Глава 3

  • 1-2. «В пятнадцатый год правления Тиверия»: Тиверий был сын и преемник на римском императорском троне Октавия Августа, в правление которого родился Господь Иисус. Август умер в 767 году от основания Рима, Тиверий за три года был объявлен соправителем ему, следовательно 15-й год его правления падает на 779 год, когда Иоанну Крестителю и Христу было за 30 лет или около 30 лет (ср. ст. 23; обыкновенно же принято считать 30 лет, круглое число). «Понтий Пилат» начальствовал над Иудеею: см. прим. к Мф. 27:1. «Ирод (Антипа) был» и пр.: см. прим. к Мф. 2:22. «В Итурее»: область по восточную сторону Иордана (древний Галаад); название свое получила от Иетура, одного из сыновей Измаила (Быт. 25:151Пар. 1:31), потомки которого, обитавшие в этой местности, были покорены, при завоевании Палестины при Навине, коленами Рувиновым, Гадовым и половиною колена Манасиина, водворившимся тут (ср. 1Пар. 5:19). «Трахонитской области»: область эта лежала также на восток от Иордана, северо-восточнее Галаада. Филипп управлял этими странами до самой своей смерти в 786 году от основания Рима, или в 38 году по рождестве Христовом. «Четвертовластником» (Тетрарх): слово это первоначально означало правителя четвертой части известной страны или области, но со временем стало прилагаться вообще к правителям. «Лисаний в Авилинее»: Авилиния – Сирская область, примыкавшая с северо-востока к Галилее, с главным городом Авилою, от которого и получила название. Лет за 30 с лишком до рождества Христова в этой области был правителем Лисаний, которого умертвил один из бывших триумвиратов римских Антоний, из-за известной Клеопатры. Упоминаемый же здесь Лисаний был второй с этим именем правитель, о котором впрочем Иосиф Флавий и другие историки не упоминают. Что не в очень продолжительное время в одной и той же области было два правителя с одинаковыми именами, это не невероятно и во всяком случае возможно. «При первосвященниках Анне (Анан) и Каиафе»: о Каиафе см. прим. к Мф. 26:3. Анан был тесть Каиафы (Ин. 18:3) и был прежде первосвященником. Таковым он сделался при Квиринии (Лк. 2:2), сменен при Вителлие – правителях иудейских. Он упоминается в евангелиях наряду с Каиафою, как первосвященник, частично потому, что был в родственных отношениях с этим последним и потому имел влияние на ход дела, частично потому, что он кажется пользовался вообще большим авторитетом, как человек сильный характером, умный и ревнитель национальности иудеев, не очень долюбливаемый римским правительством за это. Сын его Ионафан был преемником Каиафы в звании первосвященника. «Был глагол Божий», или особенное чрезвычайное откровение Божие, призывавшее Иоанна к особенному и чрезвычайному пророческому служению (ср. Иер. 1:1Ис. 38:4 и дал.). Какой это был глагол Божий, как совершилось это призвание, евангелист, равно как и прочие, умалчивает; но несомненно, что это было именно призвание к чрезвычайному пророческому служению, которое и начал Иоанн вслед за этим. «Сыну Захарии»: ср. Лк. 1:5 и дал. «В пустыне»: ср. Лк. 1:80.
  • 3. «И он проходил» и пр.: начав свою проповедь в пустыне, где получил откровение (ср. Мф. 3:1Мк. 1:4), Иоанн с этой проповедью проходил по всей окрестности страны Иорданской, по ту и другую сторону Иордана – по Иудее и Галааду. «Крещение покаяния»: см. прим. к Мф. 3:2 и Мк. 1:4.
