- 1. Начальнику хора.
На восьмиструнном.
Псалом Давида. - 2. Господи! не в ярости Твоей обличай меня
и не во гневе Твоем наказывай меня. - 3. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен;
исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; - 4. и душа моя сильно потрясена;
Ты же, Господи, доколе? - 5. Обратись, Господи, избавь душу мою,
спаси меня ради милости Твоей, - 6. ибо в смерти нет памятования о Тебе:
во гробе кто будет славить Тебя? - 7. Утомлен я воздыханиями моими:
каждую ночь омываю ложе мое,
слезами моими омочаю постель мою. - 8. Иссохло от печали око мое,
обветшало от всех врагов моих. - 9. Удалитесь от меня все, делающие беззаконие,
ибо услышал Господь голос плача моего, - 10. услышал Господь моление мое;
Господь примет молитву мою. - 11. Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои;
да возвратятся и постыдятся мгновенно.
2."Не в ярости обличай и не в гневе наказывай". Давид глубоко сознавал свою виновность пред Богом, и тяжесть совершенного им преступления так давила его, что он молит Бога только о снисхождении по Его великой многомилости, а не потому, чтобы Давид признавал за собой какие-либо заслуги пред Богом.3-4.- Страдания Давида были и физические, в глубокой болезни, поразившей весь его организм ("кости мои потрясены" см. (Пс 27:6-7) и душевные, в сознании своих грехов пред Богом.6.Давид выставляет новый мотив, почему он просит Бога о своем помиловании. Его настоящее физическое состояние и нравственный недуг таковы, что по его пониманию должны привести к смерти, в шеол, а там "нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?" Памятование о Боге состоит в проникновении Его заповедями, требующими внешнего обнаружения; славить Бога - значит не только составлять гимн в честь Его, но прославлять Его своими делами. Того и другого лишены живущие в шеоле, как месте бездеятельного спокойствия и духовной напряженности в ожидании будущего суда Божия (см. кн. (Иов 12:12-14); (Иов 3:13-20). Таким образом смерть Давида в настоящем положении не дала бы ему возможности осуществить назначение человека на земле, и о даровании этой возможности он и молит.8.Давид оплакивает свои грехи, у него уже не хватает слез и глаза его воспалены ("иссохло от печали око мое"); "обветшало от всех врагов моих", сделалось слабым, плохо различающим предметы от слез, вызванных моими несчастиями ("от врагов").9-11.- Молитва покаянная Давида к Богу сопровождалась каким-либо указанием от Бога, что она принята Им, почему характер ее содержания меняется; Давид обращается с требованием к беззаконным, чтобы они удалились от него, и верит, что его враги будут постыжены неудачным исходом своих преследований. Эти беззаконствующие враги были сторонники Авессалома, постепенно сплачивавшиеся вокруг последнего и все более обнаруживавшие враждебное отношение к Давиду.



