- 1-6. Сказание ев. Луки о послании Господом 12-ти Апостолов своих на проповедь в Иудею и наставление им так же кратко и изложено теми же почти словами, как и сказание об этом Марка (Мк. 6:7-13), сравнительно с повествованием ев. Матфея, у которого наставления Господни Апостолам изложены очень пространно (Мф. 10:5-42). Ев. Лука далее повествует еще (Лк. 10:1 и дал.) о послании Господом на проповедь 70 учеников (о чем первые два евангелиста умалчивают), и при этом также сообщает некоторые наставления им Господа; но если и сопоставить вместе те и эти наставления, все же они короче изложены и в совокупности, чем у ев. Матфея. Вероятно Господь, посылая на проповедь и 12 и 70 учеников (не в одно время), давал им в оба раза наставления относительно их проповеди и образа действий, и наставления вероятно очень сходные между собой, так как сходны обстоятельства, при которых они давались, и цели, для которых давались, и назначение лиц, которым давались; ев. Матфей, не имевший ввиду повествовать о 70 учениках, совокупил все наставления Христа Апостолам относительно их проповеднической деятельности, вложил их в уста Христовы при послании 12-ти и изложил их полнее, чем ев. Лука при рассказах о том и другом послании учеников на проповедь. Поэтому сказания евв. Марка и Луки об этом нужно здесь восполнять сказаниями Матфея. «Созвав же» и пр.: см. прим. к Мф. 10:1. Мк. 6:7-8. «Проповедовать Царствие Божие и исцелять больных»: этими словами евангелист определеннее выражает назначение посылаемых, именно двоякое назначение – проповедь и врачевание (под которым понимается и врачевание обуреваемых нечистыми духами). «Ничего не берите» и пр.: см. прим. к Мф. 10:9-10. Мк. 6:8-9. «А если где не примут» и пр.: см. прим. к Мф. 10:14. Мк. 6:11.
- 7-9. Относительно мнения Ирода Антипы о Господе ев. Лука, по-видимому, в некоторых частных чертах повествования не согласен с кратким сказанием об этом ев. Матфея (Мф. 14:1-2) и несколько более пространным сказанием ев. Марка (Мк. 6:14-16). Но это несогласие только кажущееся; на самом же деле сказание ев. Луки восполняет сказания тех двух и еще более помогает понять характер этого царя (см. прим. к Мф. 14:1-2 и Мк. 6:14-16). Из сопоставления всех трех сказаний дело представляется в таком виде: услышав о необыкновенных делах Господа, совершенных Им частично лично, частично через Апостолов, Ирод начал говорить, что это – обезглавленный им Креститель восстал из мертвых и творит чудеса (Мф., Мк.). Но услышав, что одни так же думают как он, а другие полагают, что это Илия, иные же, что какой-нибудь из древних великих пророков (Мр., Лк.), он пришел в недоумение – кто бы это в самом деле мог быть? Иоанна он обезглавил (в воскресение серьезно он вряд ли верил; ср. прим. к Мф. 14:2), кто же этот? (Лк.). А наконец решил, под влиянием страха и бесхарактерности, может быть вопреки своим убеждениям, что это действительно должен быть Иоанн (Мф., Мк.) и, чтобы рассеять недоумение окончательно, пожелал видеть Его Самого (Лк.), конечно не без страха за себя. Евангелисты Матфей и Марк присоединяют к этому сказанию повествование о том, как Ирод умертвил Иоанна в темнице; евангелист же Лука, кратко упомянувший об этом ранее (Лк. 3:19-20), ни здесь и ни где более не говорит уже об этом событии.
- 10-17. Сказание ев. Луки об удалении Господа в пустынное место и чудесном насыщении народа занимает, по своему объему, середину между сказаниями евв. Матфея и Марка: оно пространнее краткого рассказа Матфея и короче пространного рассказа Марка. Новых, сравнительно с теми, черт рассказа у него нет, кроме точного обозначения пустынного места, именно, что оно было близ Вифсаиды (Юлии), на северо-востоке от Генисаретского озера, недалеко от восточного берега Иордана. Рассказ во всем сходен с рассказом первых двух евангелистов. См. прим. к Мф. 14:13-21. Мк. 6:30-44.
