- 1. Учение Ефама Езрахита.
- 2. Милости [Твои], Господи, буду петь вечно,
в род и род возвещать истину Твою устами моими. - 3. Ибо говорю: навек основана милость,
на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал: - 4. «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:
- 5. навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой».
- 6. И небеса прославят чудные дела Твои, Господи,
и истину Твою в собрании святых. - 7. Ибо кто на небесах сравнится с Господом?
кто между сынами Божиими уподобится Господу? - 8. Страшен Бог в великом сонме святых,
страшен Он для всех окружающих Его. - 9. Господи, Боже сил!
кто силен, как Ты, Господи?
И истина Твоя окрест Тебя. - 10. Ты владычествуешь над яростью моря:
когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их. - 11. Ты низложил Раава, как пораженного;
крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих. - 12. Твои небеса и Твоя земля;
вселенную и что наполняет ее, Ты основал. - 13. Север и юг Ты сотворил;
Фавор и Ермон о имени Твоем радуются. - 14. Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!
- 15. Правосудие и правота — основание престола Твоего;
милость и истина предходят пред лицем Твоим. - 16. Блажен народ, знающий трубный зов!
Они ходят во свете лица Твоего, Господи, - 17. о имени Твоем радуются весь день
и правдою Твоею возносятся, - 18. ибо Ты украшение силы их,
и благоволением Твоим возвышается рог наш. - 19. От Господа — щит наш,
и от Святаго Израилева — царь наш. - 20. Некогда говорил Ты в видении святому Твоему,
и сказал: «Я оказал помощь мужественному,
вознес избранного из народа. - 21. Я обрел Давида, раба Моего,
святым елеем Моим помазал его. - 22. Рука Моя пребудет с ним,
и мышца Моя укрепит его. - 23. Враг не превозможет его,
и сын беззакония не притеснит его. - 24. Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.
- 25. И истина Моя и милость Моя с ним,
и Моим именем возвысится рог его. - 26. И положу на море руку его, и на реки — десницу его.
- 27. Он будет звать Меня: Ты отец мой,
Бог мой и твердыня спасения моего. - 28. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,
- 29. вовек сохраню ему милость Мою,
и завет Мой с ним будет верен. - 30. И продолжу вовек семя его,
и престол его — как дни неба. - 31. Если сыновья его оставят закон Мой
и не будут ходить по заповедям Моим; - 32. если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:
- 33. посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их;
- 34. милости же Моей не отниму от него,
и не изменю истины Моей. - 35. Не нарушу завета Моего,
и не переменю того, что вышло из уст Моих. - 36. Однажды Я поклялся святостью Моею:
солгу ли Давиду? - 37. Семя его пребудет вечно,
и престол его, как солнце, предо Мною, - 38. вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах».
- 39. Но ныне Ты отринул и презрел,
прогневался на помазанника Твоего; - 40. пренебрег завет с рабом Твоим,
поверг на землю венец его; - 41. разрушил все ограды его,
превратил в развалины крепости его. - 42. Расхищают его все проходящие путем;
он сделался посмешищем у соседей своих. - 43. Ты возвысил десницу противников его,
обрадовал всех врагов его; - 44. Ты обратил назад острие меча его
и не укрепил его на брани; - 45. отнял у него блеск и престол его поверг на землю;
- 46. сократил дни юности его и покрыл его стыдом.
- 47. Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно,
будет пылать ярость Твоя, как огонь? - 48. Вспомни, какой мой век:
на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих? - 49. Кто из людей жил — и не видел смерти,
избавил душу свою от руки преисподней? - 50. Где прежние милости Твои, Господи?
Ты клялся Давиду истиною Твоею. - 51. Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих,
которое я ношу в недре моем от всех сильных народов; - 52. как поносят враги Твои, Господи,
как бесславят следы помазанника Твоего. - 53. Благословен Господь вовек!
Аминь, аминь.
