• 3.

    в первый год царя Кира, царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме: пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы, и пусть будут положены прочные основания для него; вышина его в шестьдесят локтей, ширина его в шестьдесят локтей

    Нам нет нужды комментировать это, поскольку ни для первого храма, ни для последующего не обнаружены ни указанные размеры, ни названные виды работ. Можно предположить, что Кир делал свои собственные предложения и говорил о размерах [дома] и видах работ так, как считал нужным. На самом деле, как сообщают книги Паралипоменон, в первом измерении (то есть за внутренними стенами) храм имел длину в шестьдесят локтей и ширину в двадцать, а в высоту, как поясняет история царей, он был в тридцать локтей до верхнего этажа. Оттуда следующие тридцать локтей вели до самого верхнего этажа, уровня которого достигал верх притвора, как об этом свидетельствует Иосиф. Наконец, следующие шестьдесят локтей вели до верха кровли, так что всего было сто двадцать локтей, как и поясняет Книга Паралипоменон.

    Но как же говорится, что нужно положить три ряда больших камней, а также ряд из дерева, если всё внутри храма было отделано кедром? Может быть, у персов в обычае было строить храмы таким образом, что на три ряда камня в стенах искусно клали четвёртый из дерева, и Кир исходил из того, что то же самое нужно сделать в Иерусалимском храме? Или, возможно, нужно так понимать, что он говорил о дворе для священнослужителей, который был построен вокруг храма из трёх рядов обтёсанного камня и из ряда кедровых брусьев, высотой в рост человека? А может это притвор дома Господня, о котором Писание говорит в связи со строительством дворца царя Соломона: Большой двор огорожен был кругом тремя рядами тесаных камней и одним рядом кедровых бревен; также и внутренний двор храма Господа и притвор храма (3 Цар 7:12).

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.

  • 7.

    Не останавливайте работы при сем доме Божием; пусть Иудейский областеначальник и Иудейские старейшины строят сей дом Божий на месте его

    Последовательность событий в тексте такова, что Дарий будто бы сам читал письмо Кира и, прочитав его, тут же утвердил его своей властью таким образом, что, вопреки всем противникам, он повелел выстроить храм Божий на своём месте, как и говорилось в письме. Сам же, имея самые благочестивые помышления во всём, содействовал в том, чтобы почитатели Бога служили воле Его.

    Так пусть Артаксеркс, который ранее воспретил строить дом и град Божий, обозначает тех властителей мира, которые своими гонениями препятствовали строительству святой Церкви, хотя в разгар таких гонений эта Церковь славно воссияла победами мучеников. И пусть Дарий служит обозначением благочестивой набожности тех царей, которые, признавая волю Бога, пеклись о том, чтобы не только не противостоять христианской вере, но и способствовать ей своими постановлениями. Из них многие, воспрещая гонения своих предшественников, возжелали и сами вместе со своими подданными быть посвящёнными в таинства той самой веры.

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.

  • 13.

    Ст. 13-15 Тогда Фафнай, заречный областеначальник, Шефар-Бознай и товарищи их, - как повелел царь Дарий, так в точности и делали. И старейшины Иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды. И построили и окончили, по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских. И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария

    Эти пророки предрекали, что если они будут настойчивы в строительстве храма, то вскоре, с помощью Господа, они не только завершат все работы, но и в качестве награды за верность пребудут в обилии всякого добра. Среди их высказываний слова Захарии: Руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал меня к вам (Зах 4:9). То есть: «Когда вы увидите, что храм закончен самим Зоровавелем, который его и начал, тогда вы поймёте, что я послан был Господом, и что я говорил то, что Господь повелел».

    И Аггей говорит: Обратите же сердце ваше на время от сего дня и назад, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда основан был храм Господень; обратите сердце ваше: есть ли еще в житницах семена? Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода; а от сего дня Я благословлю их (Агг 2:18). То, что случилось, показывает правильность предсказания. И все пророки, да и все писатели Священного Писания, обещают процветание строителям святой Церкви, то есть учителям, если не сломят их превратности и не оставят они святых трудов. И помощь Божья придёт, благодаря которой начатый в сердцах слушателей дом Господень завершён будет их верой и праведной жизнью. И к самим архитекторам придёт благословение пшеницы, виноградной лозы, смоковницы, гранатового дерева и маслины (то есть обилие даров Духа), которое, без сомнения, тем обильнее дастся нам Господом, чем усерднее мы станем устраивать скинию славы Его либо в нас самих, либо в сердцах ближних наших.

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.

  • 14.

    И старейшины Иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды. И построили и окончили, по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских

    См. Толкование на (Езд 6:13)

  • 15.

    И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария

    См. Толкование на (Езд 6:13)

  • 17.

    И принесли при освящении сего дома Божия: сто волов, двести овнов, четыреста агнцев и двенадцать козлов в жертву за грех за всего Израиля, по числу колен Израилевых

    Поскольку восстановление дома после пленения, как уже часто отмечалось, обозначает исправление тех, кто через грех уклонились с пути истины, на который только что вступили, то и надо было, чтобы после восстановления храма он был с радостью освящён священниками, левитами и остальными потомками изгнания.

    Ведь когда совершившие грех исправляются, то бывает радость у ангелов Божьих (Лк 15:10) на небесах. Бывает радость и у учителей, которые подвизались ради спасения заблудших; бывает радость и у всех тех, кто перешёл мыслями и делами из Вавилона, то есть от «смешения грешников», в крепость добродетелей, которая и есть истинная земля обетованная.

    Итак, все - и священники, и левиты, и все остальные потому ликуют при освящении восстановленного дома Господа, что все ряды святой Церкви должны разделять радость, когда через раскаяние примиряются те, кто согрешили. Они приносят жертвы при этом освящении, когда дают обеты благодарения Богу за обращение пребывающих в заблуждении к жизни праведной, так чтобы многие, видя жизнь их, устремлённую к Богу, и сами тянулись к делам великих добродетелей.

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.