Глава 96

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Sing to Yahweh a new song! Sing to Yahweh, all the earth.
  • 2. Sing to Yahweh! Bless his name! Proclaim his salvation from day to day!
  • 3. Declare his glory among the nations, his marvelous works among all the peoples.
  • 4. For great is Yahweh, and greatly to be praised! He is to be feared above all gods.
  • 5. For all the gods of the peoples are idols, but Yahweh made the heavens.
  • 6. Honor and majesty are before him. Strength and beauty are in his sanctuary.
  • 7. Ascribe to Yahweh, you families of nations, ascribe to Yahweh glory and strength.
  • 8. Ascribe to Yahweh the glory due to his name. Bring an offering, and come into his courts.
  • 9. Worship Yahweh in holy array. Tremble before him, all the earth.
  • 10. Say among the nations, "Yahweh reigns." The world is also established. It can't be moved. He will judge the peoples with equity.
  • 11. Let the heavens be glad, and let the earth rejoice. Let the sea roar, and its fullness!
  • 12. Let the field and all that is in it exult! Then all the trees of the woods shall sing for joy
  • 13. before Yahweh; for he comes, for he comes to judge the earth. He will judge the world with righteousness, the peoples with his truth.

1.Господь есть царь над всеми богами и всем миром. Этому должны радоваться не только евреи, но и "острова", все языческие народы, часто обозначаемые этим образом.

2-7.- Описание необыкновенного величия Господа. "Облако и мрак окрест Его". Он живет в облаках и тучах, обыкновенных образах явления Бога древнему человеку, указывающих на непостижимость Его существа; "правда и суд основание престола Его" - правосудие и определение - основание Его власти ("престола"), т. е., в основании Его господствования лежит должное каждому мздовоздаяние, которое строго определено и не может быть отменяемо. - "Пред Ним идет огонь" - огонь обладает свойством все уничтожать, вместе с тем он является и символом очищения, т. е. Господь уничтожит всех своих врагов, но только тех, которые того заслуживают, уничтожит все нечистое, противное Ему. Одним из проявлений такой силы и суда Бога над противниками своими является молния и гроза, от которой содрогалась земля. Горы таяли от Него, вероятно, разумеются сильные потоки дождя с горы, сносившие с собою много каменьев. - "Все народы видят славу Его" - явление грозы, как выражение Божественного Правосудия ("небеса возвещают правду Его") было известно всем людям. Эти явления наглядно показывали всемогущество Бога и Его достоинство; пред Ним ничтожны идолы, почему писатель и приглашает все народы признать и исповедывать только Единого Бога Иегову. К воздаянию поклонения Единому Богу писатель приглашает вместе с людьми и богов. Под богами разумеются цари и князья народов. У LXX-ти приглашаются к поклонению Ангелы. Так как ангелы, как существа бесплотные, непрестанно и невидимо всегда служат Богу и покланяются Ему, то под поклонением, о котором говорит псалмопевец, нужно разуметь поклонение видимое, пред всем миром, а это будет только при Страшном Суде. Отсюда данное место псалма в понимании его писателя расширяет свой смысл, получая пророческий характер: могущество Бога над миром, проявляемое в грозах, заключает прообраз общего суда Бога над всем миром и всеми Его противниками.

8-9.- Такое чудесное проявление Божественной помощи евреям, обнаружившееся в грозных явлениях природы над их врагами язычниками, о чем свидетельствует их история, дарованием им победы, наполняло весь Сион необыкновенной радостью, в которой принимали участие и девушки составлением и исполнением хвалебно-благодарственных песен. (Под Сионом можно разуметь еще Иерусалим, а под дочерями - другие города Палестины, т. е. радость была всеобщая).

10-12.- Из этих фактов Божественного покровительства писатель псалма делает соответствующее нравоучение: все праведные (может быть здесь разумеются только евреи, как в то время единственный народ, сохранивший истинное боговедение) должны любить Бога, быть Ему верными, так как в этом залог их счастья ("свет сияет"); описанные же случаи чудесной помощи, как памятники Божественной святости ("память святыни") и ничтожества идолов должны быть воспеваемы ("славьте"). Очевидно, что чтение при Иосии истории еврейского народа, полной фактами чудесного водительства и защиты его со стороны Бога, наполнило писателя восторженным чувством благоговения и дало содержание этому псалму.