• 1.

    Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы уже были в городах, тогда собрался народ, как один человек, в Иерусалиме

    В более высоком смысле седьмой месяц предполагает благодать Святого Духа, которая описывается как проявляющаяся в семи видах у пророка Исайи и в Откровении святого Иоанна. И конечно же, в этот месяц, после нашего плена, мы собираемся в Иерусалиме, где с нас смывается вся грязь, все заблуждения и пороки, и где защитой нам являются дела добра. [Здесь] нас наконец освещает великая благодать Того Самого Духа, и мы возгораемся любовью к тому высшему миру, который присущ истинному единению: ведь Иерусалим означает «видение мира».

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.

  • 2.

    И встал Иисус, сын Иоседеков, и братья его священники, и Зоровавель, сын Салафиилов, и братья его, и соорудили они жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения, как написано в законе Моисея, человека Божия

    Типологически в этом фрагменте основание храма Божьего указывает на образ тех, кто недавно обратились в веру и приготовляют место или убежище в сердцах своих и телах для Господа, как говорит апостол: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа? (1 Кор 6:19). И ещё: Верою вселиться Христу в сердца ваши (Еф 3:17). Соответственно, пришедшие после освобождения из плена в Иерусалим восстанавливать храм, что трудами позже и было достигнуто, сначала воздвигли жертвенник и вверились Господу, принося ежедневные жертвы всесожжения, чтобы таким путём очиститься и заслужить [возможность] начать работу по строительству храма.

    Так же и в духовном созидании необходимо, чтобы [человек], решивший учить других, сначала научил себя. [Необходимо], чтобы стремящийся наставлять ближних в том, как бояться и любить Бога, сам сначала удостоился [права] учительства ревностным служением Богу. А то случится ему услышать от апостола: Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? (Рим 2:21). Потому и говорит апостол о самом себе: Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор 9:27). И надлежащим образом обнаруживается, что потомки изгнания не приносили Богу никакие другие жертвы, кроме жертв всесожжения… потому что живущий во зле, но желающий учить других избегать недозволенного, должен целиком предать себя своему Творцу - через праведный образ жизни и воздержание даже от дозволенного. Тогда он сможет не только заслугой добрых дел обрести обильную помощь с небес в проповеди, но и самим примером этих дел воодушевить слушающих его с большей отдачей следовать тому, чему он учит.

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.

  • 8.

    Во второй год по приходе своем к дому Божию в Иерусалим, во второй месяц Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и прочие братья их, священники и левиты, и все пришедшие из плена в Иерусалим положили начало и поставили левитов от двадцати лет и выше для надзора за работами дома Господня

    Сообщается, что они пришли к дому Божьему не потому, что обнаружили уже отстроенный храм. А чтобы не было сомнений, уже ранее сказано, что не было ещё и основания храма. К храму Божьему означает к месту, на котором находился храм Божий, то есть дабы осуществить работы, которыми они хотели восстановить храм. Так что заблуждаются новые иудеи, которые обычно заявляют, будто халдеи разрушили только кровлю храма, но не стены, ибо Ездра ясно пишет, что потомки изгнания восстановили храм от самого основания. Поскольку выше говорилось, что они пришли в Иерусалим в седьмой месяц - а здесь добавлено: во второй год по приходе своем они начали работы в храме во второй месяц, - то становится понятно, что в течение семи месяцев они готовили камень, раствор и древесину, а также прочие необходимые материалы.

    А с началом восьмого месяца они взялись за долгожданные работы: итак, шесть месяцев первого года и семь следующего. Любой учёный человек легко увидит в этом великую тайну. Семь относится к субботе - дню, в который Господь почивал от дел Своих после сотворения всего на земле и в который покоился в гробе после искупления мира Своими страданиями. Восемь относится к первому дню после субботы, в который Он воскрес из мертвых. Итак, семь указывает на надежду нашего субботнего упокоения после смерти, восемь - на радость вечного блаженства после воскресения.

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.

  • 10.

    Ст. 10-13 Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева. И начали они попеременно петь: «хвалите» и: «славьте Господа», «ибо - благ, ибо вовек милость Его к Израилю». И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня. Впрочем многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма пред глазами их, плакали громко, но многие и восклицали от радости громогласно. И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного, потому что народ восклицал громко, и голос слышен был далеко

    От радости - потому, что разрушенный дом Господень теперь начали восстанавливать; плакали же потому, что горевали, понимая, какая разница была между бедностью предприятия в их время и недосягаемой мощью Соломона в те времена, когда впервые клали основание храма. Они ликовали от радости, потому что освободились из плена и получили право восстановить храм, но они рыдали, потому что знали, что первый храм, с размахом и величием которого им никак не сравняться, разрушен был за их порочность. Ведь слова пророка: Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего (Агг 2:9), - относятся не к величию и не к убранству дома, но к самому его возведению: [то обстоятельство], что немногие выжившие пленники оказались способными осуществить столь великое предприятие, притом что враги противостояли им, явилось большим и более очевидным чудом Божественной силы, нежели то, что богатейший царь, у которого вовсе не было противников и с которым сотрудничал очень влиятельный и состоятельный царь Тирский, сделал это с помощью великолепных мастеров так, как желал.

    И потому слава этого последнего храма будет больше, нежели первого, что служители первого храма проповедовали народу писания Ветхого Завета, а именно закон и пророков, в то время как во втором доме Христос и Его апостолы возвещали добрую весть благодати Нового Завета и наступления Царства Небесного.

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.

  • 11.

    И начали они попеременно петь: «хвалите» и: «славьте Господа», «ибо - благ, ибо вовек милость Его к Израилю». И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня

    См. Толкование на (Езд 3:10)

  • 12.

    Впрочем многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма пред глазами их, плакали громко, но многие и восклицали от радости громогласно

    См. Толкование на (Езд 3:10)

  • 13.

    И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного, потому что народ восклицал громко, и голос слышен был далеко

    См. Толкование на (Езд 3:10)