Глава 13

  • 1. «Рассказали Ему о галилеянах» и пр.: кто были рассказывавшие и с какой целью было рассказано это Господу, не видно из самого повествования, и догадки здесь были бы неуместны. Может быть эта была новость дня и притом такая необыкновенная; может быть, если рассказчики были враги Господа, они ожидали, что Господь скажет по сему случаю о правителе иудейском что-либо такое, за что можно будет обвинить Его, как оскорбителя властей. – «Галилеянах»: см. прим. к Мф. 2:22-23. – «Пилат»: см. прим. к Мф. 27:2. – «Смещал кровь с жертвами их»: что это был за случай, неизвестно; Флавий не упоминает о нем, говорится о нем только в этом месте Евангелия. По-видимому случай был такой, что в то время, как несколько галилеян приносили жертву во дворе храма, где был жертвенник (см. прим. к Мф. 21:12), они были умерщвлены, по приказанию тогдашнего правителя Иудеи – Пилата, и римские воины, исполнявшие это повеление, так жестоко исполнили его, что кровь приносивших жертву смешалась с кровью их жертв. Галилея в то время не подлежала управлению Пилата, а управлялась Иродом Антипою (см. прим. к Мф. 2:22), и поступок Пилата представляется диким самовольством. Но от Пилата, судя по его характеру, можно было ожидать всего. Не находится ли в связи с этим поступком то, что Пилат был во вражде с Иродом (Лук. 23:12)? Галилеяне того времени были склонны к народным волнениям (Иосиф, Древ. 17, 9, 3); даже на праздниках в Иерусалиме нередко возбуждали народные движения; не было ли чего подобного и в этом случае? А Пилат был не такой человек, который задумывался бы прекратить подобные движения самыми жестокими мерами, несмотря ни на святость места (храм), ни на то, что подлежащие казни не подлежат его управлению по закону. Блж. Феофилакт догадывается, что это были последователи Иуды Галилеянина, произведшего народное возмущение, по случаю переписи в Иудеи, около времени Рождества Христова (Деян. 5:37). – Во всяком случае, в этом событии нет ничего невероятного.
  • 2-3. «Думаете ли вы» и пр.: вероятно сообщавшие сие известие Господу полагали, что эта насильственная смерть галилеян в таком святом месте, при таком священном действии, есть свидетельство гнева Божьего за особенную, преимущественно перед другими, греховность этих людей. Господь в ответе своем отрицает, что бедствия на людей посылаются Богом за грехи их, и что умерщвленные грешны; но не говорит и того, что они пострадали так потому, что были грешнее прочих непострадавших, отвергает такое строгое суждение о сих людях из ближних, которые, из чувства любви и сострадания, не должны были бы судить так, если бы в них не было гордости и самомнения, – что если они не пострадали так, то значит праведнее и добродетельнее пострадавших. – «Нет, говорю вам», они не грешнее вас, хотя вы и не пострадали так; к вам долготерпит еще Бог, ожидая вашего покаяния во грехах; «но если не покаетесь, все же погибните» – Вы такие же грешники, как те, и также погибните, если не раскаетесь, только это будет со временем; над теми суд Божий совершился уже, а над вами еще совершится так ли или иначе, если не покаетесь. Нет ли здесь намека на суд Божий над народом еврейским, совершившийся в разрушении Иерусалима и разорении Палестины при Тите? Великое множество иудеев погибло тогда в Иерусалиме и храме, где приносились жертвы; тысячи погибали подобно тому, как погибли убитые Пилатом галилеяне (ср. прим. к Мф. гл. 24). Ход речи и вслед за тем помещенная притча о бесплодной смоковнице не только не препятствуют, но и благоприятствуют такому пониманию указания Спасителя в рассматриваемом, а ровно и в следующем за ним изречении.
