- 5.
Но око Бога их было над старейшинами Иудейскими, и те не возбраняли им, доколе дело не отправили к Дарию, и доколе не пришло решение по этому делу
Но пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды, говорили Иудеям… Обо всём этом подробно говорится в книгах этих пророков. Своими словами они упрекали в лености тех, кто с небрежением относились к восстановлению храма, и поощряли их взяться за работу с помощью Божьей. Благодаря их побуждениям и их преданности [служению] Зоровавель и Иисус вместе со всем народом принялись восстанавливать дом Господень.
И конечно же, пророк Аггей начал с таких слов: Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею: так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: «не пришло ещё время, не время строить дом Господень». И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? (Агг 1:1). И несколько далее: И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего, в двадцать четвертый день шестого месяца, во второй год царя Дария (Агг 1:14). А дальше то, что мы вспоминали выше: Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф (Агг 2:9). Так же начинает и Захария: В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Господне к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку: …так говорит Господь Саваоф: обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам (Зах 1:1).
Буквальное значение ясно: вожди иудеев, подкреплённые словами пророков, не должны были останавливаться перед происками врагов в том, чтобы вершить святое дело, от которого их удерживал страх перед врагами, пока пророки молчали. Так же происходит и в святой Церкви, когда [люди], подвергшиеся нападкам злых людей или духов, какое-то время пренебрегают добрыми делами. И вдруг они исправляются либо по слову верных учителей, либо божественного Писания и начинают с таким рвением творить добро, что никакие уловки искушений не способны их одолеть и отвратить от того, что они намерены делать.
Комментарии на книги Ездры и Неемии.
- 6.
Ст. 6-17 Вот содержание письма, которое послал Фафнай, заречный областеначальник, и Шефар-Бознай с товарищами своими Афарсахеями, которые за рекою, к царю Дарию. В донесении, которое они послали к нему, вот что написано: Дарию царю - всякий мир! Да будет известно царю, что мы ходили в Иудейскую область, к дому Бога великого; и строится он из больших камней, и дерево вкладывается в стены; и работа сия производится быстро и с успехом идет в руках их. Тогда мы спросили у старейшин тех и так сказали им: кто дал вам разрешение строить дом сей и стены сии доделывать? И сверх того об именах их мы спросили их, чтобы дать знать тебе и написать имена тех людей, которые главными у них. И они ответили нам такими словами: мы рабы Бога неба и земли и строим дом, который был построен за много лет прежде сего, - и великий царь у Израиля строил его и довершил его. Когда же отцы наши прогневали Бога небесного, Он предал их в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, Халдеянина; и дом сей он разрушил, и народ переселил в Вавилон. Но в первый год Кира, царя Вавилонского, царь Кир дал разрешение построить сей дом Божий; да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского и отнес в храм Вавилонский, - вынес Кир царь из храма Вавилонского; и отдали их по имени Шешбацару, которого он назначил областеначальником, и сказал ему: возьми сии сосуды, пойди и отнеси их в храм Иерусалимский, и пусть дом Божий строится на своем месте. Тогда Шешбацар тот пришел, положил основания дома Божия в Иерусалиме; и с тех пор доселе он строится, и еще не кончен. Итак, если царю благоугодно, пусть поищут в доме царских сокровищ, там в Вавилоне, точно ли царем Киром дано разрешение строить сей дом Божий в Иерусалиме, и царскую волю о сем пусть пришлют к нам
Письмо, которое Фафнай отправил Дарию, сильно отличается от того, которое Артаксерксу писали Рехум и Шимшай. То письмо наполнено было обвинениями народа иерусалимского, а это - хвалой, и не только народу, но и Всемогущему Богу. В самом деле, оно так начинается: Дарию царю - всякий мир! Да будет известно царю, что мы ходили в Иудейскую область, к дому Бога великого; и строится он из больших камней, и дерево вкладывается в стены; и работа сия производится быстро и с успехом идет в руках их. Тогда мы спросили у старейшин тех и так сказали им: кто дал вам разрешение строить дом сей и стены сии доделывать? (Езд 5:7), и далее. В этих словах следует решить, каков смысл сказанного, что дом Господень строится из больших камней, хотя очевидно, что столь грандиозную работу можно было произвести только из обработанных камней. Нам же следует под этими необработанными камнями понимать камни новые, которые были собраны нетёсаными и которые они, обтесав, сделали пригодными для строительства дома Господня. Ведь если даже и оставались какие-то старые камни, которые, как показывает в Плаче Иеремия, были раскиданы по всем перекресткам (Плач 4:1), то, без всякого сомнения, нужно было обрабатывать и новые камни, чтобы завершить работы в храме.
