- 1. <A Prayer of the afflicted, when he is overwhelmed and pours out his complaint before Yahweh.><br>
Hear my prayer, Yahweh! Let my cry come to you. - 2. Don't hide your face from me in the day of my distress. Turn your ear to me. Answer me quickly in the day when I call.
- 3. For my days consume away like smoke. My bones are burned as a firebrand.
- 4. My heart is blighted like grass, and withered, for I forget to eat my bread.
- 5. By reason of the voice of my groaning, my bones stick to my skin.
- 6. I am like a pelican of the wilderness. I have become as an owl of the waste places.
- 7. I watch, and have become like a sparrow that is alone on the housetop.
- 8. My enemies reproach me all day. Those who are mad at me use my name as a curse.
- 9. For I have eaten ashes like bread, and mixed my drink with tears,
- 10. Because of your indignation and your wrath, for you have taken me up, and thrown me away.
- 11. My days are like a long shadow. I have withered like grass.
- 12. But you, Yahweh, will abide forever; your renown endures to all generations.
- 13. You will arise and have mercy on Zion; for it is time to have pity on her. Yes, the set time has come.
- 14. For your servants take pleasure in her stones, and have pity on her dust.
- 15. So the nations will fear the name of Yahweh; all the kings of the earth your glory.
- 16. For Yahweh has built up Zion. He has appeared in his glory.
- 17. He has responded to the prayer of the destitute, and has not despised their prayer.
- 18. This will be written for the generation to come. A people which will be created will praise Yah.
- 19. For he has looked down from the height of his sanctuary. From heaven, Yahweh saw the earth;
- 20. to hear the groans of the prisoner; to free those who are condemned to death;
- 21. that men may declare the name of Yahweh in Zion, and his praise in Jerusalem;
- 22. when the peoples are gathered together, the kingdoms, to serve Yahweh.
- 23. He weakened my strength along the course. He shortened my days.
- 24. I said, "My God, don't take me away in the midst of my days. Your years are throughout all generations.
- 25. Of old, you laid the foundation of the earth. The heavens are the work of your hands.
- 26. They will perish, but you will endure. Yes, all of them will wear out like a garment. You will change them like a cloak, and they will be changed.
- 27. But you are the same. Your years will have no end.
- 28. The children of your servants will continue. Their seed will be established before you."
102.псалом принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103 же псалом - о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над 103 псалмом в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX.
Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления.
Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1-5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6-10). Его милость к нам - непомерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11-16). Милости Его вечны к боящимся Его (17-18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19-22). 1-5.- Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. - "Внутренность моя" - все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней ("недуги"), чем спасает от временной и вечной гибели ("от могилы"), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.6-7.- Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту ("правду и суд"). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю ("пути"), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.8-13.- Господь щедр, долготерпелив и многомилостив. Его гнев никогда не бывает вечным по отношению к виновному человеку, наоборот, посылаемые Им наказания всегда слабее вызвавшего их проступка. Как велико расстояние между небом и землею, так обильны благодеяния Божии над благоговеющими пред Ним, и как далек Восток от Запада, так далеко от Бога наказание человека за каждый его грех, или - так глубоко прощает, не вменяет человеку Бог многих его недостатков. Поэтому отношение Бога к человеку можно назвать отношениями отца к своим детям.14-19.- Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер ("пройдет ветер") - и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него - несокрушимая поддержка, так как Он - Царь всего мира - Царь и над небом и над всем существующим на земле.20-22.- Такого царя должны прославлять и ангелы, более человека "крепкие силою" в слушании и исполнении Его воли; они лучше человека знают Бога, так как через них, как ближайших своих слуг, Он проявляет свою силу в мире. "Крепкие силою", "воинства Его", "служители Его" - Ангелы Божии. Может быть, что разные наименовании их указывают на разные степени и виды их служения, на деление их на несколько чинов, представление о которых было не чуждо верованию евреев. Этого царя и должен восхвалять весь мир, все творение.
Изображение милостивого отношения Бога к человеку отличается здесь необыкновенной трогательностью.