  • 4-5. Господь припоминает при сем другой случай умерщвления восемнадцати человек упавшею башней, в чем могли также видеть гнев Божий на греховность, особенную сравнительно с другими этих убитых, из сего случая выводит точно такое же назидание; и эти не грешнее других, и над другими совершится подобный суд Божий со временем, если они не покаются. – Случай, о котором говорит Спаситель, также известен только из сего места Евангелия. – «Башня силоамская»: точно трудно определить, что это была за башня. Силоамский источник протекал при подошве Сионской горы с южной стороны Иерусалима; разделившись на два ручья, он протекал через два резервуара или колодца, из которых один назывался верхним, а другой нижним. Здесь некогда был царский сад, окруженный стеною (Неем. 2:13). Оставалась ли эта башня в стене, которой окружена была гора Сионская с этой стороны, по какому случаю упала эта башня, были ли это преступники, заключенные в этой башне, которые были погребены под ее развалинами, или то были рабочие, или богомольцы, пришедшие к этому источнику, считавшемуся священным, – ничего неизвестно. Впрочем, важно не самое событие, а то значение, какое дает ему Спаситель, и то назидание, какое Он из него выводит в предостережение всем. Нет ли здесь прикровенного указания на разрушение Иерусалима (ср. Феофил.).
  • 6-9. «И сказал сию притчу»: от беды постигшей галилеян, умерщвленных Пилатом, и восемнадцати человек, задавленных упавшей башней, по поводу которых Господь косвенно предсказал беду целому народу, если не покается, взор Господа переносится на это бедствие, ожидающее целый избранный некогда народ, и Он произносит притчу о сем, которой между прочим объясняется и причина долготерпения Божия, не погубляющего пока целый народ, как погибли галилеяне и восемнадцать человек. – «Имел в винограднике смоковницу»: необычное дело садить смоковницу в винограднике, но эта необычность допускается в речи Господа по высшему смыслу притчи. Под виноградником разумеется целый мир; под смоковницей же разумеется народ еврейский, одиноко по своему положению и назначению стоящий среди других народов, как бы одинокая смоковница в винограднике. – «Третий год прихожу» и пр.: три года время достаточное, чтобы дознать, плодовито то дерево, или нет. Если в третий год на ней нет плодов: то значит она бесплодна и ее надобно срубить: зачем ей и землю занимать? Можно посадить на месте ее плодовитое дерево. – «Окопаю и обложу навозом»: это обычные средства удобрения, чтобы более было плодов на дереве. Если и после сего не будет на нем плодов, тогда и ждать от него нечего, и надобно срубить его. – Под хозяином виноградника разумеется Бог Отец, под виноградником – мир, под бесплодной смоковницей – народ еврейский (ср. прим. к Мф. 21:19), под виноградарем – Иисус Христос. Пришествие хозяина виноградника искать плода на смоковнице – выражение требования Божия от народа живой веры и доброй нравственности, в настоящем случае – веры в Иисуса Христа и добрых, соответствующих сей вере дел; отсутствие плодов на смоковнице – отсутствие таковой веры и таковых дел в общем смысле, в общей массе евреев, как народа, готового отвергнуть Мессию своего; повеление срубить смоковницу – изречение божественного суда над народом, готовность отвергнуть этот недостойный народ; просьба вертоградаря – моление долготерпеливого Господа пощадить еще народ, не отвергать его еще немного, может быть он и вразумится Его учением, Его чудесами; если же нет – тогда отвергнут (Бог и Господь конечно знали судьбу народа; но речь идет приточная, человекообразная, указывающая на милосердие Господа к народу). Примечательная частная черта этой притчи – посещение смоковницы третий год и решение ее срубить на четвертый. Вероятно эта притча была сказана в третий год общественного служения Христова; на четвертый же год Господь был распят, и совершилось отвержение избранного прежде Богом народа (в массе) и принятие язычников в царство Христово и в церковь Христову, вместо бесплодной смоковницы – народа еврейского. Не содержится ли здесь указание на свышетрехлетнюю общественную деятельность Христову?
  • 10. «В одной из синагог учил Он в субботу»: см. выше – Лк. 6:6.
  • 11-13. «Восемнадцать лет»: долговременность болезни увеличивала славу чуда. «Имевшая духа немощи»: по характеру выражения немощь женщины происходила от злого духа, как показывают и дальнейшие слова Спасителя – связал сатана (ст. 16). «Подозвал и сказал» и пр.: примечательно, что исцеление последовало не по просьбе женщины, и Господь даже не спрашивал о вере ее, как то делает в подобных случаях. Вероятно Он видел в сердце этой женщины живую веру, по которой она, несмотря на болезненное свое состояние, не переставала приходить к общественному богослужению в синагоге, где могла находить утешение себе и духовное облегчение от немощи телесной. – «Освобождаешься – и возложил на нее руки»: по всемогущему слову Его и чудодейственному возложению рук, женщина тотчас выздоровела, и от полноты глубокой благодарности стала славословить Бога.
