- 1. Благослови, душа моя, Господа!
Господи, Боже мой!
Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; - 2. Ты одеваешься светом, как ризою,
простираешь небеса, как шатер; - 3. устрояешь над водами горние чертоги Твои,
делаешь облака Твоею колесницею,
шествуешь на крыльях ветра. - 4. Ты творишь ангелами Твоими духов,
служителями Твоими — огонь пылающий. - 5. Ты поставил землю на твердых основах:
не поколеблется она во веки и веки. - 6. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее,
на горах стоят воды. - 7. От прещения Твоего бегут они,
от гласа грома Твоего быстро уходят; - 8. восходят на горы, нисходят в долины,
на место, которое Ты назначил для них. - 9. Ты положил предел, которого не перейдут,
и не возвратятся покрыть землю. - 10. Ты послал источники в долины:
между горами текут [воды], - 11. поят всех полевых зверей;
дикие ослы утоляют жажду свою. - 12. При них обитают птицы небесные,
из среды ветвей издают голос. - 13. Ты напояешь горы с высот Твоих,
плодами дел Твоих насыщается земля. - 14. Ты произращаешь траву для скота,
и зелень на пользу человека,
чтобы произвести из земли пищу, - 15. и вино, которое веселит сердце человека,
и елей, от которого блистает лице его,
и хлеб, который укрепляет сердце человека. - 16. Насыщаются древа Господа,
кедры Ливанские, которые Он насадил; - 17. на них гнездятся птицы:
ели — жилище аисту, - 18. высокие горы — сернам;
каменные утесы — убежище зайцам. - 19. Он сотворил луну для указания времен,
солнце знает свой запад. - 20. Ты простираешь тьму и бывает ночь:
во время нее бродят все лесные звери; - 21. львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
- 22. Восходит солнце,
[и] они собираются и ложатся в свои логовища; - 23. выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.
- 24. Как многочисленны дела Твои, Господи!
Все соделал Ты премудро;
земля полна произведений Твоих. - 25. Это — море великое и пространное:
там пресмыкающиеся, которым нет числа,
животные малые с большими; - 26. там плавают корабли,
там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. - 27. Все они от Тебя ожидают,
чтобы Ты дал им пищу их в свое время. - 28. Даешь им — принимают,
отверзаешь руку Твою — насыщаются благом; - 29. скроешь лице Твое — мятутся,
отнимешь дух их — умирают
и в персть свою возвращаются; - 30. пошлешь дух Твой — созидаются,
и Ты обновляешь лице земли. - 31. Да будет Господу слава во веки;
да веселится Господь о делах Своих! - 32. Призирает на землю, и она трясется;
прикасается к горам, и дымятся. - 33. Буду петь Господу во всю жизнь мою,
буду петь Богу моему, доколе есмь. - 34. Да будет благоприятна Ему песнь моя;
буду веселиться о Господе. - 35. Да исчезнут грешники с земли,
и беззаконных да не будет более.
Благослови, душа моя, Господа!
Аллилуия!
