- 1. The designs of the heart are man's, but the answer of the tongue comes from the Lord.
- 2. All a man's ways are clean to himself; but the Lord puts men's spirits into his scales.
- 3. Put your works into the hands of the Lord, and your purposes will be made certain.
- 4. The Lord has made everything for his purpose, even the sinner for the day of evil.
- 5. Everyone who has pride in his heart is disgusting to the Lord: he will certainly not go free from punishment.
- 6. By mercy and good faith evil-doing is taken away: and by the fear of the Lord men are turned away from evil.
- 7. When a man's ways are pleasing to the Lord, he makes even his haters be at peace with him.
- 8. Better is a little with righteousness, than great wealth with wrongdoing.
- 9. A man may make designs for his way, but the Lord is the guide of his steps.
- 10. Decision is in the lips of the king: his mouth will not go wrong in judging.
- 11. True measures and scales are the Lord's: all the weights of the bag are his work.
- 12. Evil-doing is disgusting to kings: for the seat of the ruler is based on righteousness.
- 13. Lips of righteousness are the delight of kings; and he who says what is upright is dear to him.
- 14. The wrath of the king is like those who give news of death, but a wise man will put peace in place of it.
- 15. In the light of the king's face there is life; and his approval is like a cloud of spring rain.
- 16. How much better it is to get wisdom than gold! and to get knowledge is more to be desired than silver.
- 17. The highway of the upright is to be turned away from evil: he who takes care of his way will keep his soul.
- 18. Pride goes before destruction, and a stiff spirit before a fall.
- 19. Better it is to have a gentle spirit with the poor, than to take part in the rewards of war with men of pride.
- 20. He who gives attention to the law of right will get good; and whoever puts his faith in the Lord is happy.
- 21. The wise-hearted will be named men of good sense: and by pleasing words learning is increased.
- 22. Wisdom is a fountain of life to him who has it; but the punishment of the foolish is their foolish behaviour.
- 23. The heart of the wise man is the teacher of his mouth, and gives increased learning to his lips.
- 24. Pleasing words are like honey, sweet to the soul and new life to the bones.
- 25. There is a way which seems straight before a man, but its end is the ways of death.
- 26. The desire of the working man is working for him, for his need of food is driving him on.
- 27. A good-for-nothing man is a designer of evil, and in his lips there is a burning fire.
- 28. A man of twisted purposes is a cause of fighting everywhere: and he who says evil secretly makes trouble between friends.
- 29. A violent man puts desire of evil into his neighbour's mind, and makes him go in a way which is not good.
- 30. He whose eyes are shut is a man of twisted purposes, and he who keeps his lips shut tight makes evil come about.
- 31. The grey head is a crown of glory, if it is seen in the way of righteousness.
- 32. He who is slow to be angry is better than a man of war, and he who has control over his spirit than he who takes a town.
- 33. A thing may be put to the decision of chance, but it comes about through the Lord.
1-3.- Ввиду несомненного факта поразительной зависимости судеб человеческих от Бога (ст. 1, сн. (Иер 10:23), а также присутствия только у Бога истинной оценки действительного достоинства намерений и действий человека (ст. 2), Премудрый наставляет слушателей всецелой преданности Промыслу Божьему, обещая отсюда всякий успех предприятий (ст. 3, сн. (Пс 21:9); (Пс 36:5).4-9.- Из общего положения о том, что все сотворенное Богом имеет свои цели и назначение (ст. 4), выводимые, с указанием на гибельность высокомерия (ст. 5), образ положительного благоугождения человека Богу: милосердие и правда в отношении ближних (ст. 6а), соединенные с страхом Божьим (6б), последствием чего явится мир, даже примирение враждующих (ст. 7). Затем вновь повторяется мысль о том, что жизнь и намерения человека всецело зависят от Бога (ст. 9).10-15.- Идет ряд притчей политико-общественного содержания: преимущественно относительно царской власти. Царь здесь, как и в других местах книги Притчей (Притч 20.28; Притч 21.1; Притч 25.5) представляется идеальной нравственной силой, воплощением и охранителем нравственного миропорядка, орудием Божественного мироуправления. Царю прямо усвояется вышеестественная, как бы пророческая способность и сила, евр.: gesem, греч.: μαντειον, Vulg.: divinatio, слав.: пророчество (ст. 10): как ставленник и представитель Бога на земле, царь теократический, в делах управления и суда изрекает бесспорные и выше сомнений стоящие решения (ср. (3Цар 3:27) [Мидраш (5, 50) здесь справедливо видит указание на мудрость мудрейшего из царей - Соломона.]).
В связи с этим замечается, что и все общественные отношения (напр., купля и продажа, должны быть проникнуты духом честности и справедливости (ст. 11, сн. Притч 11.1). В ст. 12-13 - в первом с отрицательной стороны, а во втором с положительной - высказывается мысль о том, что царь есть непогрешимое мерило нравственной правоты, почему для него отвратительно всякое беззаконие, и он благоволит лишь к делающим правду и говорящим истину. Соответственно с тем, в ст. 14-15 характеризуется противоположное, то грозно карающее, то благоволительно-милующее отношение царя к явлениям зла и добра. Выражение "царский гнев - вестник смерти" (ст. 14) ближе всего объясняется из обычаев деспотических властителей Востока (ср. (Есф 7:7).16-26.- Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. Притч 3.14; Притч 8.10-19). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. (Есф 3:1), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе - подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду - в чувстве самосохранения (ст. 26).27-33.- В ст. 27-30 дается характеристика трех типов злобы: человека, злоумышляющего против ближнего (ст. 27), клеветника, возмутителя и раздорника (ст. 28), и притеснителя, насильника (ст. 29), причем отмечается свойственная им мимика (ст. 30, сн. Притч 6.12-13). В противоположность ожидающей всех таких гибели, удел праведных и благочестивых - честная старость и долголетие (ст. 31); высшее благонравственное самообладание, научиться владеть собой труднее, чем отличаться храбростью в битве и брать крепости (ст. 32). В Мишне (тр. Авот, гл. IV, § 1) на вопрос: кто силен? дается ответ: тот кто осиливает свой йецер (т. е. побуждение ко злу), ибо сказано: "долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собою лучше завоевателя" (Притч 16.32).
Заключительный стих (ст. 33), особенно вторая его половина, выражает главную мысль всей (16) главы.



