- 1.
«Песнь псалма Асафу». По возвращении Иудеев из Вавилона, ближние соседи, увидев обновление Божия храма и славу их, сходятся вместе, и собрав другие варварские народы, предприяли войну против Иудеев. И сие предрекают как божественные Иоиль и Иезекииль, так и чудные Пророки Михей и Захария. Впрочем всех преодолевают Иудеи, которьми предводительствует Зоровавель, и которым свыше споборает Бог, сокрушающий дерзость врагов. Сие-то предвозвещает и настоящий псалом. В виде же молитвы излагается пророчество Божественнаго Духа, научающаго воюемых, как должно им умилостивить Бога.
- 2.
«Боже кто уподобится Тебе?». И все собранное вкупе естество Ангелов и человеков не может сравниться с Твоею силою; потому что могущество Твое не сравнимо. Слово: «кто» Пророк употребил вместо: никто.
«Не премолчи, ниже укротися Боже». Умоляем Тебя, Владыка, не употреблять долее обычнаго Тебе долготерпения. Ибо сие означает сказанное: «ниже укротися». Так перевел и Симмах: не оставайся в покое. Потом Пророк показывает причину сего прошения.
- 3.
«Яко се врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу». Подобно морю, шумят и волнуются, поступая с нами кичливо и дерзко, по неприязненности к Тебе предприяв воевать с нами; ибо, враждуя против Тебя, нападают и на народ Тебе преданный.
- 4.
«На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя». Симмах, вместо: «на святыя Твоя», перевел: на утаеннаго Твоего, и Акила, а также и Феодотион: на сокровеннаго Твоего. Поелику от них имел произойдти по плоти Владыка Христос, а народы сии сошлись с намерением совершенно искоренить род иудейский; то Всесвятый Дух научает Иудеев принести следующую молитву: не против нас только злобно и злоумышленно действуют враги, но и против утаеннаго Твоего и в нас сокровеннаго, о котором предвозвестил Ты, что процветет от колена Иудина. Ибо по отсечении корня от чего родиться плоду? Сие же и чрез Исаию дал разуметь Бог всяческих, говоря: «им же образом обретается ягода на грезне, и рекут, не погуби его, яко благословение» Господа «есть в нем, тако сотворю служащаго Ми ради, не имам всех погубити ради его, и изведу из Иакова семя и из Иуды» ((Ис 65:8)); и тогда уже предам прочих конечной гибели. Посему ради одной ягоды весь грезн, даже весь виноградник, пользовался Божиим попечением; а когда ягода сия снята, а с нею собраны и другие плоды, тогда оставшийся виноградник предается зверям, зобает его и вепрь от дубравы, и поядает его «уединенный дивий, и вси мимоходящии путем» попирают, сколько угодно (Пс.79:13–14). Сии и здесь, говорят молящиеся, не против нас только, но и против Сокровеннаго Твоего, дерзают неистовствовать.
- 5.
«Реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется имя Исраилево к тому». Хотят нанести нам конечную гибель и предать забвению пресловутаго Израиля. Потом Пророк перечисляет соседние народы, которыми быв призваны, собрались и другие.
- 6.
«Яко совещаща единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша». По общему же согласию предприявшие против Тебя брань суть следующие:
- 7.
«Селения идумейска и Измаилите». Идумеи вели род от Исава, потому что Исав именовался Едомом. А Измаилиты – потомки Измаила.
«Моав и Агаряне». Моав – сын Лотов, а от него произошел и народ; Агаряне же – другое поколение от Измаила, наименованное так от Агари, матери Измаилово.
- 8.
«Гевал и Аммон и Амалик». Амалик сам – потомок Исавов; а от него произошел и народ; Аммон – сын Лотов; занимают же они часть Аравии; а Гевалы живут в соседстве с Идумеею.
«Иноплеменницы с живущими в Тире». Иноплеменников другие толковники называют Филистеями, а мы называем жителями Палестины; потому что они, одни оставшись от рода Ханаанова, и обитая вместе с Израилем, справедливо назывались по преимуществу иноплеменниками.
- 9.
«Ибо и Ассур прииде с ними». Ассирияне не царствовали в это время. Посему пророческое слово дает разуметь Самарян, поселенцев ассирийских, по пленении десяти колен, водворившихся в их городах.
«Быша в застпупление сыновом Лотовым». Пророческое слово дает видеть, что Моавитяне и Аммонитяне преимущественно возставали против народа Божия, и собирали другие народы.
- 10.
Ст. 10-11 «Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко и Иавиму в потоце киссове»: «Потребишася во Аендоре». С признательностию воспоминают прежния благодеяния, испрашивая и себе тойже помощи. А сих военачальников сокрушили Варак и пророчица Деввора.
«Быша яко гной земный»; потому что, оставшись непогребенными, обратились в прах, и как бы гной какой смешались с землею.
- 11.
потребишася во Аендоре, быша яко гной земный.
См. Толкование на (Пс 82:10)
- 12.
«Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана вся князи их». И о сих упоминаеть история Судей. Умертвил же их Гедеон, водимый благодатию Божиею. Изображаемые в псалме умоляют, чтобы подобно сим сокрушены были и их враги, и представляют на то причину.
- 13.
«Иже реша: да наследим себе святилище Божие». Хвалятся своим мужеством, и дерзко мечтают овладеть посвященным Тебе храмом. Ибо святилищем Божиим Пророк назвал храм. А Симмах слово: святилище перевел: жилище. Из сего явным делается все содержание псалма. Поелику Иудеи возвратившись создали храм, и при нем совершалось все подзаконное Богослужение (без храма же по закону служить Богу было не возможно); и по причине сообразной с законом жизни Иудеев враждовали на них ближние соседи: то все устремление их направлено было на храм, чтобы с ним вместе истребить и народ и Богослужение по закону.
- 14.
«Боже мой, положи я яко коло», то есть, повели пребывать им в напастях всякаго рода, и окружи непрерывными бедствиями.
«Яко трость пред лицем ветра». Разсей их на подобие тростника, разносимаго ветром.
- 15.
Ст. 15-16 «Яко огнь попаляяй дубраву, яко пламень пожигаяй горы»: «Тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я». – В дубравах сам собою воспламеняется огонь, когда дерева, качаемыя сильным ветром, трутся одно о другое, трением производят теплоту, и мало по малу друг от друга возгараются. Посему Иудеи просят, чтоб и враги их, подобно сему, взаимно истребляли друг друга, и предаваемы были собственным своим беззакониям, по пророчеству, которое говорит: «ходите светом огня вашего и пламенем, его же разжегосте» ((Ис 50:11)).
- 16.
тако поженеши я бурею твоею, и гневом твоим смятеши я.
См. Толкование на (Пс 82:15)
- 17.
«Исполни лица их безчестия: и взыщут имене Твоего Господи». Ибо, обманувшись в том, чего желают, и исполнившись стыда, познают они силу Твою.
- 18.
Ст. 18-19 «Да постыдятся и смятутся в век века; и посрамятся и погибнут»: «И да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един Вышний по всей земли». Просят благ врагам, даже терпя от них нападения; ибо молятся; чтобы они вместо дерзости облеклись стыдом, а в следствие стыда приобрели Богопознание, и освободившись от идольской прелести, познали опытом, что Он единый есть Бог и Владыка, «на высоких живый, и на смиренныя призираяй» ((Пс 112:5)), управляющий и распоряжающий всею тварию.
- 19.
И да познают, яко имя тебе Господь, ты един вышний по всей земли.
См. Толкование на (Пс 82:18)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 82