Глава 27

  • 3.

    Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него

    Есть и душа, которая говорит: Я - город крепкий, город в осаде. Град укреплен Христом; град этот - небесный Иерусалим, который богат толкователями божественного закона и знатоками учения: с их помощью ищут слово Божье.

    Об Исааке, или о душе.


    Будем же избегать сего зла и вознесем нашу душу к тому образу и подобию Божьему. Бегство от зла - это подобие Божье, а образ Божий приобретается добродетелями. Поэтому Тот, Кто нас начертал, словно художник, начертал цветами добродетелей: Вот, Я - говорит, - о Иерусалим, начертал стены твои (Ис 49:16). Не будем стирать губкой нерадения начертанные стенные укрепления нашей души. Потому Он сказал: Я начертал стены, чтобы с их помощью мы могли отразить врага. Душа имеет свои стены, над которыми возвышается и о которых говорит: Я - город крепкий, город в осаде. Этими стенами укрепляется, при помощи них, будучи осажденной, защищается. И воистину душа - стена, которая находится в военном лагере. Поэтому она сама и говорит в Песне песней: Я - стена, и сосцы у меня, как башни (Песн 8:10). Благая стена, которую начертал Господь, как Он Сам говорит: Я начертал стены твои на дланях Моих; ты всегда предо Мною (Ис 49:16).

    О благе смерти.


    Читаешь у Исаии, что говорит душа праведного или церковь: Я - город крепкий, город в осаде. Укрепленный Христом, осажденный дьяволом. Но не должен бояться осады тот, кому помощник - Христос. Ибо он укрепляется духовной благодатью, а осаждается опасностями века сего. Поэтому и в Песне песней сказано: Я - стена, и сосцы у меня, как башни (Песн 8:10). Стена - это Церковь, ее башни - священники, у которых изобильно и слово о естестве, и учение о нравственности.

    Шестоднев.