  • 14-17. «Начальник синагоги»: см. прим. к Мф. 4:24. – «Негодуя, что Иисус исцелил в субботу» (ср. прим. к Мф. 12:2): фарисеи нередко негодовали на Господа за то, что Он исцелял в субботу, считая сие нарушением покоя субботнего, заповеданного законом. Может быть и начальник синагоги был фарисей, как по-видимому указывает на то в ответе Спасителя слово «лицемер» (ст. 15), обращаемое им обыкновенно к фарисеям; или может быть эта закваска фарисейская так глубоко проникла в народ, что и из сего последнего многие были заражены ею. Такова сила предрассудка, что иногда совсем ослепляет человека. Господь творит чудеса в субботу, а творить чудо истинное может только чрезвычайный посланник Божий, к которому благоволит Бог: но такой человек не может быть оскорбителем закона, – таково здравое рассуждение. А Господа-Чудотворца упрекают в нарушении закона о субботе! – «Сказал народу»: вероятно начальник синагоги слыхал, как строго Господь обличал фарисеев в подобных случаях; потому и не обращается к Нему самому, а к народу (но без сомнения так, что и Христос слышал слова его) с упреком, и, как правый, ссылается на букву закона, не разумея духа его. Шесть дней есть, в которые должно делать, а седьмой должен быть посвящен Богу (Исх. 20:10 и парал.): но это говорится о обычных житейских работах; начальник же синагоги толкует так, что и дел благотворения, даже чудес, нельзя совершать в субботу, и исцеляться чудотворной силой особенного посланника Божия нельзя в субботу. Ослепление странное, но понятное в людях, привязанных к букве и слепых для разумения духа. «Не отвязывает ли» и пр.: обыденные житейские заботы о хозяйстве не запрещаются же законом о субботе, и все делают не думая, что сим нарушается закон. Если же попечение о животном не составляет нарушения закона: неужели нарушается он попечением о человеке, добрым делом или благодеянием, оказанным ему? Это неразумно, и было бы противно закону о любви к ближнему – не оказать ему благодеяния в субботу, когда он нуждается в нем, особенно когда человек болен и нуждается в пособии. – «Дочь Авраамову» (ср. прим. к Мф. 1:1): значит она была природная иудейка, и начальник синагоги, на котором лежала обязанность, между прочим, заботиться о благосостоянии причислявшихся к той или другой синагоге, должен был бы радоваться такому благодеянию Спасителя, а он негодует! – Сатана или князь бесовский (ср. прим. к Мф. 12:24-25) связал»: образное выражение скорченности женщины; как связанный не может распрямиться и действовать свободно, так и женщина скорченная болезнью. Она не была в строгом смысле бесноватая, обуреваемая злым духом, но болезнь ее происходила от действия духа нечистого. Господь попустил сатане наслать эту болезнь на женщину, подобно как попустил ему то же сделать с Иовом праведным (Иов. 1:12Иов. 2:6-7). – «Противившиеся ему»: т.е. начальник синагоги и мыслившие с ним одинаково, «стыдились», ибо сознавали справедливость Его слов, хотя по обычной своей гордости и не сознавались в том перед другими. – «А весь народ радовался»: так люди простые бывают иногда более восприимчивы к истине и слушаются голоса ее.
  • 18-19. Объяснение притчи о зерне горчичном см. в прим. к Мф. 13:31-32Мк. 4:30-32.
  • 20-21. Объяснение притчи о закваске см. в примеч. к Мф. 13:33.
  • 22. «По городам и селениям»: в Галилее, где многое из того, что выше описано, происходило, как видно из более точных указаний параллельных мест в Евангелиях от Матфея и Марка. – «Направляя путь к Иерусалиму»: это было вероятно путешествие Господа в Иерусалим на праздник Обновления храма в последний год общественного служения Его (Ин. 10:22 и дал.).