  • 4-6. «Как написано» и пр.: в явлении и проповеди Крестителя евангелист, равно как и Матфей и Марк, указывает исполнение пророчества Исаии (Ис. 40:3 и дал.), которое евангелист Лука приводит полнее, чем оба предшествующие евангелиста (ср. прим. к Мф. 3:3). «Всякий дол» и пр.: образ взят от уравнения дороги для путешествия войска, под образом которого у пророка представляется возвращение народа еврейского из вавилонского плена, которое в свою очередь служило образом пришествия Мессии, имеющего освободить искупленных Им из плена греховного. В приложении этих образных выражений к деятельности Предтечи Христова они означают вообще приготовление им народа еврейского к принятию Мессии (ср. прим. к Лк. 1:76-77) и устранение по возможности препятствий к принятию Его. «И узрит всякая плоть» и пр.: всякая плоть, т.е. все люди (ср. Деян. 2:16); «спасение Божие», т.е. спасение совершаемое Богом (ср. Лк. 2:20). В речи пророка представляется, что все народы должны взирать (с удивлением) на великое дело Божие – избавление Своего возлюбленного народа из плена; но образ видимо шире образуемого и более может быть приложен к другому, духовному избавлению человечества будущим Искупителем, какое избавление действительно привело в изумление народы и приводит доселе как величайшее дело любви Божией к грешному человечеству.
  • 7-9. «Иоанн говорил»: речи Иоанна к приходившим креститься от него изложены у евангелиста Луки подробнее, чему у предшествующих двух евангелистов, с некоторыми особенными чертами. «Народу»: строгость речи Иоанна к народу объясняется тем, что она, по рассказу евангелиста Матфея, обращена была главным образом к фарисеям и саддукеям, особенно испорченным нравственно (ср. прим. к Мф. 3:7); такой же строгой встречи достойны были, без сомнения, все те из народа, кто находился под нравственным влиянием этих ложных руководителей народной нравственности. Строгая речь нужна была и вообще народу, как призыв его к строгому покаянию. Впрочем собственно с народом или теми из народа, кто искренне обращался к Иоанну, он говорил гораздо мягче (ст. 10-14, 18), строгие же выражения относятся к фарисеям и саддукеям. «Порождения ехиднины» и пр.: см. прим. к Мф. 3:7-10.
  • 10-11. «Спрашивал народ» и пр.: смущенный строгостью речи пророка, народ спрашивает его: что же нужно делать, чтобы приносить плоды достойные покаяния и быть участниками в царстве Мессии? Ответы Иоанна евангелист передает кратко, хотя упоминает, что многому и другому поучал он народ (ст. 18); указываются только характерные черты, сущность ответов. Во всех ответах своих Иоанн требует дел любви и милосердия, так как и проповедуемое им царство есть царство любви и милосердия. Так народу вообще на вопрос – что делать – он отвечал: «у кого две одежды» и пр.: общий смысл этих частных требований тот, чтобы помогать бедным ближним кто чем может, у кого что есть лишнее – дела любви и милосердия. Такие дела составляют лучшее доказательство религиозно-нравственной чистоты, и степень усердия в исполнении таких дел указывает верно на степень нравственного усовершенствования человека; они же служат в частности лучшим свидетельством и выражением покаянного настроения духа, какого требовал Иоанн от народа (ср. Ис. 58:3-5Дан. 4:24).
  • 12-13. «Мытари»: см. прим. к Мф. 5:47. «Ничего не требуйте» и пр.: сборщики налогов для римского правительства, как откупщики-монополисты, имели возможность разными способами притеснять народ, взимая с него, под разными предлогами, более чем сколько следует. Иоанн поучает их, что они должны брать с народа не более, чем определено от правительства, и это – как дело любви – будет свидетельством их покаяния. Иоанн не осуждает самого их занятия, не советует им переменить его, хотя иудеи с отвращением и негодованием относились к ним, как агентам ненавистного им ига притеснителей, он только запрещает им брать лишнее. Народ должен платить подати налагаемые правительством, но не должен платить лишнее для удовлетворения корыстолюбия сборщиков.
