- 1. Начальнику хора.
Псалом Давида. - 2. Небеса проповедуют славу Божию,
и о делах рук Его вещает твердь. - 3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
- 4. Нет языка, и нет наречия,
где не слышался бы голос их. - 5. По всей земле проходит звук их,
и до пределов вселенной слова их.
Он поставил в них жилище солнцу, - 6. и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще: - 7. от края небес исход его, и шествие его до края их,
и ничто не укрыто от теплоты его. - 8. Закон Господа совершен, укрепляет душу;
откровение Господа верно, умудряет простых. - 9. Повеления Господа праведны, веселят сердце;
заповедь Господа светла, просвещает очи. - 10. Страх Господень чист, пребывает вовек.
Суды Господни истина, все праведны; - 11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого,
слаще меда и капель сота; - 12. и раб Твой охраняется ими,
в соблюдении их великая награда. - 13. Кто усмотрит погрешности свои?
От тайных моих очисти меня - 14. и от умышленных удержи раба Твоего,
чтобы не возобладали мною.
Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения. - 15. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего
благоугодны пред Тобою,
Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
2.Небо, покрытое бесконечным количеством светил, особенно ярких на Востоке, вся эта твердь, находящаяся над головою человека, ясно свидетельствует о необыкновенном величии и силе Творца. Человек знает, что эти светила вне его власти, он видит их необыкновенно стройное течение и красоту. О чем ином, как не о величии творческой славы Бога все это говорит самым фактом своего существования!?3.Эти светила и все пространство тверди изо дня в день, из ночи в ночь, постоянно и неумолчно говорят и проповедуют об этом величии Бога.4.Небесный свод - везде, а потому и везде эта проповедь. Какие бы народы ("языцы") и племена ("наречия") не жили на земле, и где бы они не находились, этот голос всеми ими слышен. Выражение "нет языка, и нет наречия" понимают (Генгстенберг) и в таком смысле: хотя эти явления безмолвны, не обладают даром речи, однако они всюду красноречиво, хотя и немо, проповедуют о славе Творца.6-7.- Из светил, особенно величественных на звездном небе, выделяется солнце, которое каждый день выходит, "от края небес" - от востока, в необыкновенном сиянии, напоминая жениха в его убранстве, или "исполина", воина идущего на состязание в бегании. Оно обходит всю землю и ничто не укроется от его теплоты и света: оно все согревает и живит.8-10.- "Закон Господа", "откровение", "повеления Господа", "страх Господень", "суды Господни" - выражения синонимические, обозначающие откровение Божие, даваемое человеку для его блага. В этом откровении человек почерпает "укрепление" души, так как Божественный закон всегда отвечает ее лучшим, идеальным влечениям и авторитетом своего высшего происхождения освящает и подкрепляет человека в следовании им. Как откровение, ниспосылаемое человеку в разных случаях жизни, в которых человеку трудно разобраться самому, оно "умудряет" человека, давая ему истинное знание и понимание предметов и явлений; откровение "веселит сердце", так как говорит о том, что Господь все видит и над всем промышляет, ничто доброе не остается без Его попечения и покровительства. - "Просвещает очи" - синонимично выражено "умудряет". Откровение, как данное и происходящее от Бога, не имеет в себе ничего греховного, а потому оно не подлежит изменению или очищению: оно вечно и неизменно. В откровении заключается "истина"; поэтому оно праведно.11.Если такова зиждущая и обновляющая сила откровения, понятно, что данность его неизмеримо выше всяких слитков золота и приятнее "меда", выше всех внешних, материальных ценностей.12."Раб твой" - Давид; "охраняется ими" - старается согласовать свои действия с указаниями откровения и оберечь себя от уклонения к греху.13-14.- В природе человека, однако, есть скрытые, часто не сознаваемые им греховные влечения, есть греховные "мысли" ("умышленные"). То и другое может перейти в действие и привести к великому "развращению", к отступлению от Бога, если они возобладают над человеком. Своевременное уяснение человеком истинного смысла этих влечений и дум, равно как и гибельности их, предохраняет его от греха. Об этом возможно раннем просвещении Давид и молит Бога, как существо всеведущее, от которого ничто не скрыто.