  • 23-24. «Некто»: из сказания евангельского нельзя догадаться, кто был этот вопрошавший и по каким побуждениям и с какой целью предложил этот вопрос, не видно чтобы ходячий в то время. Может быть вопрошавший слышал о строгости некоторых требований Спасителя от желающих войти в царство Мессии. – «Спасающихся»: вступлением в царство Мессии, достойных войти в это царство. – «Он же сказал им»: т.е. всем присутствовавшим тут в это время, не удостаивая отвечать исключительно предложившему вопрос. По своему обычаю, Господь на теоретически поставленный вопрос отвечает практическим наставлением. Смысл ответа тот, что лучше бы, вместо подобных вопросов – многие ли немногие ли спасутся, всякому позаботиться о том, чтобы употребить действительнейшие средства для собственного спасения, а иначе может случиться, что при всем Божием желании спасения им – они окажутся неспособными к сему, хотя по-видимому будут иметь будут иметь некоторые благовидные, но на самом деле неосновательные и поверхностные притязания на сие. – «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (см. прим. к Мф. 7:13): нет ничего невероятного в том, что этот простой и невыразительный образ Господь повторял не один раз с некоторыми видоизменениями, как и здесь, – сравнительно с указанным у ев. Матфея изречением. – Царство Божие, царство Мессии, или Церковь Христова, представляется под образом дома, в который, кроме больших входных (парадных) дверей, ведет еще узкая тесная дверь, и через нее только иногда дозволяется вход (так вход в царство Мессии для иудеев того времени был тесный вход через покаяние и самоотвержение). Многие бы поискали войти в эту тесную дверь, но не смогут, – так они испорчены нравственно и столько в них предрассудков относительно царства Мессии, что они не в силах побороть их, и не смогут потому войти в царство Христово. То же имеет приложение и относительно царства славы на небесах, после смерти человека, или после второго пришествия Господня (ср. прим. к Мф. 7:13-14, 22-23). – В пример того, почему не смогут войти в сие царство многие, хотя будут искать того, чтобы войти Спаситель указывает тех, которые взыщут сего поздно (ст. 25), и тех, которые будут выставлять свои мнимые добродетели.
  • 25. «Хозяин дома встанет» и пр.: Бог «представляется неким домохозяином, сидящим и ожидающим друзей своих (на вечерю – ст. 28), потом – встающим и запирающим двери дома своего и не позволяющим войти другим (Евф. Зигаб.). Это – изображение времени суда Господня над каждым человеком при его смерти, и над всеми после второго пришествия Господня. Все они осуждены будут оставаться вне блаженного общения с Богом в царстве Христовом, как недостойные оного, и хотя они сознают свое бедствие и готовы были бы искать войти, но будет уже поздно; они осуждены за нечестие. – «Затворить двери»: т.е. пути добродетели, по которому нельзя ходить по отшествии из сей жизни; ибо путем добродетели мы можем ходить только в здешней жизни (Феофил.). – «Вы»: определенное вместо неопределенного – все недостойные. «Господи, Господи, отвори нам» и пр.: см. прим. к Мф. 25:11-12.
  • 26-27. «Станете»: опять определенное вместо неопределенного – многие станут, т.е. все неудостоившиеся войти в царство небесное. – «Мы ели и пили и» пр.: образ взят от того же домохозяина, устроявшего вечерю. Неудостоившиеся войти на нее напоминают домохозяину, что они знакомы ему, что они разделяли с ним трапезу, и следовательно он знает их и они его. – «На улицах наших учил Ты»: Ты к нам благоволил, как будто любил нас; Ты учил нас, а мы Тебя слушали; ни Ты от нас, ни мы от Тебя не отвращались. Все эти черты указывают, что неудостоенные царствия небесного за свое нечестия были некогда внешними последователями христианского учения, но не были истинными христианами, и потому отвергнуты (ср. прим. к Мф. 7:22). – «Отойдите от Меня» и пр.: ср. прим. к Мф. 7:23. – Частные черты: мы пили и ели пред Тобою, и на улицах наших учил Ты, буквально понимаемые, совершенно приличествуют иудеям, отвергшим Мессию своего, и потому лишенным входа в Церковь Христову. Они узнают ошибку свою при втором Его пришествии, но будет уже поздно, и они получат ответ: «отойдите от Меня».