  • 14. «Воины»: нет достаточно ясных признаков, по которым можно было бы решить, что это были за воины, – природные ли иудеи, или же прозелиты из язычников; то или другое, во всяком случае это были люди также ожидавшие наступления нового царства, проповедуемого Иоанном. Состоя на службе римского правительства, ненавистного иудеям, солдаты легко могли подвергнуться таким порокам, как обида ближнего, или клевета на него, или лихоимство в добавок к получаемому ими от правительства содержанию. Иоанн требует как свидетельства их покаяния, чтобы они воздерживались от этих пороков. Он не порицает их службы, а требует только, чтобы они проходили оную честно, оказывая любовь и сострадание к ближним.
  • 15. «В ожидании»: народ в это время с нетерпением ожидал обещанного ему издревле Мессию. Давно уже не было среди него пророка, и вот, когда явился Иоанн со своей сильной проповедью в духе и силе древних пророков, народ и начал думать – не сам ли это Мессия. Так думал не только народ, но и некоторые из представителей и руководителей народных (Ин. 1:19 и дал.). Так думать об Иоанне побуждало также вероятно образовавшееся в то время мнение, что Мессия, когда придет, будет крестить, что теперь делал Иоанн. Эту черту народного мнения об Иоанне указывают из евангелистов только два – Лука и Иоанн.
  • 16-17. «Я крещу вас» и пр.: см. прим. к Мф. 3:11-12. «Развязать»: то же, что снять и понести.
  • 18. «Благовествовал»: проповедью Иоанна началось благовествование (Евангелие) о пришествии в мир Сына Божия (ср. Мк. 1:1), а потому и сама эта проповедь, приготовлявшая людей к принятию Мессии, называется благовествованием (Евангелием).
  • 19-20. «Ирод же» и пр.: вводное повествование об отношении Ирода к Иоанну Крестителю. Подробнее об этом говорится в евангелиях от Матфея (Мф. 14:1 и дал.) и Марка (Мк. 6:17 и дал.). «Заключил Иоанна в темницу», а потом и умертвил там. Это случилось не в то время, когда Иоанн проповедовал и крестил, а гораздо позднее; евангелист же упоминает здесь об этом потому, что не собирается рассказывать о дальнейшей жизни Иоанна (кроме одного случая – Лк. 7:19 и дал.), и к слову о нем здесь кратко сообщает, что было с ним в последствии; «повествует как бы с глубокой скорбью и сильной жалостью о том, что Ирод так неправо поступил с Иоанном, тогда как народ имел о нем высокое понятие» (Феофилакт Болгарский).
  • 21-22. Евангелист повествует о крещении Христовом короче, чем евангелист Матфей, и более сходно с евангелистом Марком. «И молился»: особенная черта, упоминаемая только евангелистом Лукою. Это событие было началом служения Иисуса в качестве Мессии, и следовательно событие важнейшее в Его жизни, и евангелист замечает, что при этом Господь молился. «Дух Святой нисшел» и пр.: см. прим. к Мф. 3:16-17 и Мк. 1:10-11.
