• 1.

    Ст. 1-5 После сих происшествий, в царствование Артаксеркса, царя Персидского, Ездра, сын Сераии, сын Азарии, сын Хелкии, сын Шаллума, сын Садока, сын Ахитува, сын Амарии, сын Азарии, сын Марайофа, сын Захарии, сын Уззия, сын Буккия, сын Авишуя, сын Финееса, сын Елеазара, сын Аарона первосвященника

    Этот Артаксеркс, при котором Ездра вышел из Вавилона в Иерусалим, как считает Иосиф, является Ксерксом, сыном Дария, правившим после него. Кроме того, в книгах Паралипоменон утверждается, что здесь имеется в виду потомок этого Ксеркса, которого между собой они тоже называли Артаксерксом. Дарий, при котором был построен храм, царствовал тридцать шесть лет; после него двадцать лет правил Ксеркс; затем в течение семи месяцев (а летописцы их считают за год) правил Артабан; за ним сорок лет царствовал Артаксеркс.

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.

  • 2.

    сын Шаллума, сын Садока, сын Ахитува

    См. Толкование на (Езд 7:1)

  • 3.

    сын Амарии, сын Азарии, сын Марайофа

    См. Толкование на (Езд 7:1)

  • 4.

    сын Захарии, сын Уззия, сын Буккия

    См. Толкование на (Езд 7:1)

  • 5.

    сын Авишуя, сын Финееса, сын Елеазара, сын Аарона первосвященника

    См. Толкование на (Езд 7:1)

  • 6.

    сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его была над ним

    И вот Ездра, который назван книжником, сведущим в законе Моисеевом, за восстановление утраченного закона, не только переписал закон, но и, как принято считать по идущей от наших предков традиции, установил порядок следования [книг] Священного Писания, который тоже был уничтожен огнём. Он расположил их, как он полагал, в соответствии с потребностями читателей.

    И даже именем своим, которое означает «помощник», Ездра являет явный образ Господа. Ведь именно благодаря Ему одному верующий народ постоянно освобождается от невзгод, словно из Вавилонского плена [возвращается] в свободу Иерусалима, переходит от «смешения» пороков к «миру» и безмятежности добродетелей по мере продвижения шаг за шагом в достойном делании.

    Во втором из псалмов восхождения псалмопевец восклицает всем тем, кто стремятся к горнему, говоря, под Чьим водительством должно идти: Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю (Пс 120:2). И в делах своих Ездра был образом Господа, ибо он сам вывел немалую часть народа из плена в Иерусалим, и в то же время перенёс деньги и посвящённые Богу сосуды во славу храма, и когда своей властью первосвященника отлучил народ свой от иноплеменных жён. Что всё это означает в отношении того, что Господь делает в Церкви и что намерен сделать, ясно просвещённому читателю, но мы должны позаботиться и о том, чтобы это было доступно и менее образованным. Тот факт, что Ездра исходит из Вавилона и некоторые сыны израильские и потомки священников и левитов идут вместе с ним, означает милостивое попечение нашего Искупителя: Он, явившись во плоти, вошёл в «смешение» мира сего, хотя Сам не имел никакого греха, дабы, вернувшись, освободить нас от всякого «смешения» и ввести нас за Собой в безмятежность небесного «мира».

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.