< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Глава 11

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Scales of deceit are hated by the Lord, but a true weight is his delight.
  • 2. When pride comes, there comes shame, but wisdom is with the quiet in spirit.
  • 3. The righteousness of the upright will be their guide, but the twisted ways of the false will be their destruction.
  • 4. Wealth is of no profit in the day of wrath, but righteousness keeps a man safe from death.
  • 5. The righteousness of the good man will make his way straight, but the sin of the evil-doer will be the cause of his fall.
  • 6. The righteousness of the upright will be their salvation, but the false will themselves be taken in their evil designs.
  • 7. At the death of an upright man his hope does not come to an end, but the hope of the evil-doer comes to destruction.
  • 8. The upright man is taken out of trouble, and in his place comes the sinner.
  • 9. With his mouth the evil man sends destruction on his neighbour; but through knowledge the upright are taken out of trouble.
  • 10. When things go well for the upright man, all the town is glad; at the death of sinners, there are cries of joy.
  • 11. By the blessing of the upright man the town is made great, but it is overturned by the mouth of the evil-doer.
  • 12. He who has a poor opinion of his neighbour has no sense, but a wise man keeps quiet.
  • 13. He who goes about talking of others makes secrets public, but the true-hearted man keeps things covered.
  • 14. When there is no helping suggestion the people will have a fall, but with a number of wise guides they will be safe.
  • 15. He who makes himself responsible for a strange man will undergo much loss; but the hater of such undertakings will be safe.
  • 16. A woman who is full of grace is honoured, but a woman hating righteousness is a seat of shame: those hating work will undergo loss, but the strong keep their wealth.
  • 17. The man who has mercy will be rewarded, but the cruel man is the cause of trouble to himself.
  • 18. The sinner gets the payment of deceit; but his reward is certain who puts in the seed of righteousness.
  • 19. So righteousness gives life; but he who goes after evil gets death for himself.
  • 20. The uncontrolled are hated by the Lord, but those whose ways are without error are his delight
  • 21. Certainly the evil-doer will not go free from punishment, but the seed of the upright man will be safe.
  • 22. Like a ring of gold in the nose of a pig, is a beautiful woman who has no sense.
  • 23. The desire of the upright man is only for good, but wrath is waiting for the evil-doer.
  • 24. A man may give freely, and still his wealth will be increased; and another may keep back more than is right, but only comes to be in need.
  • 25. He who gives blessing will be made fat, but the curser will himself be cursed.
  • 26. He who keeps back grain will be cursed by the people; but a blessing will be on the head of him who lets them have it for a price.
  • 27. He who, with all his heart, goes after what is good is searching for grace; but he who is looking for trouble will get it.
  • 28. He who puts his faith in wealth will come to nothing; but the upright man will be full of growth like the green leaf.
  • 29. The troubler of his house will have the wind for his heritage, and the foolish will be servant to the wise-hearted.
  • 30. The fruit of righteousness is a tree of life, but violent behaviour takes away souls.
  • 31. If the upright man is rewarded on earth, how much more the evil-doer and the sinner!

