< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Глава 14

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Wisdom is building her house, but the foolish woman is pulling it down with her hands.
  • 2. He who goes on his way in righteousness has before him the fear of the Lord; but he whose ways are twisted gives him no honour.
  • 3. In the mouth of the foolish man is a rod for his back, but the lips of the wise will keep them safe.
  • 4. Where there are no oxen, their food-place is clean; but much increase comes through the strength of the ox.
  • 5. A true witness does not say what is false, but a false witness is breathing out deceit.
  • 6. The hater of authority, searching for wisdom, does not get it; but knowledge comes readily to the open-minded man.
  • 7. Go away from the foolish man, for you will not see the lips of knowledge.
  • 8. The wisdom of the man of good sense makes his way clear; but the unwise behaviour of the foolish is deceit.
  • 9. In the tents of those hating authority there is error, but in the house of the upright man there is grace.
  • 10. No one has knowledge of a man's grief but himself; and a strange person has no part in his joy.
  • 11. The house of the sinner will be overturned, but the tent of the upright man will do well.
  • 12. There is a way which seems straight before a man, but its end is the ways of death.
  • 13. Even while laughing the heart may be sad; and after joy comes sorrow.
  • 14. He whose heart is turned away will have the reward of his ways in full measure; but a good man will have the reward of his doings.
  • 15. The simple man has faith in every word, but the man of good sense gives thought to his footsteps.
  • 16. The wise man, fearing, keeps himself from evil; but the foolish man goes on in his pride, with no thought of danger.
  • 17. He who is quickly angry will do what is foolish, but the man of good sense will have quiet.
  • 18. Foolish behaviour is the heritage of the simple, but men of good sense are crowned with knowledge.
  • 19. The knees of the evil are bent before the good; and sinners go down in the dust at the doors of the upright.
  • 20. The poor man is hated even by his neighbour, but the man of wealth has numbers of friends.
  • 21. He who has no respect for his neighbour is a sinner, but he who has pity for the poor is happy.
  • 22. Will not the designers of evil come into error? But mercy and good faith are for the designers of good.
  • 23. In all hard work there is profit, but talk only makes a man poor.
  • 24. Their wisdom is a crown to the wise, but their foolish behaviour is round the head of the unwise.
  • 25. A true witness is the saviour of lives; but he who says false things is a cause of deceit.
  • 26. For him in whose heart is the fear of the Lord there is strong hope: and his children will have a safe place.
  • 27. The fear of the Lord is a fountain of life, by which one may be turned from the nets of death.
  • 28. A king's glory is in the number of his people: and for need of people a ruler may come to destruction.
  • 29. He who is slow to be angry has great good sense; but he whose spirit is over-quick gives support to what is foolish.
  • 30. A quiet mind is the life of the body, but envy is a disease in the bones.
  • 31. He who is hard on the poor puts shame on his Maker; but he who has mercy on those who are in need gives him honour.
  • 32. The sinner is overturned in his evil-doing, but the upright man has hope in his righteousness.
  • 33. Wisdom has her resting-place in the mind of the wise, but she is not seen among the foolish.
  • 34. By righteousness a nation is lifted up, but sin is a cause of shame to the peoples.
  • 35. The king has pleasure in a servant who does wisely, but his wrath is against him who is a cause of shame.

1-7.- Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости - безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. Притч 12.4). Далее противополагаются - страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), - высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. Притч 12.6), - свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. (Исх 23:1); Притч 12.17), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека - не переоценивая значения богатства (ср. Притч 10.15; Притч 13.8), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств.

8-19.- Здесь безраздельно и без строгого различия излагаются внутренние и внешние свойства и отношения мудрых - благочестивых и глупых - нечестивых. Противопоставляются - ведение мудрым пути своего и блуждание безумного на жизненном пути (ст. 8), кощунственное отношение последнего к идее греха и искупительной жертвы и благоволения во всех действиях этого рода у праведника (ст. 9), качество пути праведных и нечестивых и конечная судьба тех и других (ст. 11-12; 14-19). Попутно вставляются замечания: 1) о недоступности внутреннего мира человека, его радостей и горя, стороннему свидетелю или наблюдателю (ст. 10) и 2) безотрадное, почти пессимистическое наблюдение, что всякая радость, счастье таит в себе зародыш печали, несчастия (ст. 13).

20-27.- Из двух стихов - 20 и 21, в первом указывается частое, хотя и не нормальное с нравственной точки зрения, явление - дружба лишь по видам корысти, - а во втором проводится моральное воззрение на этот пункт. Далее следуют сентенции: о гибельности злоумышления против ближнего и о благотворности доброжелательства (ст. 22), о пользе труда и о вреде празднослова (ст. 23), о богатстве, как уделе мудрых, и скудости, постигающей безумного (ст. 24), о спасительности истинного свидетельства и пагубности лжесвидетельства (ст. 25); наконец, в связи с последним, а вместе с содержанием целого отдела, говорится о страхе Божьем, как источнике всякого блага жизни и самой жизни (ст. 26-27).

28-35.- Содержание отдела отчасти затрагивает область государственной жизни, указывается благо царя в многочисленности подданных его и несчастие - в малочисленности их (ст. 26); определяется основной закон возвышения и унижения народов - правда (ст. 34); царь представляется идеальной силой, как бы совестью народа, по справедливости награждающей благие деяния и карающей нечестие (ст. 35). С другой стороны и главным образом оттеняется значение и благо личной добродетели, и зло ее противоположности - нечестия, - так противопоставляются: долготерпение и раздражение (ст. 29), кротость и зависть (ст. 30), конечная гибель нечестивого и надежда на спасение у человека благочестивого (ст. 32). Высокое значение признается в особенности за делами милости, причем высказывается мысль, со всей ясностью повторяемая в Евангелии (Мф 25:36), что милосердие или немилосердие человека к ближнему Бог благоволит принимать и вменять Себе Самому (ст. 31, сн. Притч 17.5).