- 1. Бог Богов, Господь возглаголал
и призывает землю, от восхода солнца до запада. - 2. С Сиона, который есть верх красоты, является Бог,
- 3. грядет Бог наш, и не в безмолвии:
пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. - 4. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой:
- 5. «соберите ко Мне святых Моих,
вступивших в завет со Мною при жертве». - 6. И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог.
- 7. «Слушай, народ Мой, Я буду говорить;
Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя:
Я Бог, твой Бог. - 8. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя;
всесожжения твои всегда предо Мною; - 9. не приму тельца из дома твоего,
ни козлов из дворов твоих, - 10. ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,
- 11. знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.
- 12. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе,
ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. - 13. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?
- 14. Принеси в жертву Богу хвалу
и воздай Всевышнему обеты твои, - 15. и призови Меня в день скорби;
Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». - 16. Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои
и берешь завет Мой в уста твои, - 17. а сам ненавидишь наставление Мое
и слова Мои бросаешь за себя? - 18. когда видишь вора, сходишься с ним,
и с прелюбодеями сообщаешься; - 19. уста твои открываешь на злословие,
и язык твой сплетает коварство; - 20. сидишь и говоришь на брата твоего,
на сына матери твоей клевещешь; - 21. ты это делал, и Я молчал;
ты подумал, что Я такой же, как ты.
Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои]. - 22. Уразумейте это, забывающие Бога,
дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего. - 23. Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня,
и кто наблюдает за путем своим,
тому явлю Я спасение Божие».
1."Бог богов". Повторение одного и того же слова употребляется для усиления его значения, как напр., суета сует, песнь песней и др. "Бог богов" - значит высочайший Бог. Под богами нужно разуметь языческие божества, за которыми хотя истинный еврей не признавал реального бытия и живого могущества, но не считаться с верованием в них не мог, так как эти верования в ложных богов были распространены среди соседей язычников, да и сами евреи часто увлекались ими. Указанием, что Господь, Бог евреев, есть Бог богов, псалмопевец устанавливает истинность и высоту верований евреев в Господа, как единого и высшего над всею землею. Этим же указанием определяется важность и серьезность повиновения Ему и великая преступность оскорбления Его непослушанием Его заповедям. - "Призывает землю" - Изображаемый суд Бога над евреями производится пред всею землею, так как Господь есть Бог и Владыка всего живущего. - "От восхода солнца до запада" - две противоположные стороны света берутся для означения всего света.2."С Сиона, который есть верх красоты". - Гора Сион, которая по своему виду, является венцом красоты особенно потому, что в ней обитает сам Господь.3."Пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря". Картина, напоминающая явление Господа в 17 Пc. Эти образы означают Божественное Правосудие, не допускающее торжествовать злу и уничтожающее последнее, как огонь освобождает металлы от лигатуры. "Сильная буря" - символ Его могущества.5."Святых Моих", т. е. евреев, которые призваны Богом быть народом святым (Исх 19:6). - "Вступивших в завет со Мною при жертве" - разумеются жертвы, принесенные евреями при Синае, как внешний знак торжественности момента.8.Бог укоряет евреев не за "жертвы", которые они приносили, а за то настроение и смысл, который они соединяли с этим жертвоприношением. - "Всесожжения твои всегда предо Мною" - вероятно указывается на постоянное всесожжение, которое ежедневно приносилось в храме утром и вечером.12-15.- Жертвы Богу не нужны для Его питания. Если бы за ними было только такое внешнее значение, то Господу, во власти которого весь мир, они не надобны. Важно в жертве не вещество приносимое, а та "хвала" Богу и те "обеты", которыми должно сопровождаться это приношение. Под хвалою разумеется благоговейное чувство пред Богом, то чувство, которое лежит и в основании обетов, как обязательств, налагаемых на себя человеком добровольно пред лицом Господа, а потому и с сознанием важности их значении. Молитва к Богу при таких жертвоприношениях приятна Ему и Он избавит молящегося в день скорби. Такой человек - праведен пред Ним.16-20.- Грешен пред Ним и заслужит наказание тот, "кто проповедует уставы Его, берет завет Его, а сам ненавидит наставление Его и слова Его бросает за себя".
Одно лишь внешнее благочестие, показное, но без соответствующих словам дел, есть оскорбление Бога, пренебрежение Его заповедями ("бросание за себя").21."Ты это делал, и Я молчал", т. е. Бог не тотчас по своему долготерпению обличает и наказывает грешника, но дает возможность ему исправиться и загладить свое поведение. Из этого "молчания" Бога, медлительности в послании кары, нечестивый делает нелепый вывод, что Бог такой же, как и он, т. е. довольствующийся только внешним богоугождением, внешними жертвами, а не внутренним настроением и соответственным ему поведением человека, Бог изобличит такого человека и накажет.23.Истинный чтитель Бога тот, кто приносит Ему жертвы с искренним чувством благоговения пред Ним и заботится, чтобы и его внешнее поведение и поступки согласовались с этим настроением.
"Никогда никакая греческая или латинская ода, говорит Фенелон, не могла достигнуть высоты псалмов. Напр., тот из них, который начинается словами: "Бог богов, Господь возглаголал, и призвал землю", превосходит всякое человеческое воображение" (Вигуру).