1-4.- Господь велик во всем своем творении; все предметы видимого мира говорят о Его "величии и славе", т. е. своим существованием, красотою и разнообразием они безмолвно восхваляют Господа, являясь величественным внешним выражением Его силы. Свет - является как бы Его одеянием, небо - шатром, раскинутым над всей землей; Ты обитаешь над водами ("горние чертоги" - верхняя комната, самая почетная в еврейских домах); управляешь облаками, по которым ходишь (древние в тучах видели образ явления Бога), как и по ветрам так, как человек по земле. Стихии мира, напр., ветер и огонь, являются такими же быстрыми и точными исполнителями Твоей воли, как и ангелы. Здесь указания на многочисленные чудеса, совершаемые Богом при посредстве внешней природы, напр., через землетрясения, грозы, огонь и т. п.5-9.- Изображается кратко история творения земли. Земля утверждена Богом непоколебимо: ничто уничтожить и обратить ее в прежнее хаотическое состояние не может, хотя в начале миросоздания твердая масса земли была окружена "бездною, как одеянием", так что вершины гор закрыты были водою. По творческому же повелению ("от прещения", "от гласа грома" - образы силы Божественного приказания) воды отошли от земли, обнаружились горы, и появились поля в назначенных им местах; воды же сосредоточились в определенных пределах, из которых они сами собой не могут вылиться.10-13.- Но земля не лишилась совершенно воды. В долинах и среди гор появились источники, дающие воду живущим там всяким зверям и диким ослам. Последние были многочисленны на Востоке и любили жить среди гор. Около водных источников появились и деревья, а на них гнездятся разноголосые птицы, оживляющие своим пением все горы и долины.14-18.- Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом - всюду жизнь и движение.19-24.- Солнце и луна исполняют данное Богом назначение, служить указателями времени, и солнце знает свой срок ("знает запад" - знает свой закат, когда перестает светить). Когда солнце прекращает светить, настает ночь, вместе с тем начинается и особенная жизнь; тогда хищные звери (львы) и все, селящиеся в дубравах (лесах и рощах) выходят искать себе соответственной их инстинктам и физическому строению пищи. С восходом же солнца они скрываются в логовищах; тогда выступает со своими дневными занятиями человек. Как величествен и премудр весь мир, так устроенный Богом и полный кипучей и разнообразной жизни в каждый момент дня и ночи!25-26.- Не безжизненно и море: там невозможно пересчитать всех гадов и разнообразных животных от малых до великих; там плавают корабли по поверхности воды, как громадные чудовища, свидетельствующие о великой силе творческого ума человека, а под водою играет левиафан (крокодил, см. 40 гл. кн. Иова), для которого не страшны ни другие обитатели вод, ни самая бездна морей.27-30.- Все это многообразие тварного нуждается в Боге, все ждут от Него пищи себе в нужное время, ее и дает им Господь. Но весь этот мир тварей неминуемо гибнет, когда Господь "сокроет лице", не дает им пищи, и возрождается, когда Господь "посылает свой дух", когда снова возвращает всему живущему свою милость.
Здесь выражено возвышенное учение о постоянном промышлении Бога над миром, своей силой и ниспосылаемыми Им дарами поддерживающего и питающего все тварное.31-35.- Пусть будет слава Богу от всего Его творения, которое да радует Его своим благоговением ("да веселится") к Нему, как всемогущему существу, второе так заботится ("призирает") о нем (тварном) и Который так всемогущ, что может сотрясти и уничтожить землю и воздымить горы, т. е. образовать вулканы. Давид заключает псалом желанием, чтобы это слабое изображение величия Божия было угодно Ему, и чтобы нечистое, греховное исчезло с земли и не оскверняло святости творения.
102-й псалом - пятый в шестопсалмии. Указавши и раскрывши ранее (Пс 87:1) тяжесть и гибельность отверженного от Бога состояния, Церковь здесь побуждает человека дорожить и заботиться о своем спасении, указывая словами этого псалма на великую любовь Бога к человеку, на Его долготерпение и снисхождение, дающее возможность каждому грешнику надеяться и искать Божественной помощи.
103-й псалом называется предначинательным, так как им полагается начало вечерни. Указанием на величие миросоздания и Промысл Божий над ним, всякий молящийся располагается к серьезному и внимательному отношению ко всему содержанию богослужения, как руководству для него со стороны Великого, всемогущего и любвеобильного Существа.
По силе языка, его точности, яркости и образности выражений, а отсюда и особенной рельефности изображения предмета речи, этот псалом многими древними и современными исследователями его считается выдающимся по своей художественности эпическим произведением во всей мировой литературе.
"Иов, пророки, Экклезиаст, и особенно псалмы, наполнены величественными описаниями". Псалом "Благослови, душа моя, Господа"... представляет шедевр этого рода... Гораций остается далеко позади этой поэзии (Шатобриан). "Можно сказать, что 103 псалом заключает в себе единственный эскиз мира" (А. Гумбольт).



