Глава 6

  • 3.

    И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

    Херувимы и серафимы, непрестанно вознося хвалу, говорят: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Не однократно говорят, дабы ты не думал о единственном лице в Божестве, не дважды говорят, дабы ты не исключал Духа, и не «святы» говорят, дабы ты не предполагал множественности, но трижды повторяют и говорят одно и то же, чтобы и в гимне ты уразумел различие лиц Троицы и единство Божества. Когда они говорят это, называют Бога.

    О Святом Духе.

  • 7.

    и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.

    Итак, кто бы ты ни был, отрицающий божество Святого Духа, скажи, разве ангел прощает грехи, разве архангел? Конечно нет, но лишь Отец, лишь Сын, лишь Дух Святой. Любой же в состоянии не совершать то, что может прощать. Но, пожалуй, кто-нибудь скажет, что и серафим изрек Исайе: Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалит от тебя, и грех твой очистит. Но пророк говорит: Удалит и очистит, а не «очищу», подразумевая упомянутый выше огонь с жертвенника Божьего, то есть духовную благодать. Ибо что иное мы можем благоговейно помыслить на жертвеннике Божьем, кроме благодати Духа? Разумеется, ни лесные поленья, ни сажу, ни уголь. Или что будет столь же благочестивым, как наше предположение, высказанное сообразно с таинственностью данного места, что устами Исаии было открыто, что все люди подлежат очищению Христовым страданием? Словно уголь плоть, Он выжег наши грехи, как сказано у Захарии: Не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус же одет был в запятнанные одежды ((Зах 3:2)).

    О Святом Духе.