< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Глава 8

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Is not wisdom crying out, and the voice of knowledge sounding?
  • 2. At the top of the highways, at the meeting of the roads, she takes her place;
  • 3. Where the roads go into the town her cry goes out, at the doorways her voice is loud:
  • 4. I am crying out to you, O men; my voice comes to the sons of men.
  • 5. Become expert in reason, O you simple ones; you foolish ones, take training to heart.
  • 6. Give ear, for my words are true, and my lips are open to give out what is upright.
  • 7. For good faith goes out of my mouth, and false lips are disgusting to me.
  • 8. All the words of my mouth are righteousness; there is nothing false or twisted in them.
  • 9. They are all true to him whose mind is awake, and straightforward to those who get knowledge.
  • 10. Take my teaching, and not silver; get knowledge in place of the best gold.
  • 11. For wisdom is better than jewels, and all things which may be desired are nothing in comparison with her.
  • 12. I, wisdom, have made wise behaviour my near relation; I am seen to be the special friend of wise purposes.
  • 13. The fear of the Lord is seen in hating evil: pride, a high opinion of oneself, the evil way, and the false tongue, are unpleasing to me.
  • 14. Wise design and good sense are mine; reason and strength are mine.
  • 15. Through me kings have their power, and rulers give right decisions.
  • 16. Through me chiefs have authority, and the noble ones are judging in righteousness.
  • 17. Those who have given me their love are loved by me, and those who make search for me with care will get me.
  • 18. Wealth and honour are in my hands, even wealth without equal and righteousness.
  • 19. My fruit is better than gold, even than the best gold; and my increase is more to be desired than silver.
  • 20. I go in the road of righteousness, in the way of right judging:
  • 21. So that I may give my lovers wealth for their heritage, making their store-houses full.
  • 22. The Lord made me as the start of his way, the first of his works in the past.
  • 23. From eternal days I was given my place, from the birth of time, before the earth was.
  • 24. When there was no deep I was given birth, when there were no fountains flowing with water.
  • 25. Before the mountains were put in their places, before the hills was my birth:
  • 26. When he had not made the earth or the fields or the dust of the world.
  • 27. When he made ready the heavens I was there: when he put an arch over the face of the deep:
  • 28. When he made strong the skies overhead: when the fountains of the deep were fixed:
  • 29. When he put a limit to the sea, so that the waters might not go against his word: when he put in position the bases of the earth:
  • 30. Then I was by his side, as a master workman: and I was his delight from day to day, playing before him at all times;
  • 31. Playing in his earth; and my delight was with the sons of men.
  • 32. Give ear to me then, my sons: for happy are those who keep my ways.
  • 33. Take my teaching and be wise; do not let it go.
  • 34. Happy is the man who gives ear to me, watching at my doors day by day, keeping his place by the pillars of my house.
  • 35. For whoever gets me gets life, and grace from the Lord will come to him.
  • 36. But he who does evil to me, does wrong to his soul: all my haters are in love with death.

1-3.- Еще прежде, в начале книги Притч 1.20-21 след., Премудрый вводил в речь свою проповедь Премудрости от собственного ее лица, а в Притч 3.19-20 упомянул об участии Премудрости в творении мира и промышлении. Теперь он делает то же значительно подробнее: почти целых две главы, VIII-IX, посвящены раскрытию учения самой Премудрости о себе самой, о достоинстве - Божеском или Божественной природе Премудрости, о миротворческой, миропромыслительной и мироспасающей деятельности, о высочайших свойствах и богатейших дарах ее, о значении для человечества и т. д. Священный писатель как бы намеренно в предыдущих главах (гл. IV-VII) сгруппировал и исчерпал все возможные виды и случаи соблазнов на пути благочестивой и мудрой жизни, чтобы здесь, в гл. VIII-IX, цельнее изобразить положительным образом истинную мудрость по учению самой же Ипостасной Премудрости. При этом, естественно, отсутствует всякое упоминание о том, что это учение дошло до Премудрого по преданию от предков (как в Притч 4.3-4 и дал.). Даваемая чтением ст. 1 LXX и слав. форма обращения к слушателю: συ την σοφιαν κηρυξεις, ινα φρονησις σοι υπακουση, сыне, премудрость проповеждь, да разум послушает тебе, менее удобоприемлема, чем по чтению евр. масор. Вульг. и русск.: проповедующею выступает сама Премудрость Божия. Подобно всем проповедникам вещаний Божиих - пророкам, апостолам Премудрость проповедует во всех местах общественных собраний, равно вообще всюду, где только можно встретить слушателей: на возвышенностях, на дорогах, распутиях и перекрестках, при входе в город - у городских ворот, на улицах и при входе в дома (ст. 2-3). Как бы ни были шумны подобные народные собрания, но и среди сутолоки и шума празднословящих и спорящих людей, раздаются, подобно некоторому гимну, поучительные и назидательные речи из уст ревнителей и вестников Божественной мудрости.

