• 1.

    По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев

    Вина этого преступления ясно описана и у пророка Малахии и подтверждена авторитетом пророка. По возвращении из вавилонского плена не только вожди, священники и левиты, но и остальной народ оставили своих жён, бывших израильтянками, истощённых и не способных работать в силу бедности и лишений слишком долгого путешествия, а также слабости пола - [в результате всего] тела их стали слабыми и непривлекательными. И тогда они стали заключать браки с иноплеменницами, либо в силу того, что те заботились о своём теле, либо потому, что были дочерьми влиятельных и состоятельных людей. Надо понимать, что это были не те израильтяне, которые пришли с Ездрой, а пришедшие из плена ещё с Зоровавелем и Иисусом. Ибо пришедшие с Ездрой не могли столь стремительно отказаться от учения такого великого вождя и наставника, чтобы, не пробыв на родине и пяти месяцев, оставить собственных жён и взять иноплеменных. Скорее, надо понимать так, что эти начальствующие, сообщившие обо всём Ездре, были из числа тех, кто опасались осудить преступление. И не стоит удивляться, когда говорится, что это преступление совершил народ Израиля со священниками и левитами, хотя раньше пришли преимущественно [сыны] Иуды и Вениамина, а не десять колен, которые звались Израилем. [Как говорит Иероним,] следует знать, что, когда Израиль (то есть десять колен) уведён был в плен, два колена - Иуды и Вениамина - без различия также назывались прежним именем Израиль. Потому в этом стихе народ Израилев не следует интерпретировать как десять колен (в противоположность Иуде и Вениамину), но как общее обозначение народа Божьего (в противоположность соседним народам), который осквернил своё небесное имя союзом с другими народами.

    И пророк Малахия, которого евреи принимают не за кого иного, как самого Ездру, тоже упоминает об этом преступлении в книге пророчеств: Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога. У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего, и приносящего жертву Господу Саваофу (Мал 2:11). Когда он здесь упоминает Иуду, то ясно даёт понять, что народ первого возвращения участвовал в этом преступлении. А добавив: У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего, он показал словами «бдящего на страже» и «отвечающего», что и правители и подчинённые осквернены были этим грехом и что, если они не переменятся, то окажутся истреблёнными из общества святых. А говоря о приносящем жертву Господу Саваофу, он предупреждает, что напрасно предлагают Господу жертвы те, кто грехом покоряются дьяволу.

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.

  • 5.

    А во время вечерней жертвы я встал с места сетования моего, и в разодранной нижней и верхней одежде пал на колени мои и простер руки мои к Господу Богу моему

    Ездра приготовил себя и раскаянием в сердце, и принижением тела к тому, чтобы удостоиться услышать милость с небес, - только тогда он разразился словами мольбы. Он падает на колени и простирает руки свои, возносит мольбы Господу во время вечерней жертвы, не усомнившись, что предлагаемая жертва смиренного духа и сокрушенного сердца более угодна Богу, нежели плоть и кровь животных.

    С точки зрения типологии тем фактом, что в разодранных одеждах он падает на колени, простирает свои руки к Богу и обращает умы очень многих [людей] к покаянию в мольбах и слезах, как написано далее, он воплощает Господа Спасителя, Который снизошёл до молитвы о грехах наших и до, и в момент самого Своего страдания, Который позволил простереть Свои руки на кресте, разодрать одежды Свои, оставив раны, и умер ради нашего возрождения. Он, по слову апостола, предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим 4:25). Сделано это было во время вечерней жертвы либо потому, что Господь в конце века принёс жертву плоти и крови Своей Отцу и повелел нам приносить её хлебом и вином, либо потому, что, доведя до конца жертву закона, Он освободил нас через Своё страдание и, отделив нас от иноплеменных народов, сделал нас небесными, позволив прилепиться к Себе всем, кто чисты сердцем и телом.

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.