Глава 21

  • 1-4. Сказание ев. Луки о вдовице, положившей в церковную сокровищницу две лепты, совершенно согласно с сказанием о сем ев. Марка, хотя изложение несколько отлично от него. См. Мк. 12:41-44 и прим. – «Увидел богатых»: по сказанию ев. Марка, Господь смотрел, как вообще народ клал приношения свои в сокровищницу; в числе клавших были и богатые, была и одна особенно бедная вдова.
  • 5-7. Повод к произнесению Спасителем пророческой речи о разрушении Иерусалима и кончине мира рассказан у ев. Луки в таких же общих чертах, как и у ев. Матфея (у Марка частнее). См. Мф. 24:1-4Мк. 13:1-4 и прим. – «Дорогими камнями: не драгоценными в тесном и общеупотребительном значении слова, но вообще дорогими, огромными, великолепными; см. прим. к Мк. 13:1. – «Вкладами»: это слово означает всякие приношения и украшения, приносимые в дар Богу во храм. Древние завоеватели имели обычай посвящать часть своей добычи в дар богам, принося ее в храмы и оставляя там; люди же благочестивые делали также разные вклады в храмы, служащие к украшению их; кажется и у иудеев было такое обыкновение. Так Флавий упоминает о великолепно сделанной из золота виноградной лозе, принесенной Иродом великим в дар храму (Bel. Jud. 6, 5, 2. Antt. 15, 11, 3). Блж. Феофилакт полагает, что речь идет «о резных и изваянных произведениях, напр. о пальмах и херувимах» (3Цар. 6:32). – «Придут дни» (ср. Лк. 19:43): настанет время, когда все это будет разрушено. – «Когда это будет» и пр.: вопрос учеников у ев. Луки (как и у Марка) выражен общее, чем у ев. Матфея. По ев. Матфею ученики спрашивают о двух предметах: о времени разрушения Иерусалима и о кончине мира; сообразно с сим и речь Господа у него изложена применительно к сим двум событиям (см. прим. к Мф. 24:3). У ев. Луки (как и у Марка) излагается одна только половина вопроса – о времени разрушения Иерусалима, и речь Господа излагается применительно к этому вопросу короче, чем у Матфея (почти в том же объеме, как и у Марка), и из черт, какие по ев. Матфею относятся ко второму пришествию и кончине мира, указываются немногие решительные, хотя по причине прообразовательного характера разрушение Иерусалима в отношении ко второму пришествию и кончине мира (см. прим. к Мф. 24:3) некоторые черты, указываемые в первом, «могут» быть приложены и к последнему.
  • 8-11. «Берегитесь» и пр.: см. прим. к Мф. 24:4-10 и Мк. 13:6 и прим. – «Не ввели в заблуждение» то же, что – не прельстили бы: не отвлекли бы от веры во Христа. – «Это время близко»: указание прямое на то, что речь здесь, и следовательно в параллельных местах Матфея и Марка, идет только о времени разрушения Иерусалима и предшествовавших оному бедствиях. – «Смятениях»: см. прим. к Мк. 13:8; ср. 2Кор. 6:5. – «Ужасные явления и великие знамения с неба»: общее обозначение совокупности тех бедствий, какие будут предшествовать разрушению Иерусалима. В частности Флавий повествует, что комета в виде меча целый год являлась над Иерусалимом; и еще, что видны были в воздухе толпы сражающихся всадников (Bel. Jud. 17, 5). Кроме сего были ужасные явления во храме. Так, по свидетельству Флавия же (ibid.), виден был необыкновенный свет ночью вокруг жертвенника, продолжавшийся около часа; в праздник опресноков двери медные, которые с трудом отворяли 20 человек, отворились сами собою; в праздник пятидесятницы ночью был в храме голос: «пойдем отсюда».
