- 1. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога».
Они развратились, совершили гнусные дела;
нет делающего добро. - 2. Господь с небес призрел на сынов человеческих,
чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. - 3. Все уклонились, сделались равно непотребными;
нет делающего добро, нет ни одного. - 4. Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие,
съедающие народ мой, как едят хлеб,
и не призывающие Господа? - 5. Там убоятся они страха, [где нет страха,]
ибо Бог в роде праведных. - 6. Вы посмеялись над мыслью нищего,
что Господь упование его. - 7. «Кто даст с Сиона спасение Израилю!»
Когда Господь возвратит пленение народа Своего,
тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
1."Сказал безумец в сердце своем: нет Бога". Под безумным разумеется Саул. "Сказать в сердце" - искренно верить, решить. Отрицание Саулом Бога есть не отрицание им Его бытия, а непризнание над Давидом Божественного определения, по которому последний помазан им быть царем над Израилем. Саул в своих преследованиях Давида руководился взглядом на него, как на властолюбца, жадного искателя престола, а потому и революционера. Саул заблуждался относительно Давида, но был искренен в заблуждении, окружающие же его придворные сознательно и своекорыстно поддерживали в нем такое ложное воззрение, а потому в своих клеветах на невинного страдальца "совершили гнусные дела".2-3.- Около Саула группировались люди, пользовавшиеся своим влиянием на него для личных целей. Эти цели, равно как и средства для их осуществления, были настолько нечисты, что не осталось "ни одного, делающего добро". Выражение гиперболическое, указывающее на степень широкого распространения всяких злоупотреблений и насилий в народе.4."Съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа". Враги Давида заботились не о благе народном, а старались получать от него для себя все, что они считают ценным в жизни: они поедали его, как хлеб. Нравственной оценки к своим действиям они не прилагали; им нужно было только то, что выгодно, а не то, что согласно с Законом Бога: они не призывали Его и не слушали.5-6.- Бог, который внимательно следит за человеком ("с небес призрел" 2 ст.), не оставит их без наказания: там, где для праведных нет страха, нечестивые будут трепетать ("убоятся они страха"). Конечный суд над всем живущим принадлежит Богу, поэтому выражение "там" - значит пред Богом, на Его суде, когда Господь покарает нечестивых и наградит только праведных, так как для последних Он есть их "упование" и Его благоволение только "в роде праведных".



