Глава 23

  • 4.

    Устыдись, Сидон; ибо вот что говорит море, крепость морская: «как бы ни мучилась я родами и ни рождала, и ни воспитывала юношей, ни возращала девиц»

    Наконец, если наши действия и дела соотносятся с полученной нами при рождении судьбой, а не с нравственными принципами, то почему изданы законы и обнародованы права, по которым дурным людям назначается  наказание, а невинным предоставляется безопасность? <…> Почему земледелец работает, а не предпочитает ждать, когда ему удастся по данной ему при рождении привилегии без труда привезти плоды в закрома амбаров? Если он так рожден, что к нему без усилий притекают богатства, то пусть ждет, чтобы ему без всякого семени земля добровольно приносила доходы, пусть не проводит сошником борозды по пашне, не берет в руки кривой серп, не принимает на себя расходы по сбору винограда, но пусть без принуждения ему во все сосуды льются, стекая, вина, пусть ягода не привитой лесной оливы без принуждения источает оливковое масло! И пусть не дрожит перед угрозой собственному спасению, подстерегающей его в открытом море, купец, на которого и в праздности может по некоему, как говорят, врожденному везению свалится богатство.

    Но не таковы мнения всех. Земледелец без устали бороздит землю зарывающимся в нее плугом, нагим пашет, нагим сеет, нагим на току в зной молотит хлеба, созревшие под горячим солнцем. И торговец, хотя и терпеть не может дующий юго-восточный ветер, на ненадежном, как правило, корабле бороздит море. Поэтому пророк, осуждая их бесстыдство и безрассудство, говорит: Устыдись, Сидон, изрекло море. То есть если на вас не действуют опасности, пусть хотя бы стыд остановит вас и смутит скромность. Устыдись, Сидон, в котором нет места добродетели, нет заботы о спасении, нет юношества, посвятившего себя военному делу для защиты родины и обученного обращению с оружием, но одно лишь беспокойство о прибыли, одно лишь усердие в торговле.

    Шестоднев.


    Это словно глас утомленной стихии, говорящей: Устыдись, Сидон, то есть: «О торговец, ты порицаешь мои волны, хотя сам куда беспокойнее них. Проникнись хотя бы стыдом, поскольку на тебя не действует опасность. Ветра более скромны, чем ваша алчность. Они порой пребывают в праздности, вы в вашей устремленности к прибыли никогда не успокаиваетесь. И когда буря отдыхает, никогда не отдыхают ваши корабли. Вспенивается вода под веслом, как только ее перестает волновать ветер. Не мучилась я родами, - говорит, - и не рождала, и не воспитывала юношей. Почему тревожат меня те, которых я не знаю, которых не признаю».

    О Гелии и посте.

  • 14.

    Ст. 14-15 Рыдайте, корабли Фарсисские! Ибо твердыня ваша разорена. И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице

    Рыдайте, - говорит, повторяя вновь, - корабли карфагенские, ибо твердыня ваша разорена. И будет в тот день, оставят Тир. И ниже: По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице. Смотри, какими выражениями пользуется пророк и не избегает подобных низких слов. Мы порой избегаем их, но не потому, что наш язык целомудреннее, чем у пророков, но потому, что наше влияние меньше. Ведь в выражениях подобных речей заключается большая сила, такая, чтобы те, которые не стыдятся прегрешений, устыдились хотя бы их названий. С Тиром, - говорит, - будет то же, что поют о блуднице. Смотрите, чтобы никто не сказал о вас, увидев, что водятся такие хороводы и поются постыдные слова: Вот, с Тиром случилось то же, что поют о блуднице.

    О Гелии и посте.


    Евреи полагают, что слово Фарсис означает вообще море, как в следующих словах: Восточным ветром Ты сокрушил фарсийские корабли (Пс 47:8), то есть морские; и у Исаии: Рыдайте, корабли Фарсиса… Таким образом, пророк Иона не желал бежать в определенное место, но, отправляясь по морю, спешил удалиться куда бы ни было, и человеку, убегающему и испытывающему страх, более свойственно воспользоваться первым случаем для отплытия на корабле, нежели выбирать место для безопасного убежища. Мы можем также сказать, что он полагал, что только ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его (Пс 75:2), но, испытав действие Его на водах, он сознается и говорит: Я еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу (Ион 1:9). Но если Он сотворил море и сушу, то почему ты полагаешь, что, оставив сушу, можешь на море спастись от сотворившего море? В то же время через спасение и обращение корабельщиков ему дается знать, что также и многочисленное население Ниневии может спастись через подобное исповедание.

    Относительно же Господа и Спасителя нашего мы можем сказать, что Он оставил дом и отечество Свое, и, приняв плоть, как бы бежал с неба и прибыл в Фарсис, то есть в море века сего, сообразно с тем, что в другом месте говорится: Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс 103:25).

    Комментарии на малых пророков.

  • 15.

    И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице

    См. Толкование на (Ис 23:14)