  • 12-19. Бедствия, какие ученики Христовы должны претерпеть перед сим временем общенародных бедствий и в самое это время, а ровно и наставления, данные им Спасителем на сей случай, изложены у ев. Луки пространнее, чем у ев. Матфея в сем месте (Мф. 24:9), более согласно с ев. Марком (Мк. 13:9-13), но с некоторыми особенными, одному ев. Луке свойственными, чертами. – «Прежде же всего того»: до времени бедствий, которые разразятся над Иерусалимом при его разорении римлянами, в продолжение времени апостольской проповеди иудеям и языческим народам, от времен Христа до разрушения Иерусалима (у ев. Матфея вместо этого определенного времени поставлено неопределенное: «тогда», ст. 9). «Возложат на вас руки: с враждебной целью причинить вам бедствия и неприятности. – «Будут гнать» и пр.: см. прим. к Мк. 13:9Мф. 24:9 и Мф. 10:17-18. – «Будет же это вам для свидетельства»: чтобы вы могли при сих случаях свидетельствовать перед всеми о Христе, т.е. исповедовать или проповедовать веру в Него, как Спасителя мира. – «Положите себе на сердце» и пр.: запомните, примите к сердцу; см. прим. к Лк. 12:11-12Мф. 10:19-20Мк. 13:11. – «Я дам вам уста и премудрость»: выражение более усиленное, чем в параллельных местах и сохраненное одним только ев. Лукою. «Уста» – образное выражение силы и убедительности речи; «премудрость» – дар, составляющий основание и источник этой силы и убедительности речи (1 Кор. 12:8), дар говорить мудро, соответственно времени, месту, обстоятельствам и пр.; уста и премудрость кратко – слово премудрости. – «Не возмогут противоречить» и пр.: говорится не безусловно, а относительно; противоречить будут (и противоречили действительно), но пересилить слова их не будут в состоянии все противящиеся Апостолам, – так будет сильно слово их. «От Меня, говорит, получите вместе и премудрость и благоречивость, так что все противящиеся хотя бы соединились заодно, не возмогут противостоять вам ни по мудрости, т.е. силе мыслей, ни по красноречию и непогрешительности языка… Посему и священники удивлялись необычайной мудрости Петра и Иоанна, зная, что они прежде были люди простые (Деян. 4:13). А Павлу Фест говорил (Деян. 26:24): с ума сошел ты, Павел; большая ученость доводит тебя до сумасшествия» (Феофил.). – «Преданы также будете» и пр.: см. прим. к Мк. 13:12-13Мф. 10:21-22. – «Волос с головы вашей не пропадет»: вероятно народное присловье, означающее особенно покровительство Божие избранным (ср. Лк. 12:7Мф. 10:30), т.е. по связи речи: несмотря на все бедствия, какие вам ученикам Моим, придется претерпеть за имя Мое, над вами будет постоянное особенное покровительство Божие, которое будет охранять жизнь вашу, необходимую для проповеди евангельской, – так очевидно будет охранять вас во всех обыденных путях жизни вашей, что даже мелочь – волос не пропадет с головы вашей. – «Терпением вашим спасите души ваши» – выражение, то означающее, что и параллельное ему в других Евангелиях; «Претерпевший до конца спасется»; см. прим. к Мф. 10:22.
