• 1.

    И вот главы поколений и родословие тех, которые вышли со мною из Вавилона, в царствование царя Артаксеркса

    Ездра тщательно перечисляет глав поколений, вышедших с ним из Вавилона, и раскрывает их родословие. Он приводит и полное число вышедших - одна тысяча четыреста сорок, чтобы дать понять, что имена вышедших из «смешения» мира сего содержатся в книге жизни Агнца. Но и все учители, то есть главы поколений, народа Божьего получают прибыток наград вечности, соответствующий количеству душ, приведённых ими к Господу, подобно той евангельской притче, в которой добрый и умный раб говорил: Господин! Мина моя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! За то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов (Лк 19:16). То есть: пусть слава твоя в Царстве Небесном будет большей за жизнь тех, кого ты научил.

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.

  • 15.

    Я собрал их у реки, втекающей в Агаву, и мы простояли там три дня, и когда я осмотрел народ и священников, то из сынов Левия никого там не нашел

    Ездра организовал всё надлежащим образом: до начала столь грандиозного путешествия он тщательно позаботился о достаточном количестве служителей дома Божьего, дабы по прибытии в Иерусалим возможно было устроить всё необходимое в храме.

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.

  • 17.

    Ст. 17-20 и дал им поручение к Иддо, главному в местности Касифье, и вложил им в уста, что говорить к Иддо и братьям его, нефинеям в местности Касифье, чтобы они привели к нам служителей для дома Бога нашего. И привели они к нам, так как благодеющая рука Бога нашего была над нами, человека умного из сыновей Махлия, сына Левиина, сына Израилева, именно Шеревию, и сыновей его и братьев его, восемнадцать человек; и Хашавию и с ним Иешаию из сыновей Мерариных, братьев его и сыновей их двадцать; и из нефинеев, которых дал Давид и князья его на прислугу левитам, двести двадцать нефинеев; все они названы поименно

    Надо заметить, что, хотя историки пишут Каспий, Ездра в этом месте говорит Касифье. Иудеи, у которых нет буквы «п», используют на её месте «ф» в греческих и варварских именах, таких как «Фетр» или «Филат». И вот, из ассирийского или халдейского плена сыны Израиля, как показано, дошли до района Касифье, ибо Ездра послал туда за служителями дома Господня, а именно за левитами и нефинеями, которых Иосиф именует «священными слугами». Относительно этих народов надо сказать, что они жили весьма свободно и миролюбиво даже среди иноплеменников, и потому по велению или просьбе Ездры они оказались в состоянии тут же собрать столь великое войско. Их перечисление, которое тут же приводится, показывает, что для экспедиции были избраны 258 мужей. Вместе с этими мужами войско Ездры, тем самым, составило почти 1700 человек.

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.

  • 18.

    И привели они к нам, так как благодеющая рука Бога нашего была над нами, человека умного из сыновей Махлия, сына Левиина, сына Израилева, именно Шеревию, и сыновей его и братьев его, восемнадцать человек

    См. Толкование на (Езд 8:17)

  • 19.

    и Хашавию и с ним Иешаию из сыновей Мерариных, братьев его и сыновей их двадцать

    См. Толкование на (Езд 8:17)

  • 20.

    и из нефинеев, которых дал Давид и князья его на прислугу левитам, двести двадцать нефинеев; все они названы поименно

    См. Толкование на (Езд 8:17)

  • 24.

    Ст. 24-25 И я отделил из начальствующих над священниками двенадцать человек: Шеревию, Хашавию и с ними десять из братьев их; и отдал им весом серебро, и золото, и сосуды, - все, пожертвованное для дома Бога нашего, что пожертвовали царь, и советники его, и князья его, и все Израильтяне, там находившиеся

    Уже часто говорилось, что серебро, золото и сосуды, отосланные из Вавилона в Иерусалим, обозначают души, обратившиеся к Господу от смятения и грехов мира сего. И потому надо было, чтобы Ездра вверил сосуды этого рода священнослужителям, дабы они несли их в Иерусалим, ибо все желающие войти в сообщество святой Церкви должны омыться в крещении и посвятить себя Господу через [возложение] рук священника. Равным образом, отпавшие от братства Церкви через грехи и оказавшиеся в рабстве у дьявола, вошедшие через грехи в плен к царю Вавилонскому должны примириться со святой Церковью, принеся покаяние через священнослужителей. И хорошо, что было двенадцать священников, которым вменялось такое служение. Ведь было и двенадцать апостолов, через учение которых Церковь сначала была учреждена по всему миру и через продолжателей которых она не прекратит своего созидания до скончания мира.

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.

  • 25.

    и отдал им весом серебро, и золото, и сосуды, - все, пожертвованное для дома Бога нашего, что пожертвовали царь, и советники его, и князья его, и все Израильтяне, там находившиеся

    См. Толкование на (Езд 8:24)

  • 32.

    И пришли мы в Иерусалим, и пробыли там три дня

    И вот сказано, что пришедшие из Вавилона в Иерусалим оставались там в течение трёх дней и только затем сдали в дом Господень серебро, золото и сосуды, принесённые ими. Три дня промедления в Иерусалиме - это превосходные добродетели веры, надежды и любви, которыми должны обладать все верующие. И прежде всего их должны показывать учители, и только затем тех, кого они учили и кого наставляли в этих самых добродетелях, предлагать отцам, которые предшествовали им во Христе, для утверждения. Ведь когда святая Церковь обнаружит, что те, кого мы просвещаем, испытаны в вере и на деле, то это как если бы, взвешивая предлагаемые в храме сосуды руками священников, она увидит, что сосуды эти и из чистого металла, и совершенного веса. Это делают избранные, всякий день исследуя жизнь верующих, не только в нашей Церкви, но и, как мы говорили выше, это достигает совершенства в небесном Иерусалиме в тех, кто удостаиваются войти в него. Ведь в этой жизни святые учители словно три дня медлят в Иерусалиме, а в четвёртый отдают священникам на взвешивание принесённое серебро и золото тогда, когда себя показывают в вере стойкими, в надежде возвышенными, в любви пылающими. А своих слушателей - сверкающими, подобно испытанному серебру, исповеданием правильной веры и сияющими, подобно золоту высшей пробы, чистотой неискажённого разумения, наполненными, подобно посвящённым Господу сосудам, дарами Духа. И когда в небесной отчизне эти учители получат награду прежде за собственную веру, надежду, любовь, а затем и за тех, кого научили, то это будет подобно тому, как если бы после радости трёхдневного промедления в Иерусалиме они удостоились больших почестей за принесённые ими дары и драгоценные сосуды, угодные Богу.

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.