1-11.- Предостережение от применения неправильных весов и увещание к добросовестности в этом отношении (ст. 1, сн. Притч 20.10), составляет повторение постановления закона (Втор 25:13-16); нередкое повторение этого правила требовалось частыми случаями его нарушения особенно в торговле (Сир 26:27). Премудрый подкрепляет наставление свое мыслью о Всеведущем и Всеправедном Боге. О пагубности гордости (ст. 2) Премудрый говорит неоднократно (см. Притч 16.18; Притч 18.12), равно как и о благе противоположной добродетели - смирения (сн. Притч 3.34), которое, по контексту данного места (ст. 2), есть вместе и мудрость и прославление. LXX делают здесь прибавку, - по-славянски: умираяй праведник остави раскаяние, удобна же бывает и посмеятелна нечестивых погибель, - выражающую ту мысль, что противоположное нравственное настроение праведного и нечестивого при жизни сопровождается или имеет следствием различный до противоположности характер самой смерти и посмертной памяти того и другого. Ст. 3 продолжает мысль ст. 2 о превосходстве прямодушия праведности пред коварством злобы - даже для одного внешнего благополучия человека. Ст. 4 усиливает мысль ст. 2 гл. Х-ой: не только богатство, собранное неправыми путями и средствами (Притч 10.2), но и вообще всякое богатство не принесет пользы нечестивому, спасение заключается лишь в правде, праведности, - спасение именно день гнева", т. е. Божественного гнева и суда Божия (ср. (Иез 7:19); (Соф 1:18); (Сир 5:10). Ст. 5-6 совершенно параллельны как между собой, так и со ст. 3 (ср. также Притч 10.3; (Прем 5:15), выражая противоположность жизненного жребия праведного и нечестивого, соответствующую противоположной нравственной настроенности того и другого. Из особенностей духовного настроения праведного и нечестивого объясняется, по ст. 7-8, противоположная судьба того и другого, как при жизни, так и по смерти: праведник, выше всего ценящий благо общения с Богом, переходя в загробную жизнь, в этом самом убеждении своем имеет крепкую и благую надежду на милосердие Господа (ср. Притч 10.28); напротив, нечестивый, при жизни всею душой преданный земным благам и пренебрегавший благом общения с Богом, умирая, лишается благ земных, к которым страстно был привязан душой (Пс 48:18), уразумевает, наконец, истинную цену благ духовных, и в этом позднем сознании - заключается для него источник новых мучений. Прижизненное спасение праведника от скорби, которая вместо него постигает нечестивого (ст. 8), - примеры часто бывали в библейской истории (по книге Есфирь, гибель, ожидавшая иудеев в Мардохее, в действительности постигла язычников и Амана гл. VII-IX; по кн. пророка Даниила, нечестивые клеветники этого пророка погибли вместо него, (Дан 6:25), - составляло скорее благочестивое теократическое верование избранного народа Божия (ср. (Ис 43:3), чем факт опыта, который (опыт) всегда даст гораздо более примеров противоположного свойства. На почве этого выражения могло создаваться убеждение, что общественное мнение всегда сорадуется счастью праведника и радуется гибели нечестивого (ст. 10-11, ср. (Есф 8:15); (Есф 3:15), хотя действительность, конечно, предоставляет немало явлений и обратных тому. Во всяком случае, присутствие в городе людей праведных есть залог благополучия и общества (ср. (Быт 18:24) сл.).

12-15.- Следует ряд изречений разнородного содержания, частью в отношении к личной нравственной жизни человека, (ст. 12-13), частью в связи с общественными (ст. 15) и государственными (ст. 14) отношениями. Именно, осуждается как горделивое, презрительное отношение к ближнему, обыкновенно служащее признаком глупости гордого (ст. 12а ср. Притч 14.21), так и легкомысленное отношение к чести и доброму имени ближнего, выражающееся в распространении слухов и речей, служащих к его опорочению (ст. 13а, ср. Лев 19.16; (Иер 9:3); похваляется, напротив, скромность, молчаливость (12б) и верность в хранении вверенной тайны (13б, ср. (Сир 19:10); (Сир 27:16-21). В отношении народного управления одобряется присутствие при царе многих советников (ст. 14, сн. Притч 15.22; Притч 24.6), разумеется, если они люди - глубокого ума и доброй совести. В ст. 15 повторяется, данное уже в Притч 6.1 предостережение против необдуманного поручительства, и одобряется житейская осторожность в этом отношении.

