- 1. Начальнику хора.
Псалом Давида. - 2. Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]!
В день бедствия избавит его Господь. - 3. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь;
блажен будет он на земле.
И Ты не отдашь его на волю врагов его. - 4. Господь укрепит его на одре болезни его.
Ты изменишь все ложе его в болезни его. - 5. Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою,
ибо согрешил я пред Тобою. - 6. Враги мои говорят обо мне злое:
«когда он умрет и погибнет имя его?» - 7. И если приходит кто видеть меня, говорит ложь;
сердце его слагает в себе неправду,
и он, выйдя вон, толкует. - 8. Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня,
замышляют на меня зло: - 9. «слово велиала пришло на него;
он слег;
не встать ему более». - 10. Даже человек мирный со мною,
на которого я полагался, который ел хлеб мой,
поднял на меня пяту. - 11. Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня,
и я воздам им. - 12. Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне,
если враг мой не восторжествует надо мною, - 13. а меня сохранишь в целости моей
и поставишь пред лицем Твоим на веки. - 14. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века!
Аминь, аминь!
2-4.- Означенные стихи изображают положение Давида еще до его бегства из Иерусалима, в то время, когда он физически был нездоров и когда постепенно оставляли его друзья, а подготовлявшееся восстание Авессалома разрасталось. Тогда-то на себе самом он испытывает, насколько тяжело положение одинокого страдальца, как дорого ему сочувствие от других людей и насколько высока добродетель - сострадание. Поэтому Давид молит Бога ниспослать "блаженство" - награду тем, кто сочувствует и помогает всякому больному и нуждающемуся. "Да избавит их Господь, - молит Давид, - от несчастий, от врагов и сделает счастливою их жизнь, да поможет им в болезнях пославши выздоровление ("ты изменишь все ложе его в болезни его" - перевернешь ложе болезни на ложе здоровья).5.После молитвы за других Давид переходит к молитве за себя: он просит Бога "исцелить его душу", простить его грех (с Вирсавией) и спасти от врагов.6-10.- Враги с нетерпением ждут его полной гибели. Они лицемерно посещали Давида во время болезни, приходили за тем, чтобы убедиться в его немощи и когда выходили от него, обсуждали виденное, злоумышляя на Давида. Они в болезни Давида видели кару от Бога, ("слово велиала пришло на него"), почему думали, что она (болезнь) должна привести к смертному исходу. Жестокая болезнь, неисцелимая, переживалась им. Давид сейчас может надеяться только на Бога: даже тот человек, который обязан бы поддерживать его, близкий ему ("человек мирный со мною"), на которого Давид полагался и который делил с ним трапезу (высшие знаки близости), усилил тяжесть его положения ("поднял на меня пяту") своей изменой. Известно из исторических книг, каким доверием Давида пользовался Ахитофел и какое впечатление произвела на него его измена. Своим поступком Ахитофел прообразовал Иуду, близкого ученика Спасителя, которому Он вверил заботу о материальном содержании себя с учениками и который, хотя и пользовался знаками любви к себе своего Учителя, особенно на Тайной Вечери, однако предал его врагам (Ин 13:18) ст.).11-14.- Давид молит Бога о прощении своего греха, об исцелении от болезни и о каре врагов. В этой заслуженной врагами каре Давид увидит знак благоволения к себе Бога и прощения своего греха (прошедшее время глаголов стоит вместо будущего). - "А меня... поставишь пред лицем Твоим во веки" - т. е. я буду служить Тебе вечно, во все продолжение своей земной жизни, или в смысле - это Твое благоволение будет для меня служить залогом того, что за гробом я буду предстоять пред Тобою, жить вблизи Тебя.14.представляет литургическую прибавку. Слово буди, буди (слав.) (аминь, аминь) заключает первый сборник псалмов Давидовых.