  • 20-24. Изображение бедствий самого разрушения Иерусалима у ев. Луки, в общем сходное с изображением сего в Евангелиях от Матфея и Марка, имеет свои особенности, отличающие его от тех. См. Мф. 24:15 и дал. Мк. 13:14 и дал. и прим. – «Увидите Иерусалим, окруженный войсками», т.е. римскими. Этим выражением ев. Лука заменяет выражение, употребленное в Евангелиях от Матфея и Марка: «мерзость запустения» и пр. Пиша первоначально для христианина из язычников (Феофила), ев. Лука истолковывает указание Господа на пророческое изречение Даниила, давая тем разуметь, что в нем указывается на взятие и разрушение святого города нечистыми, языческими, римскими войсками, доведшими до запустения святое место (ср. прим. к Мф. 24:15). Евангелист говорит только о начале запустения этого святого места, тогда как в пророческом изречении, сохраненном у Матфея и Марка, говорится о самом запустении, о полном совершении этого дела. – «Да бегут в горы»: см. прим. к Мф. 24:16 и дал. и парал. – «Кто в городе» и пр.: выражение, сохраненное только у ев. Луки и означающее почти то же, что и параллельные ему у евв. Матфея и Марка. – «Это дни отмщения»: за отвержение Мессии, с чем вместе отвергший Его народ перестает быть избранным народом Божиим и должен перетерпеть наказание за неверность Богу, своему Благодетелю. Это – дни великого суда над народом неверным, «во исполнение написанного о нем». – Пророки, начиная с Моисея (Втор. гл. 28), грозили народу бедствиями за неверность его Богу своему, и в разрушении Иерусалима Господь указывает исполнение этих пророческих угроз. Бог, в гневе своем на мятежный и грешный народ, уже допустил погибель и разрушение святого города своего (при Навуходоносоре, перед пленом вавилонским, около 590 г. до Р.Х.), но тогда же пророк Даниил предсказал, что когда после 62 седмин поражен будет Помазанник (Христос-Мессия), то «город и святилище разорит народ князя грядущего и конец его как бы в потопе (будет), и до конца войны предопределено опустошение; на крыле храма мерзость запустения будет, и до исполнения предназначенной меры гнев будет литься на опустошенное» (Дан. 9:26-27). Исполнение этого и подобного, написанного древними пророками, Господь и указывает в разрушении Иерусалима и храма. – «Горе беременным»: см. прим. к Мф. 24:19 и парал. – «Падут от острия меча» и пр.: по свидетельству Флавия, в это ужасное для Иудеи и Иерусалима время при Тите пало от меча 1.100.000 человек и 97.000 отведены были в плен и расселены частью по Египту, частью по другим римским провинциям («все» народы – усиленное выражение). – «Иерусалим будет попираем язычниками»: т.е. будет принадлежать язычникам; они будут обладать им, он будет в угнетенном от них состоянии. Образ выражения взят от обычая древних восточных завоевателей – становиться на спину порабощенных ими царей, в знак их уничижения и покорности (Нав. 10:242Цар. 22:40Иез. 21:29). – Одним словом, Иерусалиму предрекается тяжкое владычество над ними язычников. Так сначала римляне, потом сарацины, потом турки владели и теперь последние владеют этим святым городом, и доселе он не исхищен из-под власти их, по божественному изволению и предречению. Это попрание должно продолжаться дотоле, доколе «не окончатся времена язычников»: выражение затруднительное для объяснения и потому вызвавшее несколько различных объяснений. Прямой смысл этого выражения такой: пока не окончится язычество, т.е. пока все народы не сделаются христианскими, с чем в связи стоит выражение, «что проповедано будет Евангелие по всей вселенной во всех народах (Мф. 24:14Мк. 13:10). Но Евангелие тогда уже при Апостолах проповедано было по всей вселенной (см. прим. к Мф. 24:14). О сем ли речь? По возвышенному созерцанию Апостола Павла отвержение Богом Израиля было (и есть) не совершенное, не окончательное; со временем Бог опять примет к себе этот некогда возлюбленный народ свой. Это будет тогда, когда войдет в царство Мессии полное число язычников (Рим. гл. 11 особ. со ст. 25). – Не об этом ли времени язычников и говорит Господь в рассматриваемом месте? Не тогда ли окончатся эти времена язычников, когда полное число их войдет в царство Христово? – Когда это будет? Ответа, конечно, нельзя дать и – только благоговейно следует повторить слова великого Апостола язычников, излившиеся из сердца его при сем величественном созерцании судеб царства Мессии: о бездна богатства премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень, или кто был советником Ему? (Рим. 11:33-34).