4-13.- Премудрость обращает призыв Свой решительно ко всем людям - к праведным и нечестивым, знатным и простолюдинам [Мидраш объясняет различие обращений в ст. 4 - "люди" или "мужи" (ишим) и - "сыны человеческие" (бене-адам) так: "если будете достойны и сохраните закон, то будете называться, подобно Аврааму, Исааку и Иакову - "мужами", ишим, а если нет, то - "сынами человеческими", бене - адам, подобно Адаму, который не сохранил Закона и потому был изгнан из рая" (Midr. s. 21)]; всех призывает, по руководству Божественной Премудрости, развивать свои умы и сердца (ст. 5), обогащая ум всякими полезными сведениями духовной и житейской мудрости (ср. Притч 1.4; (Еккл 1:13) и сообщая сердцу устойчивость в истинном добре (ср. (Мф 10:16). Вещает Премудрость нечто безмерно важное в жизни человеческой (ст. 6; ср. (Мф 7:29), именно: чистую истину, подлинную правду, совершенную справедливость, все же противное тому Ей абсолютно чуждо: все эти наставления Премудрости, при всей своей высоте и глубине, однако вполне доступны разумению человека (ст. 7-9). Поэтому стяжание этих учений должно быть предметом больших вожделений и исканий человека, чем приобретение богатств и сокровищ (ст. 10-11, сн. Притч 3.14-15; (Иов 28:15-16); (Прем 7:9). Сила совета и способность руководить мысль людей к достижению правильного решения в делах неизменно присущи Божественной Мудрости, основу же и самую сущность мудрости, сообщаемой Ею, составляет страх Божий и отвращение от зла (ст. 12-13, сн. Притч 1.7; Притч 9.10).

14-21.- Изображаются высокоценные дары и преимущества истинной мудрости, источник которой - в Мудрости Божественной. Все дела человеческие могут иметь прочный успех только при содействии Премудрости Божественной, так как только Она одна обладает в совершенстве светом, разумом и силой, нужными для осуществления Ее мероприятий, - к благу человека, - без Ее содействия мудрость человеческая бессильна (ст. 14). В частности цари, правители, всякие власти и законодатели могут мудро управлять подчиненными народами и обществами, могут издавать мудрые и полезные законы только при содействии Той же Божественной Премудрости (ст. 15-16, сн. (Дан 2:21). Все обилие благ, присущих Премудрости, Она всегда готова даровать любящим Ее и разумеющим истинную ценность Ее даров (ст. 17-21). Таковы дивные дары Премудрости. Но божественная природа и достоинство Ее разительнейшим образом выразились еще в участии Премудрости в деле творения мира, о чем и говорит теперь, ст. 22-31, Премудрый.

