- 1. Живущий под кровом Всевышнего
под сенью Всемогущего покоится, - 2. говорит Господу: «прибежище мое и защита моя,
Бог мой, на Которого я уповаю!» - 3. Он избавит тебя от сети ловца,
от гибельной язвы, - 4. перьями Своими осенит тебя,
под крыльями Его будешь безопасен;
щит и ограждение — истина Его. - 5. Не убоишься ужасов в ночи,
стрелы, летящей днем, - 6. язвы, ходящей во мраке,
заразы, опустошающей в полдень. - 7. Падут подле тебя тысяча
и десять тысяч одесную тебя;
но к тебе не приблизится: - 8. только смотреть будешь очами твоими
и видеть возмездие нечестивым. - 9. Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»;
Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; - 10. не приключится тебе зло,
и язва не приблизится к жилищу твоему; - 11. ибо Ангелам Своим заповедает о тебе —
охранять тебя на всех путях твоих: - 12. на руках понесут тебя,
да не преткнешься о камень ногою твоею; - 13. на аспида и василиска наступишь;
попирать будешь льва и дракона. - 14. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его;
защищу его, потому что он познал имя Мое. - 15. Воззовет ко Мне, и услышу его;
с ним Я в скорби;
избавлю его и прославлю его, - 16. долготою дней насыщу его,
и явлю ему спасение Мое».
1-2.- "Живущий под кровом Всевышнего" - живущий надеждой на Бога, настолько глубокой, что только от Него одного ищет заступления, тот "под сенью Всемогущего покоится" - будет пользоваться Его кровом, защитой. Сравнение взято из обычая древневосточного гостеприимства, когда иностранец, вступивший в шатер туземца, находил полный в нем покой и защиту.3-8.- Как бы ни были разнообразны, многочисленны и велики угрожающие этому праведнику бедствия, Господь от всех их избавит его. Он избавит "от сети ловца" - вообще от всякой опасности, причиняемой хитростью; "от гибельной язвы" - от всего, что доставляет гибель, вред. Господь защитит его с такой же предупредительной любовью, с какою наседка принимает под крылья своих детенышей, где они чувствуют себя в полной безопасности ("под крыльями Его будешь безопасен"). Это потому, что "истина Его" будет охранным орудием для человека. Так как Бог любит истину, то и защитит того, кто пред Ним истинен. "Ужасы ночи" - скрытые тайные нападения; от "стрелы, летящей днем" - от нападений явных; от "язвы, ходящей во мраке" - от действий, скрывающихся во тьме происков, интриг; ("от сряща" слав. библ. - случайного недуга); от "заразы, опустошающей в полдень" - от действий южного жгучего ветра, иссушающего всякую растительность. Если бы на праведника напали враги в необыкновенно большом количестве, то их погубит Господь "тысячу и десять тысяч" (круглые цифры) - в громадном количестве, однако ни одно из посылаемых Богом на врагов губительных бедствий не коснется праведника.10."Не приключится тебе зло" - бедствие не коснется ни тебя лично, "язва не приблизится к жилищу твоему" - ни твоего имущества. Все это исполнилось на Езекии при нападении ассириян.11-16.- Господь будет охранить своего праведника чудесной силой. Он пошлет ему ангела хранителя, который как бы на руках будет переносить его через опасности. Аспид и василиск (роды ядовитых змей, василиск - очковая змея) не причинят ему вреда; не причинят ему вреда ни лев, ни дракон (вероятно, удав или боа), так как за то, что праведник любит Меня, Господь всегда его услышит. Господь исполнит его "долготою дней" - не только не лишит преждевременно жизни, но продлит ее чудесно за пределы естественной ее продолжительности, что и было с Езекией.
Так как ранее говорилось о чудесной защите Богом праведника, то под "долготою дней" можно разуметь не естественную, обыкновенную продолжительность человеческой жизни, а чудесное ее удлинение.
В данном псалме речь писателя часто меняется: то он говорит вообще о праведнике, то обращается к нему лично (3-8 ст.), то сливается с ним в молитве пред Богом.
Этот псалом - заключительный псалом 6-го часа. Наставив предшествующими двумя псалмами этого часа каждого верующего к должному присутствованию на литургии, здесь Церковь словами этой песни обещает им за то такую же награду от Бога, какую за свою веру в Него получил Езекия. Ему обещается и "дарование спасения" (16), получаемое через достойное принятие в себя Христа в евхаристии.