- 18-27. Рассказ об обстоятельствах исповедания Петром Господа Христом Сыном Божиим у ев. Луки короче не только пространного повествования Матфея, но и менее пространного сказания об этом Марка; только речь к народу о самоотвержении изложена несколько полнее, чем у ев. Матфея, и совершенно одинаково с ев. Марком (ср. Мф. 16:13-28. Мк. 8:27 – 9:1 и прим. к этим стихам). «Когда Он молился в уединенном месте»: у евангелиста Марка говорится, что это было дорогою, когда они шли в селение Кесарии Филипповой (ев. Матфей говорит обще: пришедши в страны Кесарии Филипповой). Кажущееся различие между евв. Марком и Лукою удобно примиряется предположением, что это случилось в то время, когда на дороге в селения Кесарии Господь в уединенном месте молился и при Нем были Его ученики, народ же оставался несколько вдали от них. «За Христа Божия»: за Мессию Божия, т.е. за Мессию, посланного Богом в мир. У ев. Матфея это исповедание Петра выражено полнее и точнее. «Ко всем же»: т.е. к народу, к которому они подошли после уединенной молитвы и исповедания Петрова. «Если кто» и пр.: см. прим. к Мф. 16:24-28. Мк. 8:34 – 9:1.
- 28-36. Преображение Господне описывается в Евангелии от Луки совершенно сходно с Евангелиями от Матфея и Марка, с некоторыми впрочем частными, дополняющими тех чертами. См. прим. к Мф. 17:1-9. Мк. 9:2-9. «Дней через восемь»: или точнее, спустя дней около восьми. У евв. Марка и Матфея: «по прошествии дней шести» (т.е. после исповедания Петрова и следовавшей за тем речи о самоотвержении). Отличие объясняется весьма вероятным предположением, что ев. Лука считает вместе с промежуточными и оба крайние неполные дня, т.е. и день, с которого начинается счет, и день Преображения, почему и говорится у него не совсем определенно – «дней через восемь». Евв. же Матфей и Марк считают дни только полные между днем Петрова исповедания и днем Преображения, почему и говорят определенно – «по прошествии шести дней» (ср. Феофилакт и Златоуст 2, 454). «Помолиться. И когда молился»: черта, указанная только ев. Лукою. Преображение последовало во время молитвы, – самого высокого духовно-религиозного действия. «Вид лица Его изменился»: оно сделалось светлым, просияло как солнце (Мф.). «Явившись во славе»: в том светоносном виде, в каком святые прославленные пребывают на небесах и являются иногда оттуда на землю для возвещения воли Божией людям. «Говорили об исходе Его» и пр.: о событиях с Ним, которые вскоре должны были последовать в Иерусалиме, т.е. о Его страданиях, смерти и воскресении. «Исход» (εξοδος) в узком смысле слова означает собственно смерть (ср. 2Пет. 1:15), и следовательно небесные собеседники говорили только о смерти Господа; но так как с этой смертью теснейшим образом соединено и воскресение, то нет нужды ограничивать здесь смысл этого слова узким значением. Это замечание о предмете беседы явившихся с Иисусом Христом составляет так же особенность в повествовании ев. Луки, сравнительно с первыми евангелистами. «Отягчены были сном»: также черта, упоминаемая только ев. Лукою. Может казаться странным, что ученики были в таком положении. Но нужно заметить, что ученики были отягчены сном не во время самого события преображения, а в предшествовавшее ему время. Вероятно, что Господь взял их с Собою на гору вечером, молился всю ночь и к утру последовало преображение. Утомленные дневными трудами, ученики не выдержали продолжительной молитвы Господа (как и впоследствии в саду Гефсиманском), и сон одолел их. В то время, как они еще спали, вид Господа начал изменяться и явились в славе Моисей с Илиею, и может быть ученики проснулись от необыкновенного света, осиявшего Господа и явившихся Ему. «Когда они отходили от Него»: время речи Петра определяется здесь точнее, чем у первых двух евангелистов (у них обще: «при этом»). «Устрашились»: так что пали ниц (Мф.), когда облако осенило их и они услышали голос из него. «И они умолчали» и пр.: потому что Господь запретил им до времени говорить об этом кому-либо (Мф. и Мк.).
- 37-42. Рассказ об исцелении бесноватого отрока-лунатика у ев. Луки короче не только пространного сказания об этом Маркова, но и Матфеева, в общем впрочем совершенно сходен с ними. См. прим. к Мф. 17:14-21. Мк. 9:14-29. «Взглянуть на сына моего»: взглянуть оком милосердия и помочь, или исцелить его (ср. Лк. 1:48. Сир. 33:1. Тов. 3:3, 15. Иудифь 13:4). «Он один у меня»: черта, указанная только евангелистом Лукой.