2.Под милостью и истиной, как видно из последующего содержания псалма, нужно разуметь великие обетования, данные Богом Давиду о вечном благоволении и милости к нему и его потомку, и верность, непреложность исполнения этих обетований.3.Истина "утверждена на небесах". Выражение образное: небо для человека, существа слабого и непостоянного, недоступно, а потому и все, основанное на нем, не может подвергаться никаким изменениям или колебаниям, т. е. эта истина, обетование будет исполнено.4-5.- Изложенное здесь обетование то самое, которое было сообщено Давиду через пророка Нафана (см. (2Цар 7:12-14).6-7.- "Небеса", "собрание святых", "сыны Божии" означают ангелов, благоговеющих пред величием данного Давиду обетования.11."Раав" - обозначение Египта (см. (Пс 86:4). Упоминается о чудесном изведении из Египта, как проявлении всемогущества и благоволения Господа по отношению к евреям.13."Фавор и Ермон о имени Твоем радуются". Эти горы, находящиеся в Палестине, служат символом всей этой гористой страны. Горы радуются, т. е. все обитатели Палестины полны благодарного чувства к Богу за Его благодеяния, обильно на них изливаемые за время обитания в этой стране.16-17.- Если Господь так милостив к евреям и всемогущ, то тот народ, который слушает "трубного звука" - блажен. Труба употреблялась у евреев для собрания народа к молитве. Слушаться трубы - точно исполнять Божественные предписания о благоговейном отношении к Нему и исполнении Его заповедей. "Возноситься правдою" Божьею - пользоваться Его покровительством и защитой, а через то и славой у всех народов за праведное хождение пред Ним.18-19.- "Благоволением Твоим возвышается рог наш", "от Господа - щит наш" - выражения синонимические. Могущество ("рог") еврейского народа, его защита ("щит") не в военной силе, не в отваге войск и опытности полководцев, но в благоволении к нему Господа. "Святый Израилев" - Господь.20.Под святым, т. е. человеком, здесь разумеется пророк Нафан, через которого Господь дал обетование Давиду. Это то же обетование, только в более пространном изложении, как и находящееся во (2Пар 7:8-16), приводится далее.26."Море" - Средиземное, находившееся на западе, "реки" - Тигр и Евфрат, на восток от Палестины. Две части света берутся здесь для обозначения всего мира, т. е. Давиду предсказывается распространение его владычества по всей Вселенной. Так как вечность завета Бога с Давидом касается "семени" от него, то последнему, т. е. семени принадлежит такая всесветная власть. Под этим семенем разумеется Мессия.27-28.- Отношения между Богом и человеком не были отношениями раба к своему господину, основанными на рабском и слепом послушании, но являлись полными любви, как отношения отца к детям. "Первенец", первый сын пользовался особенною любовью у родителей и особенными правами, соединенными с этим первородством. Таким первенцем среди царей языческих является Давид, которою Господь особенно любит и которого предпочитает пред всеми другими правителями народов.37-38.- Солнце и луна представлялись древним вечными и неизменными, так же вечно и неизменно обетование, данное Богом Давиду. - "Верный свидетель на небесах" - т. е. Бог Господь клянется Сам Собою, так как для Него нет другого более высшего предмета клятвы.40."Поверг на землю венец" - сбросил корону с головы потомка Давида. Образ Ровоама, который должен был смириться пред фараоном Сусакимом.45-46.- "Отнял... блеск" - блеск самостоятельного, независимого царствования. - "Сократил дни юности" - уменьшил, уничтожил дни беспечальной и беспечной жизни. Мы указывали, что Ровоама спасло покаяние пред Богом, т. е. искреннее и строгое осуждение своего прежнего неосмотрительного, беззаботного и нечестивого поведения. Время беспечной юности сократилось.48-49.- При недостаточной ясности учения о загробном существовании, преимущественное внимание древнего еврея сосредоточивалось на благоустроении земной жизни. Бедствия и испытания, переживаемые человеком на земле, усиливают тяжесть его кратковременного существования, поэтому писатель молит Господа избавить от настоящих бедствий нашествия Сусакима, не сокрушать их жизни насланием страданий и преждевременной насильственной смерти: каждый из живущих и так не минует шеола.51."Носить поругание от народов в недре" - глубоко болеть за потерю престижа, значения своей родины, своего царства в глазах соседних языческих царств и народов. Эта скорбь писателя - скорбь истинного патриота, страдающего как за каждого из своих соплеменников (см. 48-49 ст. ), так и за весь народ.53.Литургическая прибавка, заканчивающая третий сборник Псалтири.