  • 23-38. «Начиная» Свое служение: то есть в то время, как принял крещение, чем и началось торжественное Его служение. «Лет тридцати»: собственно около тридцати (ωσει), по смыслу выражения – или несколько более тридцати или несколько менее того. По более точным хронологическим соображениям нужно полагать, что Ему было несколько более 30 лет (см. прим. к ст. 1). «Как думали»: «как полагали иудеи, а на самом деле Он не был сыном Иосифа» (Евфимий Зигабен). «Сын Иосифов, Илиев» и пр.: при сравнении родословия Христа по Евангелию от Луки с таким же родословием по Евангелию от Матфея (Мф. 1:1-16), обнаруживается немало различий, объяснение которых издревле несколько затрудняло толкователей и вызвало несколько мнений. Главное различие их в следующем: 1) по родословию Евангелия от Матфея, отец Иосифа обручника – Иаков (ст. 16), по родословию Евангелия от Луки – Илий (ст. 23). 2) Салафииль и Зоровавель по обоим родословиям имеют разных отцов и сыновей. По Матфею Салафииль – сын Иехонии (Мф. 1:12), по Луке – сын Нирия (ст. 27), по Матфею сын Зоровавеля – Авиуд (ст. 13), по Луке – Рисай (ст. 27). 3) По Матфею Иосиф обручник – потомок Давида через Соломона (ст. 6-7), по Луке – через Нафана (ст. 31). 4) Имена членов родословия от Давида до Салафииля (Мф. ст. 7-12, Лк. ст. 31-27) и от Зоровавеля до Иосифа (Мф. ст. 13-16, Лк. ст. 27-23) по обоим родословиям разные, и число членов не одинаково. Объяснения этих различий были и есть следующие: 1) евангелист Матфей излагает родословие Иосифа обручника, а ев. Лука – Девы Марии, так как и он и Она происходили от Давида, только по разным линиям. Но против этого прямые слова евангелиста Луки, показывающие, что и он ведет родословие, так же как и ев. Матфей, Иосифа (ст. 23). Кроме того, не было обычая вести родословные таблицы по женской линии, хотя и несомненно, что Мария происходила также из рода Давидова. 2) Предполагают, что лица обоих родословий одни и те же, только имена другие, так как у евреев было в обычае давать одному и тому же лицу несколько имен. Это – догадка, несогласная ни с прямыми указаниями родословий на то, что одно из них ведется от Давида через Соломона, а другое – через Нафана, двух разных лиц, ни с числом членов того и другого родословия, из которых по одному таких больше (Лука), по другому меньше (Матфей). 3) Самое вероятное объяснение этих различий – объяснение законом ужичества, по которому брат или ближайший родственник умершего бездетным должен был взять его вдову и от нее продолжать род (ср. прим. к Мф. 1:12); рожденные таким образом дети имели как бы двух отцов: одного по плоти, другого по закону (умершего). Таким образом Салафииль называется у евангелиста Матфея сыном (по закону) Иехонии – бездетного, а ев. Лука называет отца его по плоти Нирия, который восстановил род бездетного Иехонии. От усыновленного Салафиилю Зоровавеля родились Авиуд и Рисай, и евангелист Матфей ведет родословие по первому, а ев. Лука по второму, точно так же как и первый ведет родословие от Давида через Соломона, а последний через Нафана, и по этим двум линиям – первый доводит родословие до Иакова, а последний до Илия, которые оба называются отцами Иосифа обручника, что произошло так: Илий, сын Матфата, умер бездетным, Иаков, сын Матфана, его ближайший родственник, от его вдовы восстановил его род, родив Иосифа, который таким образом по плоти был сыном Иакова, а по закону – Илия. Так объяснение различий в родословиях ведет свое начало от писателя 2-го века Юлия Африканского, который слышал его от оставшихся еще тогда в живых родственников Пресвятой Девы (Евсев. Церк. Ист. 1, 7). Это объяснение самое правдоподобное и принято было многими отцами и учителями Церкви. Два случая применения закона ужичества очень возможны в тяжкие для дома Давидова времена – во время вавилонского плена и перед пришествием Христа, когда род Давидов уже не царствовал в Иерусалиме. «Фаррин, Нахоров» и пр.: евангелист Лука ведет родословную таблицу Христа далее, чем ев. Матфей, за Авраама. В этой части родословная вполне согласна с родословными таблицами и историческими указаниями на это книги Бытия. «Адамов, Божий»: «рождение Господа, как безсеменное, встречало недоверие. Поэтому евангелист, желая показать, что и в другое время человек произошел без семени, от низших восходит до Адама и Бога. Он говорит как бы так: если ты не веруешь, как второй Адам родился без семени, то прошу – обратись умом к первому Адаму, и ты найдешь, что он сотворен Богом без семени и – после этого не будь не верующим» (Феофилакт Болгарский).