- 1. He who keeps himself separate for his private purpose goes against all good sense.
- 2. A foolish man has no pleasure in good sense, but only to let what is in his heart come to light.
- 3. When the evil-doer comes, a low opinion comes with him, and with the loss of honour comes shame.
- 4. The words of a man's mouth are like deep waters: the fountain of wisdom is like a flowing stream.
- 5. To have respect for the person of the evil-doer is not good, or to give a wrong decision against the upright.
- 6. A foolish man's lips are a cause of fighting, and his mouth makes him open to blows.
- 7. The mouth of a foolish man is his destruction, and his lips are a net for his soul.
- 8. The words of one who says evil of his neighbour secretly are like sweet food, and go down into the inner parts of the stomach.
- 9. He who does not give his mind to his work is brother to him who makes destruction.
- 10. The name of the Lord is a strong tower: the upright man running into it is safe.
- 11. The property of a man of wealth is his strong town, and it is as a high wall in the thoughts of his heart.
- 12. Before destruction the heart of man is full of pride, and before honour goes a gentle spirit.
- 13. To give an answer before hearing is a foolish thing and a cause of shame.
- 14. The spirit of a man will be his support when he is ill; but how may a broken spirit be lifted up?
- 15. The heart of the man of good sense gets knowledge; the ear of the wise is searching for knowledge.
- 16. A man's offering makes room for him, letting him come before great men.
- 17. The man who first puts his cause before the judge seems to be in the right; but then his neighbour comes and puts his cause in its true light.
- 18. The decision of chance puts an end to argument, parting the strong.
- 19. A brother wounded is like a strong town, and violent acts are like a locked tower.
- 20. With the fruit of a man's mouth his stomach will be full; the produce of his lips will be his in full measure.
- 21. Death and life are in the power of the tongue; and those to whom it is dear will have its fruit for their food.
- 22. Whoever gets a wife gets a good thing, and has the approval of the Lord.
- 23. The poor man makes requests for grace, but the man of wealth gives a rough answer.
- 24. There are friends who may be a man's destruction, but there is a lover who keeps nearer than a brother.
1-10.- Осуждается эгоистическая замкнутость своенравного человека, лишающая его возможности услышать и осуществить какой-либо полезный совет (ст. 1-2), с замечанием о посрамлении нечестия вообще (ст. 3). Затем устанавливается глубокий взгляд на внутреннюю природу человеческой речи, преимущественно человека мудрого: речь его, прежде произнесения, слагается в глубине души его, подобно сокрытой в недрах земли, воде: глубина и обдуманность содержания, обилие ценных мыслей и животворность речи мудрого - таковы пункты сравнения ее с ключевой водой (ст. 4. Сн. Притч 20.5; (Еккл 7:24). Из отдельных сентенций здесь, прежде всего, осуждается всякое лицеприятие на суде (ст. 5): устранить это зло ставил своею целью среди Израиля библейского еще Моисей (Лев 19.15; (Втор 10:17). Затем - против злоупотреблений даром слова, свойственных глупому и безрассудному (ст. 6-7), против клеветничества, лености, расточительности (8-10).11-17.- Указывается с одной стороны на непоколебимую твердыню имени Иеговы, как несомненного оплота для надеющихся на Него (ст. 11), с другой стороны - на обманчивость, призрачность надежд богатого на помощь богатства (ст. 12); если в Притч 10.15 говорилось о том горделивом приподнятом самомнении, какое внушает Богу обладание богатством - в противоположность угнетенному состоянию духа бедняка, то здесь (ст. 12; евр. 11) говорится о ничтожестве надежд богача, как факт опыта (правильно передает русск. перев - синод. и Архим. Макария - евр. бемаскито - "в его воображении". Принятый текст LXX и Vulg. не выдерживают этого значения). Ст. 13 сн. Притч 16.18 и 15:33. Указываемый в ст. 14 признак глупца - манера отвечать, не выслушав вопроса, - считался у древнееврейских мудрецов весьма типичным дли человека глупого и необразованного, тогда как противоположное свойство признавалось признаком ученого и мудрого (Сир 11:8); Мишна, Авот, V, 7). По ст. 15 дух человека может быть и источником силы, мужества для всего существа человека, но также - при унынии - источником слабости (по евр. т. в первой половине стиха руах, "дух", муж. р., а во второй - женск.). В ст. 16 (евр. 15) заключается указание на то, что учение мудрости, прежде всего, самая Тора, преподавалось всегда устно, и от степени внимания ученика зависела мера научения его мудрости (ср. Притч 15.31; Авот VI, 5). Ст. 17 отмечает типичную черту восточных нравов, согласно которым без подарка нельзя ни представиться высшему лицу, ни выиграть дело в суде (ср. Притч 19.8).18-22.- Ст. 18 содержит, по-видимому, совет судье - не обольщаться показаниями одной из тяжущихся сторон (ср. Авот I, 8-9). По ст. 19 в спорах и тяжбах, при неимении другого выхода, решающим средством был жребий (ср. Притч 16.33). Смысл ст. 20 (евр., LXX., Vulg. - 19 ст.) иначе передается евр. т. и русск. (Синод. и Архим. Макария) - "брат, озлобленный ("изменою", по архим. Макарию), неприступнее крепкого града", чем у LXX (αδελφος υπο αδελφου βοηθουμενος, ως πολις οχυρα και υψηλη), в Vulg. - (frater; qui adjuvatur a fratre, gnasi civrtas firma), и в слав.: "брат от брата помогаем, яко град тверд и высок". Хотя образ укрепленного города более обычно означает нечто защищающее, дающее надежное прибежище ищущим его, и потому мог бы быть принят смысл, даваемый LXX, Vulg., слав., но контекст речи данного места - ст. 18-19, ср. вторую половину ст. 20 - говорит в пользу евр. -русск. чтения. Ст. 21 сн. Притч 12.14; Притч 13.2. Ст. 22. О важном значении языка, то благотворном, то гибельном (ср. (Сир 38:20-22), подобным образом, но гораздо подробнее говорит Апостол Иаков (Иак 3:5-9).23-25.- Премудрый говорит здесь о разных видах любви и привязанности, и, прежде всего, признает великим даром Божиим и счастьем для человека обладание доброй женой (ст. 23, ср. Притч 31.10 сл., (Сир 26:1) сл.); затем, имея в виду отрицательным путем выразить долг любви и милосердия к нуждающимся, изображает смиренно молящую фигуру нищего с одной стороны, и грубую надменность и жестокосердие богача с другой (ст. 24, сн. Притч 14.21; Притч 17.5); наконец, говорит об идеальной дружеской любви, способной превысить силу любви братской (ст. 25).