16-23.- Взаимное соотношение двух половин ст. 16-го по тексту евр. -масор. и Вульг представляется неясным и может быть понято лучше по тексту LXX (слав., русск. синод.), имеющему между этими двумя предложениями два других, из которых первое заключает в себе противоположение первой мысли стиха, а другое - второй его половине. Весь стих 16 по т. LXX читается так:Γυνη ευχαριστος εγειρει ανδρι δοξαν, θρονος δε ατιμιας γυνη μισουσα δικαια πλουτου οκνηροι ενδεεις γινονται, οι δε ανδρειοι ερειδονται πλουτω. Слав. и русск. синод, дословно передают чтение LXX, причем слова, не имеющиеся в евр. т., в русск. заключены в скобки. Вместо этого антитетического параллелизма Вульгата ближе к т. евр. - дает параллелизм синтетический или сравнительный: mulier gratiosa inveniet gloriam et robusti habebunt divitias. Чтение LXX-ти ст. 16 заслуживает предпочтения пред т. масор. и Вульг. Мысль стиха: блага, даже внешние, приобретаются усилиями человека. В следующих стихах (17 и дал.) развивается мысль, что блага жизни достигаются именно нравственными усилиями, богоугодной религиозно-нравственной настроенностью человека. Именно источником благосостояния человека называется прежде всего благотворительность (ст. 17, сн. ст. 25), затем правда (ст. 18-19), благоговейная непорочность пред Богом (ст. 20-21). Вместе с тем противоположные пороки: немилосердие, коварство, жестокость, нечестие, являются источником гибели для повинных в тех пороках людей. Это, вообще, столь часто повторяющаяся, в книге Притчей, мысль о соответствии земного жребия человека его религиозно-нравственному достоинству (ср. (Гал 6:8); (1Тим 4:8). В ст. 22, соответственно тому, в образном сравнении высказывается мысль о непристойности благолепия или, общее, блага для нравственного безобразия, которое от присоединения к нему изящной обстановки еще нагляднее являет свое ничтожество (ст. 22-й - пример так называемой эмблематической притчи). Ст. 23 представляет как бы заключительное обобщение предыдущих мыслей - о противоположности жизненных стремлений и чаяний праведных и нечестивых.

24-26.- Высоко ценя щедрость и благотворительность, Премудрый устраняет здесь возможное у благотворителей опасение разорения, обеднения, - указывая на особое промышление Божие о благотворительных, у которых по мере большего развития щедрости увеличивается благосостояние (ст. 24-25, сн. (Пс 111:9); (2Кор 9:9); напротив излишняя бережливость (ст. 24б), а особенно неумеренная скупость, соединенная с жестоким равнодушием к нужде ближнего (26а), не созидают благополучия человека. В ст. 26а имеется в виду случай народного голода, когда случается, что корыстолюбивый торговец намеренно задерживает, не пускает в продажу своих запасов хлеба, чтобы после иметь большой барыш: участь таких алчных и немилосердных людей - проклятие со стороны народа (ср. (Сир 5:4). В тексте LXX и слав. эта мысль усиливается посредством стоящего здесь в начале ст. 26 добавления: ο συνεχων σιτον υπολειποιτο αυτον τοις εθνεσι [Дальнейших слов: διμιουλκων σΐτον δημοκαταρτος - в принятом греч. тексте нет, но они имеются в кодд. 2:23, 161 у Гольмеса, у св. Вас. Вел. и И. Злат.], слав.: удержаваяй пшеницу оставит ю языком, - т. е. при возможном вторжении в страну неприятелей алчные хлеботорговцы, отказывавшие своим соотечественникам в насущном хлебе, сделаются со всем имуществом своим жертвой грабежа иноплеменных поработителей

27-28.- Мысль ст. 27 с небольшим изменением была высказана выше - в Притч 10.24, а - ст. 28-го - в ст. 2 той же главы. Уподобление благосостояния праведника цветущему дереву (ст. 28) не раз встречается в Библии (Пс 1:3); (Пс 91:13); (Ис 66:14).

29."Получит в удел ветер", т. е. лишится (сн. (Ис 26:18); (Ос 8:7), расточительный и безумный и, вследствие бедности и разорения (Лев 25.39), принужден будет стать рабом более толкового, что, по мысли Премудрого, в порядке вещей (Притч 17.2).

30-31.- Плоды праведности - жизнь с ее благами (ст. 30, сн. Притч 3.18) убеждают всякого в действительности нравственного миропорядка. Тем бесспорнее страшное возмездие нечестивому (ст. 31). Ст. 31 по чтению LXX буквально и повторяется в (1Пет 4:18) в отношение к христианскому обществу.