Глава 81

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106
  • 1.

    «Псалом Асафу». В предшествовавшем сему псалме сказав об отвержении Иудеев, Пророк здесь ясно излагает и причины, по которым Бог отверг их, научая, без сомнения, и нас, что, если будем подражать им, то и сами подпадем тому же, или еще и худшему.

    «Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит». Пророк наименовал богами князей иудейских, потому что им вверено было право судить; так называет их и закон: «богов да не злословиши, и князю людей твоих да не речеши зла» ((Исх 22:28)). Поелику, хотя в подлинном смысле судия есть Бог, но и людям дает власть судить; то, кому вверено сие, как уподобляющиеся в сем Богу, наречены богами. Но тех, которые не праведно судят, и весов суда не держат неуклонно, правдивый Судия обличает здесь, и предвозвещает будущий Свой правдивый суд.

  • 2.

    «Доколе судите неправду, и лица грешниковь приемлете?». Долго ли вам не произносить суда безпристрастнаго, отказываться же от того, чтобы обличать неправду людей сильных и беззаконных? долго ли презирать живущих в нищете и обидимых сильными?

  • 3.

    «Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте». И тот и другой из них имеет нужду в помощи.

  • 4.

    «Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его». – Под вашим начальством, когда вам вверено право суда, да не будет нищий отдан в руки обидчику.

  • 5.

    «Не познаша ниже уразумеша, во тьме ходят». Но ничего этого не захотели они знать, не захотели озариться светом словес Моих; а потому живут, как бы оставаясь в ночи и во тьме.

    «Да подвижатся вся основания земли». По причине сей неправды [вместо обыкновеннаго чтения: «ταύτης ἔνεκα τῆς ἀληθειας, предпочитается здесь другое: «ταύτης ἔνεκα τῆς ἀδικίας], жизнь полна смятения и волнений, и земля приводится в колебание непрерывными бедствиями.

  • 6.

    «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси». Я почтил вас, сообщил вам имя Мое, и нарек сынами Моими.

  • 7.

    «Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете». А Симмах перевел так: вы же как человеки, умрете, и как один из князей падете; потому что, не познав собственной своей чести, подверглись вы тому же, чему подпал диавол, которому вверено было Мною начальство, и который не восхотел пользоваться данным ему, как должно, и утратил честь. И вы претерпите одинаковую с другими людьми смерть, не приобретя никакой славы по смерти. Так пророческое слово, произнеся обличение судьямь неправедным, умоляет Судию истиннаго и правдиваго, сотворить суд вселенной.

  • 8.

    «Воскресни Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех». – Сие прямо дает разуметь суд Владыки Христа; ибо Ему, по человечеству Его, сказал Отец: «проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли» ((Пс 2:8)). Его-то умоляет Пророк вскоре явиться и судить праведно, а судей неправдивых отрешить, и оставить достояние Иудеев, восприять же достояние язычников, и всем людям даровать спасение.