Глава 100

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «Псалом Давиду». В некоторых списках читается еще: «в четвертый субботы»; но ни в еврейском, ни у других толковников, ни у Седмидесяти не нашли мы сего прибавления. Содержание же псалом имеет следующее: царь Иосия до основания разрушил все идольские жертвенники, жрецов идольских умертвил, и народ научил прежнему благочестию, – и не о здравом только разумении догматов заботился, но прилагал попечение о преспеянии в добродетели, судя право, награждая праведность, помогая обиженным, наказывая делающих обиды, радея о пользе граждан. Сие издалека провидев, блаженный Давид написал псалом сей, изобразив в нем добродетель Иосии и представив всем людям черты совершенства.

    «Милость и суд воспою Тебе Господи». Поелику чудный Иосия и к обиженным был милостив, и делающих обиды осуждал, то повествование об этом Пророк назвал хвалением милости и суда.

  • 2.

    «Пою и разумею в пути непорочне». А Симмах перевел так: буду воспевать, мысленно представлять путь непорочный; – тот путь непорочный и богоугодный, который увидел я по благодати Духа, изображу теперь с сладкопением.

    «Когда приидеши ко мне?» Ибо сей чудный муж в такой мере приобрел чистоту, что с дерзновением взывал к Богу: «когда приидеши ко мне?» то есть, уготовал я Тебе благолепный царский чертог, вожделеваю Твоего пришествия, исполни же мое желание.

    «Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего». В простоте проводил я жизнь; не прибегал к двоедушию, и не иным показывал себя вне дома, противное тому делая в доме, но с видимым сходно было и сокровенное.

  • 3.

    «Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную». Не только гнушался делами законопреступными, но удалял от себя и помышление о них, прежде всего другаго устрояя и приводя в порядок помысл.

    «Творящия преступление возненавидех». Отвращался от пренебрегающих божественные уставы.

  • 4.

    «Не прилпе мне сердце строптиво». Близки ко мне были чтущие правдивость, а предпочетших противное и не желающих иметь правый помысл держал я вдали от собраний моих.

    «Уклоняющагося от мене лукаваго не познах». Если же кто из приближенных ко мне, водясь лукавством, желал отдалиться от меня, такого отлучения не почитал я и отлучением. Столь крайняго презрения казался мне достойным предающийся пороку.

  • 5.

    «Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях». Не принимал я обвинений, делаемых тайно, а покушающихся делать это изгонял от себя.

    «Гордым оком, и несытым сердцем с сим не ядях». Не делал я своими сотрапезниками ведущих себя горделиво.

  • 6.

    «Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною». Сообщниками же моими в собраниях и в совете были те, которые украшались верою и высоко чтили божественное.

    «Ходяй по пути непорочну, сей ми служаше». Не только же о друзьях и советниках, но и о служаших мне прилагал я великое попечение; потому что употреблял в дело служителей радеющих о добродетели и чуждых порока.

  • 7.

    «Не живяше посреде дому моего творяй гордыню». Не любил иметь при себе людей, которые на других смотрят с презорством.

    «Глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима». А если кто советовал мне несправедливое, или просил несправедливаго; то отходил от меня ни с чем.

  • 8.

    «Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающия беззаконие». Ясно дознаем сие из истории; потому что Иосия предал смерти всех злочестивых жрецов, и очистил священный град. А кто хочет подробнейшия иметь сведения о добродетели сего мужа, тот найдет это во второй книге Паралипоменон и в четвертой книге Царств.

Ничего нет для сопоставления.