. My son, keep my sayings, and let my rules be stored up with you.
- 2. Keep my rules and you will have life; let my teaching be to you as the light of your eyes;
- 3. Let them be fixed to your fingers, and recorded in your heart.
- 4. Say to wisdom, You are my sister; let knowledge be named your special friend:
- 5. So that they may keep you from the strange woman, even from her whose words are smooth.
- 6. Looking out from my house, and watching through the window,
- 7. I saw among the young men one without sense,
- 8. Walking in the street near the turn of her road, going on the way to her house,
- 9. At nightfall, in the evening of the day, in the black dark of the night.
- 10. And the woman came out to him, in the dress of a loose woman, with a designing heart;
- 11. She is full of noise and uncontrolled; her feet keep not in her house.
- 12. Now she is in the street, now in the open spaces, waiting at every turning of the road.
- 13. So she took him by his hand, kissing him, and without a sign of shame she said to him:
- 14. I have a feast of peace-offerings, for today my oaths have been effected.
- 15. So I came out in the hope of meeting you, looking for you with care, and now I have you.
- 16. My bed is covered with cushions of needlework, with coloured cloths of the cotton thread of Egypt;
- 17. I have made my bed sweet with perfumes and spices.
- 18. Come, let us take our pleasure in love till the morning, having joy in love's delights.
- 19. For the master of the house is away on a long journey:
- 20. He has taken a bag of money with him; he is coming back at the full moon.
- 21. With her fair words she overcame him, forcing him with her smooth lips.
- 22. The simple man goes after her, like an ox going to its death, like a roe pulled by a cord;
- 23. Like a bird falling into a net; with no thought that his life is in danger, till an arrow goes into his side.
- 24. So now, my sons, give ear to me; give attention to the sayings of my mouth;
- 25. Let not your heart be turned to her ways, do not go wandering in her footsteps.
- 26. For those wounded and made low by her are great in number; and all those who have come to their death through her are a great army.
- 27. Her house is the way to the underworld, going down to the rooms of death.
1-5.- Общее введение к последующему увещанию против увлечений соблазнами распутной жены имеет и в содержании и в форме много общего с прежними подобными же вводными замечаниями Премудрого (Притч 1.8; Притч 2.1; Притч 6.20; частнее ср. ст. 2 и Притч 4.4; ст. 3 и Притч 3.3). В тексте LXX слав. в начале ст. 2 есть добавление: υιε, τιμα τον Κυριον, και ισχυσεις, πλην δε αυτου μη φοβου αλλον, сыне, чти Господа, и укрепишися! кроме же Его не бойся иного. Хотя эти слова и не встречаются в других переводах, и, на первый взгляд, как бы несколько прерывают течение речи, однако, ввиду аналогичных мест книги Притчей (Притч 1.7; Притч 3.7), возможно что эти слова были и в еврейском оригинале, бывшем у LXX.
Наставление в ст. 4 - назвать мудрость сестрою, а разум - родным (свойственником) характерно как вообще для семитического образа представления отношений между лицами и предметами (напр., (Иов 17:14); (Иов 30:29); но и особенно для ветхозаветно-библейского учения о премудрости (сн. (Прем 8:2); Сир. 15.2): мудрость должна стать возлюбленным другом искателя ее, предметом его любви и вожделения. Цель мудрости, - без сомнения, благоустроение всей жизни человека, но здесь (ст. 5) указывается лишь одна из целей и одно из проявлений мудрости: мудрость дает возможность ревнителю ее устоять против обольщений прелюбодейной жены.6-9.- Совершенно противоположен правилам мудрости образ действий юноши безумного: он вовсе не держится предписываемых мудростью правил - удалять путь свой от жены прелюбодейной и не приближаться к двери дома ее (Притч 5.8), или - изгонять из сердца всякое похотливое увлечение красивой внешностью блудницы (Притч 6.5); напротив, он намеренно направляется к дому ее (Притч 7.8), видимо исполненный похоти к ней и преступных намерений, удовлетворению которых (содействует случай предвиденной, быть может, встречи (ст. 9, по-видимому, указывает на то, что юноша усиленно искал приключений) с женой блудницею, обольстительные приемы которой сейчас изображаются, ст. 10-20.10-20.- Если в гл. V беспорядочной прелюбодейной любви противопоставлялись блага любви к единой законной жене: если в Притч 6.20-35 преподавались увещания о подавлении главным образом внутренних нечистых сердечных движений, как корня и начала греха нецеломудрия, то здесь, гл. 10-20, дается подробное, конкретное изображение отвне приходящих соблазнов к нарушению седьмой заповеди десятословия, особенно же подробно изображается сама виновница мужских падений - прелюбодейная жена. Чрезвычайно конкретный образ ее смущал и еврейских и христианских толкователей книги Притчей, из которых первые даже склонялись, ввиду этого, к исключению книги Притчей из канона, а некоторые древние христианские толкователи пытались объяснять образ блудницы Притч 7.1 в аллегорическом смысле - безумия, нечестия, в противоположность изображаемой в гл. VIII-IX Премудрости Божией. Но хотя и нельзя отрицать возможности этого аллегорического понимания, однако, и непосредственное буквальное понимание рассматриваемого отдела вполне согласимо с боговдохновенностью книги Притчей, ибо цель картины, ст. 10-20 гл. VII - поучительная: Премудрый путем этого конкретного образа желает возбудить в ученике своем отвращение к соблазнам прелюбодеяния и внушить стойкость в целомудрии. Прелюбодейная жена является на улице в одежде блудницы, с покрывалом (LXX: ειδος εχουσα πορνικον, Vulg.: omatu meretricio, ст. 10), чтобы не приняли за замужнюю женщину (ср. (Быт 38:14) сл. ; Толков. Библ. т. I, с. 216). Бесстыдство, коварство лукавство обнаруживаются во всех действиях и жестах жены (ст. 11-13); особенно же в словах ее. Желая придать приглашению своему невинный вид, она поводом к приглашению выставляет (ст. 14) религиозное торжество - принесение у нее мирной жертвы всегда соединявшейся с пиршеством (Лев 7.11 сл.). Затем, завлекая юношу в свои сети, говорит (ст. 15-18) о роскошной обстановке предстоящего пиршества и плотских удовольствий, а последнее возможное колебание юноши побеждает упоминанием о долговременной отлучке своего мужа из дома (ст. 19-20).21-23.- Хитрые речи блудницы, хорошо рассчитанные на податливость чувственной природы человека, особенно юноши, увенчиваются успехом; после некоторых колебаний юноша безвольно отдается в руки губительницы и предается животным наслаждениям, губящим и тело и душу.24-27.- Тем убедительнее являются заключительные увещания избегать соблазна всякого вообще вида прелюбодеяния, конечные результаты которого всегда одни и те же; временная и вечная гибель.