Таинство этого обстоятельства тоже, вне сомнения, ясно. Мы видим, что Церковь Божья строится не только из тех, кто через покаяние приходят в чувства и возвращаются к праведной жизни, которую прежде потеряли через грех, но также из тех, кто недавно призваны к вере, направлены наставлением учителей словно измерительным жезлом строителей и поставлены на соответствующее им место в строении дома Господня. То же, что храм строился из старых и новых камней, то есть обработанных уже давно и долгое время остававшихся необработанными, будет верно истолковать как соответствие тому [факту], что единая Церковь Христа собрана из двух народов, а именно иудеев и язычников. Иудеи, словно бы давно обработаны, ибо имели знание и соблюдали закон Божий. А язычники, оставаясь рабами идолопоклонства, которых ни усердие архитекторов духа ни коснулось, ни благочестие, сбросили с себя безобразие дикости и приземлённости разума.
Комментарии на книги Ездры и Неемии.
- 7.
В донесении, которое они послали к нему, вот что написано: Дарию царю - всякий мир
См. Толкование на (Езд 5:6)
- 8.
Да будет известно царю, что мы ходили в Иудейскую область, к дому Бога великого; и строится он из больших камней, и дерево вкладывается в стены; и работа сия производится быстро и с успехом идет в руках их
См. Толкование на (Езд 5:6)
- 9.
Тогда мы спросили у старейшин тех и так сказали им: кто дал вам разрешение строить дом сей и стены сии доделывать
См. Толкование на (Езд 5:6)
- 10.
И сверх того об именах их мы спросили их, чтобы дать знать тебе и написать имена тех людей, которые главными у них
См. Толкование на (Езд 5:6)
- 11.
И они ответили нам такими словами: мы рабы Бога неба и земли и строим дом, который был построен за много лет прежде сего, - и великий царь у Израиля строил его и довершил его
См. Толкование на (Езд 5:6)
- 12.
Когда же отцы наши прогневали Бога небесного, Он предал их в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, Халдеянина; и дом сей он разрушил, и народ переселил в Вавилон
См. Толкование на (Езд 5:6)
- 13.
Но в первый год Кира, царя Вавилонского, царь Кир дал разрешение построить сей дом Божий
См. Толкование на (Езд 5:6)
- 14.
да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского и отнес в храм Вавилонский, - вынес Кир царь из храма Вавилонского; и отдали их по имени Шешбацару, которого он назначил областеначальником
См. Толкование на (Езд 5:6)
- 15.
и сказал ему: возьми сии сосуды, пойди и отнеси их в храм Иерусалимский, и пусть дом Божий строится на своем месте
См. Толкование на (Езд 5:6)
- 16.
Тогда Шешбацар тот пришел, положил основания дома Божия в Иерусалиме; и с тех пор доселе он строится, и еще не кончен
См. Толкование на (Езд 5:6)
- 17.
Итак, если царю благоугодно, пусть поищут в доме царских сокровищ, там в Вавилоне, точно ли царем Киром дано разрешение строить сей дом Божий в Иерусалиме, и царскую волю о сем пусть пришлют к нам
См. Толкование на (Езд 5:6)
- 8.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Беда Достопочтенный > Книга Ездры > Глава 5