- 43-45. Новое предсказание Господа о Своих страданиях изложено у ев. Луки так же кратко, как у первых двух евангелистов, и еще кратче; только впечатление, произведенное на учеников этими словами, изображено несколько подробнее. Ср. прим. к Мф. 17:22-23. Мк. 9:30-32. «Все удивлялись величию Божию»: слова эти выражают впечатление, какое произвело на народ чудесное исцеление бесноватого отрока-лунатика. Народ удивлялся величию Божию, «ибо думал, что не собственной силой, но силой Божией Он творит такие чудеса» (Евфимий Зигабен). «Когда же все дивились» и пр.: это было уже спустя довольно времени после описанных событий, когда Господь с учениками, выйдя оттуда, проходил через Галилею (Мр., ср. Мф.). «Вложите в уши»: усиленное выражение призвания ко внимательности тому, что должно быть сказано вслед за этим; то же, что – запомните, держите постоянно в памяти. «Будет предан» и пр.: полнее см. у евв. Матфея и Марка. «Они не поняли»: см. прим. к Мк. 9:32 и Мф. 17:23.
- 46-50. Наставление Господа ученикам о смиренномудрии изложено у ев. Луки короче, чем у ев. Марка, и вообще короче, но в некоторых частных чертах полнее, чем у ев. Матфея. См. прим. к Мф. 18:1-5 и Мк. 9:33-41. «Видя помышления сердца их»: см. прим. к Мк. 9:33-34.
- 51-56. О начале путешествия Господа в это время через Самарию в Иерусалим и происшествии в самарянском селении повествует из всех евангелистов один только Лука. «Приближались дни взятия Его»: дни страданий и смерти Его. Это выражение употребляется нередко, когда идет речь о смерти Христовой (ср. Деян. 1:11, 22. Мк. 16:19. 1Тим. 3:16). Итак, этим выражением евангелист обозначает по-видимому начало последнего пришествия Господа из Галилеи в Иерусалим, на последнюю во время Его общественного служения Пасху, когда Он пострадал и умер. Но не все после этого рассказываемые евангелистом события последовали именно в продолжение этого путешествия; некоторые из них, как увидим, случились раньше этого, по рассказам других евангелистов. Общая нить событий действительно такова, как изображает ев. Лука; но, не держась строго хронологии, как и первые два евангелиста, он включает в свой рассказ и такие частные события, которые случились в другое время. Можно впрочем думать, что здесь речь идет о путешествии Господа в Иерусалим из Галилеи на праздник Кущей в последний год Его общественной деятельности (Ин. 7:1 и дал.), которое имело такое решительное влияние на решимость врагов Его убить Его (ср. Ин. 8:59). «Восхотел идти в Иерусалим»: из этого видно, что Господь по собственному изволению предал Себя на смерть, ибо Сам восхотел отдать жизнь Свою за живот мира. Говоря и судя по-человечески, Он мог в Галилее жить и действовать в совершенной безопасности для Себя; но Он восхотел идти туда, где несомненно ожидал Себе смерти, и этим показал, что Он добровольно предает Себя на смерть. «Послал вестников» (собственно «ангелов», чем и доказывается, что слово это не всегда употребляется в приложении к небесным духам). Господь уже был известен в Самарии (Ин. 4) как великий Учитель. Но такова была вражда между иудеями и самарянами, что Он не надеялся на ласковый прием со стороны последних (что и оправдалось) и послал перед Собой несколько учеников Своих, чтобы предрасположить самарян в Его пользу и «приготовить для Него» прием ласковый, благоприятный для Него и для великого дела Его проповеди. Так снисходителен Господь к слабостям человеческим! «Поступил он так вместе и для пользы учеников Своих, именно – чтобы они, когда увидят Его на кресте, в оскорблении, не соблазнились, но из настоящего случая научились, что как теперь Он незлобиво перенес презрение от самарян и даже самим ученикам запретил возбуждать в Нем гнев на обидчиков, так и тогда терпит распятие не потому, будто Он бессилен, но потому что долготерпелив. Полезно это для учеников и в том отношении, что Господь собственным примером научает их быть незлобивыми» (Феофилакт). «О самарянах»: см. прим. к Мф. 10:3 и Ин. 4:9. «В селение»: неизвестно ни из истории евангельской, ни из предания – какое; вероятно на севере Самарии к Галилее, или на расстоянии дневного пути от границ Галилеи, в той местности, где предполагался ночлег после дневного путешествия. «Не приняли Его, потому что» и пр.: одним из предметов раздора между самарянами и иудеями был вопрос о месте истинного служения Богу (ср. Ин. 4:20). Иудеи говорили, что истинное поклонение Богу может совершаться только в Иерусалиме, в тамошнем храме; самаряне же построили собственный храм на горе Гаризин и утверждали, что там совершается истинное богослужение. Самаряне уже знали Христа, вероятно слышали, что о Нем проповедуют, как о пришедшем Мессии, и без сомнения приняли бы Его, если бы Он путешествовал к их храму. Но так как «Он имел вид путешествующего» не к ним, а в Иерусалим, то они и не приняли Его, по глубокой ненависти их к иудеям. Правда, по дороге через Самарию проходили иногда целые караваны иудеев-богомольцев с севера в Иерусалим (Флавий, Древн. 