  • 28-29. «Там (вместо «в то время». Евф. Зигаб.) – будет плач» и пр.: см. прим. к Мф. 8:11-12.
  • 30. «Есть последние» и пр.: см. прим. к Мф. 19:30. Ср. Мф. 20:16.
  • 31. «Пришли некоторые фарисеи» и пр.: под видом дружбы и заботливого участия в лице и деле Христовом, фарисеи советуют Господу удалиться из пределов Ирода Антипы; но, без сомнения, тут действовала не дружба и не доброе участие. Из того, что Господь в ответе своем им назвал Ирода «лисицей» (ст. 32), некоторые не без вероятности заключают, что эти фарисеи посланы были самим Иродом, с целью застращать Господа и удалить Его из пределов Галилеи. Господа постоянно окружал народ, и Ирод мог опасаться, как бы из-за Него не произошло какого-либо народного волнения. Он не задумался бы поступить с Господом также, как поступил с Иоанном Крестителем, но галилеяне слишком любили Иисуса Христа, слишком привязаны были к Нему, чтобы Ирод мог рассчитывать, захватив Господа, не произвести сильнейшего народного возмущения, из которого он едва ли бы вышел жив и цел. А потому он и придумал удалить Господа из пределов своих, и лучшим средством для этого счел застращать Его, а лучшими орудиями для этого счел фарисеев, которые, без сомнения, и сами желали удалить Его из тех мест, где Он имел такое величайшее влияние на народные массы. – «Ирод хочет убить Тебя»: речь их могла казаться не невероятной после того, как поступил Ирод с Крестителем; может быть они и намекнули Ему на это.
  • 32-33. «Пойдите, скажите этой лисице»: так безбоязненно Господь отвечает на лукавое застращивание Его Иродом и фарисеями. Лисица – образ хитрости и лукавства, а равно и кровожадности. Если Ирод действительно подослал фарисеев: то в этом обнаруживается действительно его хитрость и лукавство, а умерщвление Крестителя указывает и на кровожадность его. – «Се, изгоняю бесов» и пр.: скажите, что Я творю чудеса в его области и совершаю Мое дело, и буду совершать его до времени, не боясь ни его угроз, ни хитрости, ни ненависти. – «Сегодня и завтра, и в третий день окончу»: кажется это было народное присловье означающее, что известное положение или действие будет продолжаться до известного времени, впрочем не долго (ср. Феофил.). Но так как Господь в это время направлялся к Иерусалиму (выше ст. 22) и это были последние дни пребывания Его в пределах Галилейских: то что препятствует предположить, что Господь повелевает сказать Ироду, что Он на днях действительно оставляет область его, окончив в ней свою проповедь и свои чудотворения? Присловьем народным Господь воспользовался может быть для того, чтобы выразить Ироду свое действительное намерение. – «А впрочем Мне должно» и пр.: т.е. но Мне нужно еще несколько времени здесь ходить, проповедовать и творить чудеса, для достижения Моих высоких целей, а потом Я удалюсь, но не потому, чтобы Я боялся Ирода, страшился его угроз или не видел его хитрости и лукавства, а потому, что Мне скоро предстоит умереть; умереть же Мне, как Мессии, должно в Иерусалиме. – «Ибо не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима»: глубоко-грустная священная ирония! Этот святой город, где храм Бога истинного, где центр всей религиозной жизни народа и пр., имеет грустную перед другими городами привилегию – насильственно умерщвлять пророков. История показывает, что насильственною смертью умирали пророки большей частью в Иерусалиме (2Мак. 11:18). (В форме речи употребляется целое вместо части: «все» пророки погибали в Иерусалиме вместо – многие пророки насильственно умерщвлены там).
  • 34-35. Этот взгляд на пророко-убийственный город и предчувствие близости насильственной смерти и Его самого там вызывает в Господе выражение глубочайшей грусти об этом святом городе: «Иерусалим, Иерусалим» и пр.: см. прим. к Мф. 23:37-39. Изречение это в настоящем случае вероятно повторено Господом (или может быть в первый раз произнесено в несколько видоизмененной форме), но ев. Лука излагает его так, как оно произнесено Господом в Иерусалиме, вероятно в одном из притворов храма, и как оно записано у ев. Матфея, ибо в этой форме оно особенно поразительно.