  • 25-27. «И будут знамения в солнце» и пр.: доселе речь шла о разрушении Иерусалима и бедствиях перед этой катастрофой и во время ее. Но с настоящего стиха, хотя несомненно также имеются в виду те же бедствия, но образы становятся так широки и возвышены, что указывают на нечто другое, еще важнейшее. Сравнивая ее с параллельными местами в речи Спасителя, изложенной в Евангелии от Матфея, надобно (ср. Феофил.) несомненно признать, что вместе с разрушением Иерусалима здесь идет речь о втором пришествии Христовом, о котором при сем спрашивали Его ученики (см. прим. к Мф. 24:3). – «Знамения в солнце» и пр.: какие это знамения, – прямее говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 24:29 – см. прим. к сему). – «Уныние народов и недоумение»: черта речи, сохраненная только в Евангелии от Луки, как и непосредственно следующая за нею. Уныние и недоумение овладевают людьми невольно, как бы инстинктивно, как темное, беспокойное предчувствие чего-то страшного, грозного и решительного. – «Люди будут издыхать» и пр.: не собственно умирать, но совершенно теряться духом, изнывать, томиться в ожидании или темном предчувствии страшных событий, имеющихся совершиться во вселенной. – «Море восшумит и возмутится»: образ величайшего волнения в мире человеческом; бедствия пойдут по земле как потоп, как море грозное, волнующееся во время бури (ср. Ис. 8:7-8Откр. 18:15). – «Силы небесные поколеблются»: см. прим. к Мф. 24:29. – «Увидят Сына человеческого»: см. прим. к Мф. 24:30. – «Когда начнет все это сбываться»: см. прим. к Мф. 24:43. – «Восклонитесь и поднимите головы ваши»: ободритесь духом, образ взят от того, что печальные ходят понурив голову, а потом обрадованные поднимают голову. – «Приближается избавление ваше»: что для мира и особенно для нечестивых страшно, как время суда и наказания им, то для учеников Христовых, истинных последователей Его, отрадно, как время суда и воздаяния им, или избавления их от бедствий, претерпеваемых ими от нечестивых. Это может относиться и ко времени разрушения Иерусалима, и ко времени второго пришествия Господа.
  • 29-33. «Посмотрите на смоковницу» и пр.: см. прим. к Мф. 24:32-35.
  • 34-36. Наставлением о духовном бодрствовании Господь оканчивает свою пророческую речь и по Евангелиям от Матфея и Марка; но в том виде, как излагает наставление это Лука, оно составляет особенность только его Евангелия. – «Смотрите за собою»: будьте внимательны к своему образу жизни и запомните, что Я говорил вам о признаках приближения дня суда Моего и над народом иудейским, и над всем миром. Не будьте беззаботны и не предавайтесь обычным удовольствиям жизни беззаботно, чтобы указанный день суда не застал вас внезапно, врасплох, неготовыми к нему. – «Объедением и пьянством и заботами житейскими»: образ взят от живших беспечно и предавшихся житейским наслаждениям во дни Ноевы, когда ели, пили и женились и пр.: см. прим. к Мф. 24:37-39. – «Как сеть», которою ловят рыбу, рыба и не догадывается, что сеть близко и неожиданно попадает в нее: также будет и с судом Мессии в отношении к тем, кто живет беспечно и невнимателен к знамениям времени и своему поведению. – «Бодрствуйте и молитесь»: непрестанное духовное бодрствование и молитва (Мф. 26:41) суть действительнейшие средства, чтобы быть постоянно готовыми к судному дню, а вместе с тем и к избежанию бедствий, имеющих предварить этот судный день. – «Предстать пред Сына человеческого»: на суд для оправдания от Него (ср. Рим. 14:4Откр. 6:17).
  • 37-38. Общее замечание о деятельности Христовой в эти предпоследние дни Его земной жизни (Лк. 19:47-48). – «Ночи проводил на горе»: уединяясь сюда вероятно для молитвы.