22-31.- В этом отделе отцы и учителя Церкви не без основания усматривали под предвечной и миротворящей Премудростью ипостасную Премудрость, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сына Божия, сближая понятие о Ней с понятием о Слове Божием, которое, по учению Апост. и Евангелиста Иоанна Богослова, изначала было у Бога, само было Бог, через Которое "все произошло, и без Которого не начало быть ничто, что произошло" (Ин 1:1-3), ср. (Евр 1:2); (Откр 3:14). Без сомнения, на ветхозаветной почве не могло быть такой ясности и раздельности, точности и определенности в учении о Логосе или Слове Божием, какую получило это понятие в учении св. Евангелиста Иоанна: для ветхозаветного, даже и боговдохновенного, мудреца миротворящая Премудрость Божия есть, прежде всего, идея мира, предсуществовавшая у Бога до творения, - есть то начало, которое явилось посредствующей орудной причиной всего творения, эта идея и начало изображаются здесь олицетворенно. Говорить же нарочито о Божественном достоинстве второй Ипостаси Премудрый не мог. Совершенно ошибочно, в IV веке по Р. X., во время христологических соборов, ариане на основании слов Премудрости: "Господь созда (LXX, εκτισε) мя начало путий Своих" (ст. 22) защищали свое лжеучение, что Сын Божий есть тварь. Против этого православные богословы указывали на еврейское чтение этого текста, понимая евр. гл. кана в смысле: приобрел (εκιησαιο, как у Филона и Оригена, или εκτοσε με, как в кодд. 23, 252 у Гельмеса. Vulg: possedit me, русск. синод.: имел Меня началом...); или же относя понятие творчества собственно к вочеловечению сына Божия. Оба эти последние объяснения имеют свое значение и основание. Но следует, во всяком случае, помнить, что в Ветхом Завете не могло быть богословской точности в формулировке идеи Логоса, и потому понятие "создания" здесь могло быть приложено и к Премудрости Божественной. В книге Иисуса сына Сирахова, учение которой стоит под неоспоримым влиянием книги Притчей, Премудрость не раз называется созданной Богом: (Сир 1:4): προτερα παντων εκτισται σοφια; (Сир 1:9): αυτος εκησεν αυτην; (Сир 24:8): ο κτισας με. Однако уже до-мирное существование Премудрости, утверждаемое в Притч 8.22-31, составляет верное предвестие новозаветного учения о Слове или Сыне Божием. Вся речь Премудрости распадается на два отдела: ст. 22-26 и ст. 27-31, из которых в первом показывается до-мирное существование Премудрости, а во втором утверждается деятельное участие Премудрости в творении мира и отдельных видов сотворенного. Премудрость помазана была (ст. 23, ср. (Пс 2:6), т. е., была представлена Богом быть владычицею творений (ср. о Сыне Божием (Откр 3:14): 'η αρχη της κτισεως του θeoυ) еще прежде появления последних - прежде сотворения самой земли в ее первобытном виде (ст. 23), прежде появления великой мировой бездны, всяких водовместилищ, гор, холмов и начала всякой органической жизни (24-25, ср. (Пс 89:2), (Иов 38:6) и др.) существовала и именно была рождена Богом Премудрость (ст. 24-25). Рожденная прежде всякого творение (ср. о Сыне Божием: πρωτοτοκος πασης κτισεως, (Кол 1:15), Премудрость отнюдь не была пассивной свидетельницей самого творения мира, напротив, во всем процессе миротворения (ст. 27-30, и ср. (Иов 26:9); (Иов 38:10) и дал.) Она была неизменной участницей дела Божия, отпечатлевая свой небесный облик на делах творений Божиих. И как завершением и целью творения мира было создание человека (Быт 1:26) сл.), так особенным предметом участия и радости Премудрости было также именно создание человека - венца творений Божиих, на котором, как на образе и подобии Божием, совершеннейшим образом отпечатлелась печать и Премудрости (ст. 30б-31а). Это особенное участие Премудрости в деле создания человека вполне отвечает библейскому сказанию о бывшем в Пресвятой Троице совете пред сотворением человека (Быт 1:26), ср. Толков Библ. т. I, с. 11). Истинный, изначальный источник радования Ипостасной Премудрости или Логоса заключался именно в общении Его с Богом Отцом (Ин 17:24), а радость Ее в творениях и особенно в людях является отобразом той премирной радости. Отдел Притч 8.22-30 в качестве паримии и читается в храмах на богослужении в дни: Обрезания Господня (1 янв.), Благовещения Пресв. Богор., напоминая верующим о том, что воплотившийся Сын Божий от вечности существовал в общении с Богом Отцом.

32-36.- К людям, как преимущественным носителям мудрости, запечатленной Творцом на всем творении, Премудрость обращается теперь с увещанием слушать и хранить наставления мудрости, так как в слушании и хранении их заключено все блаженство и вся жизнь человека (ст. 32, 34, 35, ср. (Пс 118:1-2); (Лк 11:23), тогда как уклоняющиеся от общения с Премудростью, а тем более ненавидящие Ее, готовят себе временную и вечную смерть.