- 1. A lover of training is a lover of knowledge; but a hater of teaching is like a beast.
- 2. A good man has grace in the eyes of the Lord; but the man of evil designs gets punishment from him.
- 3. No man will make himself safe through evil-doing; but the root of upright men will never be moved.
- 4. A woman of virtue is a crown to her husband; but she whose behaviour is a cause of shame is like a wasting disease in his bones.
- 5. The purposes of upright men are right, but the designs of evil-doers are deceit.
- 6. The words of sinners are destruction for the upright; but the mouth of upright men is their salvation.
- 7. Evil-doers are overturned and never seen again, but the house of upright men will keep its place.
- 8. A man will be praised in the measure of his wisdom, but a wrong-minded man will be looked down on.
- 9. He who is of low position and has a servant, is better than one who has a high opinion of himself and is in need of bread.
- 10. An upright man has thought for the life of his beast, but the hearts of evil-doers are cruel.
- 11. He who does work on his land will not be short of bread; but he who goes after foolish men is without sense.
- 12. The resting-place of the sinner will come to destruction, but the root of upright men is for ever.
- 13. In the sin of the lips is a net which takes the sinner, but the upright man will come out of trouble.
- 14. From the fruit of his mouth will a man have good food in full measure, and the work of a man's hands will be rewarded.
- 15. The way of the foolish man seems right to him? but the wise man gives ear to suggestions.
- 16. A foolish man lets his trouble be openly seen, but a sharp man keeps shame secret.
- 17. The breathing out of true words gives knowledge of righteousness; but a false witness gives out deceit.
- 18. There are some whose uncontrolled talk is like the wounds of a sword, but the tongue of the wise makes one well again.
- 19. True lips are certain for ever, but a false tongue is only for a minute.
- 20. Deceit is in the heart of those whose designs are evil, but for those purposing peace there is joy.
- 21. No trouble will come to upright men, but sinners will be full of evil.
- 22. False lips are hated by the Lord, but those whose acts are true are his delight.
- 23. A sharp man keeps back his knowledge; but the heart of foolish men makes clear their foolish thoughts.
- 24. The hand of the ready worker will have authority, but he who is slow in his work will be put to forced work.
- 25. Care in the heart of a man makes it weighted down, but a good word makes it glad.
- 26. The upright man is a guide to his neighbour, but the way of evil-doers is a cause of error to them.
- 27. He who is slow in his work does not go in search of food; but the ready worker gets much wealth.
- 28. In the road of righteousness is life, but the way of the evil-doer goes to death.
1-3.- Мысль о том, что путь к мудрости заключается в наставлении и тщательном внимании к нему (ст. 1), представляет повторение высказанного в Притч 10.17; а мысль о прочности единой лишь праведности (ст. 3) выражена была ранее в Притч 10.25.4-11.- На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4а) - так как ее труд, прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу (ср. Притч 31.10 след.); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср. (Сир 25:11) и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5-6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. Притч 10.25), а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-ти). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона (Исх 20:10); (Исх 22:4-5); Лев 22.28; (Втор 25:4), предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными.12-22.- Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст. 12-14, сн. Притч 18.7; (Пс 61:13).
Затем противополагаются самомнение и нетерпеливость безумного и скромность (в принятии советов от ближних) и терпеливость и осторожность (при получении обид) мудрого (ст. 15-16), а также правдивость и истинность свидетельства мудрого и ложь, коварство и злоба свидетельства безумного и нечестивого (ст. 17-22). Будучи само по себе злом, которое всегда болезненно отзывается в сердце ближнего, как бы нанося ему рану (ст. 18), свидетельство или лжесвидетельство нечестивого и самому ему приносит гибель (ст. 19-20), главное - лишение милости Божией, которая неразлучна с правыми сердцем, словами и делами (ст. 22).23-28.- Похваляются сдержанность в слове, присущая мудрому (ст. 23а), умение его - утешить словом печального (25а) и вообще преподаваемое им руководство ближнему (ст. 26), прилежание и трудолюбие (24а, 27б); напротив осуждаются противоположные пороки нечестивого. Общее заключение главы: путь правды ведет к истинной жизни и бессмертию (ст. 28).