20, 6. 1), и не встречали препятствий; но одиночным или небольшим группам богомольцев не оказывалось здесь гостеприимства. Его не встретил здесь на этот раз и Господь со Своими учениками. «Иаков и Иоанн»: сыны Зеведеевы, которых Господь именовал «сынами громовыми» (Мк. 3:17), по их духовной силе и энергии, и по стремительным и сильным их духовным порывам. Эти сыны громовы воспылали при этом случае ревностью за оскорбленную честь своего Учителя. Они недавно были свидетелями славы Господа на Фаворе, где Моисей и Илия беседовали с Ним; они слышали после этого речь Господа об Илии, как предтече Его (опущенную ев. Лукой, ср. Мф. 17:9-13. Мк. 9:11-13) и, проникнувшись негодованием на непринявших и тем оскорбивших Господа самарян, вспомнили, как поступил Илия пророк с посланными взять его, поразив их огнем с неба (4Цар. 1:9-12). Потому и спрашиваю своего Учителя, не хочет ли Он, чтобы по их слову огонь с неба истребил и этих самарян? Они уже по повелению Господа совершали многие чудеса вместе с другими Апостолами, когда ходили с проповедью по Иудее (см. выше ст. 6, 10), а потому и не считали для себя невозможным сотворить и это чудо, если угодно будет их всемогущему Учителю. «Не знаете, какого вы духа»: не знаете, что дух Нового Завета не такой, как дух закона ветхого, а потому и проповедники того не должны так действовать, как проповедники этого; там – в Ветхом Завете – по преимуществу дух строгости и кары; здесь – дух любви и милости, так как и цель пришествия Сына человеческого не губить, но спасать (ср. прим. к Мф. 18:11). Притом, желая поступить так, вы не руководствуетесь и любовью чистою ко Мне, не только к самарянам: ибо в вас действует в этом случае не столько любовь ко Мне, сколько неприязнь к самарянам. Оставить нужно этот старый дух неприязни и кары к людям, притом не столько упорным, сколько нравственно слепым и не знающим истины; они со временем могут прозреть, узнать истину и обратиться. «Пошли в другое селение»: вероятно не самарянское. Встретив такой прием, Господь вероятно возвратился в Галилею и пошел в Иудею другим путем, через Перею, восточным берегом Иордана, где была большая караванная дорога, по которой преимущественно путешественники и богомольцы отправлялись с севера в Иерусалим. Из последующих описаний ев. Луки видно, что Господь после этого был еще и в Галилее и в Перее, а затем уже в Иудее.
- 57-62. Ответы Господа желавшим следовать за Ним изложены у ев. Луки совершенно одинаково со сказанием Матфея, только ев. Матфей помещает их гораздо ранее (Мф. 8:19-22), а ев. Лука к двум таковым присоединяет еще третий. «Когда они были в пути»: это было на берегу Галилейского моря, около Капернаума, по сказанию ев. Матфея, в то время, когда Господь хотел переправиться на другую сторону в лодке (Мф. 8:18, 23). «Некто сказал Ему» и пр.: см. прим. к Мф. 8:19 и дал. «Еще другой сказал» и пр.: это упоминается только у ев. Луки. «Проститься с домашними»: желание, показывающее излишнюю привязанность к тому, что не позволяет всецело отдаться следованию за Христом, и делает такого человека неблагонадежным для Царствия Божия, как показывает ответ Спасителя. «Такой человек обнаруживает в себе привязанность к миру и отсутствие апостольского расположения: ибо Апостолы, как только услышали призвание Спасителя, тотчас последовали за Ним, ничем иным уже не занимались, и оставили даже и прощание с родными. И часто случается, что в то время, как человек прощается со своими родственниками, между ними оказываются такие, кои удерживают его от богоподобной жизни. Посему хорошо, имея расположение к добру, тотчас же и совершать оное, ни мало не медля» (Феофилакт). «Никто, возложивший руку» и пр.: положить руку на плуг – народное присловие, означающее – предпринять какое-либо дело, дело не легкое столь же, сколь не легко пахать. Чтобы хорошо вспахать и чтобы работа эта была успешна, пахарь зорко смотрит вперед, а не оглядывается постоянно назад, иначе работа его не будет успешна и хороша. Точно то же и в деле последования Христу: кто, решившись на это, оглядывается назад, на мир и блага его, того они могут отвлечь от следования, такой не всецело, не всем сердцем привязан ко Христу, а потому и неблагонадежен для Царствия Божия, ибо может быть отвлечен от него (ср. Мф. 10:37 и парал.), а в таком случае он будет вдвойне несчастлив (ср. 2Пет. 2:20-22).
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > Толкование на Четвероевангелие и книгу Деяний святых апостолов > От Луки святое благовествование > Глава 9