- 1-3. «Проходил по городам и селениям»: общее замечание евангелиста о проповеднической в это время деятельности Спасителя. Он путешествовал от города к городу, от селения к селению со своей проповедью, «благовествуя Царствие Божие»; см. прим. к Мф. 3:2. «С Ним двенадцать», которых Он недавно избрал и поставил Апостолами (Лк. 6:12-16). «Женщины»: которым Он оказал благодеяние, исцелил их от разных болезней; из чувства благодарной любви за благодеяние, они следовали за Ним, слушая Его учение, и «служили» Ему в житейских обычных нуждах «имением своим», в чем требовалась такая помощь, ибо Господь и Его малое общество были бедны, а между тем житейские нужды относительно пищи, одежды и т.п. требовали удовлетворения. «Мария Магдалина» и пр.: см. прим. к Мф. 15:39. Мф. 27:56. Мк. 16:9. Благодарная за исцеление, она сделалась преданнейшей и усерднейшей последовательницей Господа и после была первою в лике жен мироносиц и первая сподобилась явления воскресшего Господа (Ин. 21:14 и дал.). «Иоанна, жена Хузы», и пр. Если принять мнение, что этот Хуза был тот царедворец, сына которого исцелил Господь (Ин. 4:46 и дал.), то без сомнения глубокая благодарность матери за исцеление сына ее была побуждением для Иоанны сделаться усердной последовательницей Господа. Она после также была в сонме жен мироносиц (Лк. 24:10). «И Сусанна»: неизвестно кто такая, так как более о ней нигде не упоминается. «Многие другие»: последовательниц Господа был, как видно, целый сонм облагодетельствованных Им; целый сонм был и жен мироносиц (Лк. 24:10. Лк. 23:56). Так твердо и решительно было их последование Христу, что они оставались преданными Ему до конца; даже в то время не теряли твердости духа, когда ученики Господа в страхе разбежались, оставив своего учителя во время Его осуждения и страданий.
- 4. «Собралось множество народа»: это было на берегу Галилейского моря или Тивериадского озера (Мф. 13:1-2); народу собралось столько, что Господь сел в лодку и отплыл немного от берега, поучая из лодки «притчами». О притче см. прим. к Мф. 13:2.
- 5-15. Притча о сеятеле и семени изложена у ев. Луки совершенно сходно с Мф. 13:3-9 и Мк. 4:3-9. Причина учения притчами изложена здесь короче, чем в первом Евангелии (Мф. 13:10-17) и более сходна с Марковым Евангелием (Мк. 4:10-12). Объяснение самим Спасителем притчи о сеятеле и семени у всех троих евангелистов одинаково. Во всем этом сказании есть различие в некоторых только выражениях, и то не в многих; общий же смысл притчи и объяснения совершенно одинаков, а равно и частные черты. См. прим. к Мф. 13:3-23. Мк. 4:3-20.
- 16-18. Приточные изречения о свече, о тайном и явном, об оскудении и приумножении, изложены так же, как у ев. Марка (Мк. 4:21-25). У ев. Матфея в этом месте поставлено только одно изречение об оскудении и приумножении, другие же два изречения изложены в других местах (Мф. 5:15 и Мф. 10:26). Вероятно некоторые изречения Господь повторил не раз (ср. Мф. 13:12 и Мф. 25:29), и евангелисты ставят их в том или другом месте по своему усмотрению. Главное дело не в том, когда сказано, а в том, что и как сказано, и если изречения изложены одинаково, то особой нужды определять – когда именно сказано то или другое изречение – нет, и усилия напрасны, когда точно определить это возможности нет.
- 19-21. Сказание ев. Луки о приходе к Господу Пречистой Матери Его и братьев короче, чем у первых двух евангелистов (ср. Мф. 12:46-50. Мк. 3:31-35), но совершенно согласно с ними.
- 22-25. Об укрощении бури ев. Лука повествует согласно с сказанием ев. Марка (Мк. 4:37-41); сказание же ев. Матфея (Мф. 8:23-27), в общем совершенно сходное с ними, разнится в двух частных чертах: по нему Господь упрекает учеников за маловерие прежде укрощения бури, по ним – после; по сказанию Матфея люди, плывшие с учениками, изумлялись чуду, по сказаниям Марка и Луки – сами ученики. Это различие очевидно не имеет никакого значения в отношении к достоверности самого события: когда бы ни был сделан упрек – все равно, и поместить его раньше или позже – все равно; что же касается удивления свидетелей чуда, то его конечно выражали и Апостолы, и другие плывшие с ними и – один евангелист выставляет на вид более последних, а другие первых. Объяснение см. в прим. к Мф. 8:23-27. Мк. 4:35-41.
- 26-39. О пребывании Господа в стране Гадаринской сказание ев. Луки совершенно одинаково со сказанием ев. Марка (Мк. 5:1-20); сказание же ев. Матфея гораздо короче и несколько разнится от них. См. прим. к Мк. 5:1-20 и Мф. 8:28-34.
- 40-56. О возвращении Господа из страны Гадаринской, просьбе Иаира, исцелении кровоточивой женщины и воскрешении дочери Иаира, ев. Лука повествует совершенно, почти буквально сходно с ев. Марком (Мк. 5:21-43); евангелист же Матфей рассказывает об этих событиях гораздо короче, хотя в сущности совершенно сходно с ними (Мф. 9:18-26). Объяснение см. в прим. к указанным местам Евангелий Матфея и Марка. «Народ принял Его»: т.е. принял с радостью и любовью. «Я чувствовал силу исшедшую»: такой оборот речи Спаситель делает не потому, чтобы целительная сила Его в самом деле без Его ведома исторглась из Него и исцелила жену, а для того, чтобы обнаружить пред всеми поступок жены, явить пример ее веры другим.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > Толкование на Четвероевангелие и книгу Деяний святых апостолов > От Луки святое благовествование > Глава 8