- 1. Начальнику хора.
На духовых орудиях.
Псалом Давида. - 2. Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
- 3. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой!
ибо я к Тебе молюсь. - 4. Господи! рано услышь голос мой, —
рано предстану пред Тобою, и буду ожидать, - 5. ибо Ты Бог, не любящий беззакония;
у Тебя не водворится злой; - 6. нечестивые не пребудут пред очами Твоими:
Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. - 7. Ты погубишь говорящих ложь;
кровожадного и коварного гнушается Господь. - 8. А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой,
поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. - 9. Господи! путеводи меня в правде Твоей,
ради врагов моих;
уровняй предо мною путь Твой. - 10. Ибо нет в устах их истины:
сердце их — пагуба,
гортань их — открытый гроб,
языком своим льстят. - 11. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих;
по множеству нечестия их, отвергни их,
ибо они возмутились против Тебя. - 12. И возрадуются все уповающие на Тебя,
вечно будут ликовать,
и Ты будешь покровительствовать им;
и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое. - 13. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи;
благоволением, как щитом, венчаешь его.
2-3.- "Услышь слова" - выслушай, прими мою молитву: "уразумей помышления мои" - внимательно выслушай, прими мои думы, мою умственную молитву.
Давид видел успех подготовлявшегося злодеяния и степень своей опасности, почему и его молитва к Богу отличается характером не простого прошения, но болезненного вопля ("внемли гласу вопля моего").4."Рано услышь", "рано предстану пред Тобою". Выражение "заутра услыши" (слав.) поэтому означает - окажи скорее помощь. - "Предстану пред Тобою", т. е. явлюсь пред Тобою, в храме, как месте непосредственного присутствия Бога.5."Не водворится злой" - не будешь покровительствовать и сберегать злых, дурных. Выражение взято из обычая восточного гостеприимства, когда пришедший в палатку (во "двор") пользовался защитой хозяина.6."Не пребудут пред очами" - не будешь наблюдать, оберегать их.7."Кровожадного и коварного гнушается Господь". Под этим кровожадным нужно разуметь Авессалома, который, готовясь совершить государственный переворот, не пренебрегал и готов был прибегнуть к насильственным мерам и к убийству своих противников. Авессалом лестью вкрадывался в доверие народа и старался расположить его к себе обещаниями сердечного, справедливого и любовного отношения к нему после получения себе царского престола, почему и назван Давидом "коварным".8.Под "домом, храмом" нужно разуметь скинию (см. (Исх 23:19); (1Цар 1:9); (2Цар 12:20).9.Молитва Давида о наставлении "от Бога правде" указывает на сознание им какой-то своей вины пред Богом; такою же виною было его преступление с Вирсавией. В восстании Авессалома он находил, таким образом, связь со своим преступлением, почему и не принимает для подавления начинавшегося волнения никаких средств, кроме покаяния и молитвы пред Богом, от Которого одного он ждал себе милости.10."Нет в устах их истины" - враги распространяли о Давиде ложные сведения в народе (см. (2Цар 15:2-6); "сердце их - пагуба" - они стремятся не к истинному благу народа, но к мелочным и честолюбивым целям, к завладению престолом и к почету (2Цар 15:10); "гортань их - открытый гроб", распространением лжи они развращают народ и губят его, так как призывают народ к действиям беззаконным и противным Богу, Который не даст восторжествовать неправде.11."Осуди их, Боже, да падут они от замыслов" - осуди их, Господи, чтобы они отпали от своих мыслей, чтобы не могли совершить задуманное ими.12-13.- Гибель врагов молитвенно испрашивается Давидом не только для наказания беззаконников, но и для укрепления веры в праведниках, когда последние, видя гибель всех предприятий врагов, будут хвалить Бога, как единственного защитника и покровителя.
Этот псалом входит в состав 1 часа (часть утрени), которым был на востоке час восхода солнца. После благодарения Господа за минувшую ночь (см. 4 ст. ) словами этого псалма церковь молится за верующих пред Богом в самом начале дня о сохранении их от опасности, врагов и в духовной чистоте.



