• 1.

    Ст. 1-5 И услышали враги Иуды и Вениамина, что возвратившиеся из плена строят храм Господу Богу Израилеву; и пришли они к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда И услышали враги Иуды и Вениамина, что возвратившиеся из плена строят храм Господу Богу Израилеву; и пришли они к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда. И сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений Израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь Персидский. И стал народ земли той ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении; и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира, царя Персидского, и до царствования Дария, царя Персидского

    Эта история хорошо известна: враги Иуды и Вениамина - самаритяне, которых царь ассирийский во время пленения десяти колен собрал из разных народов и расселил по их городам и землям. И хотя они приняли закон Божий и частично следовали ему, в то же время чтили и своих идолов. И вот они, боясь истинных служителей Бога, обещали, что будут им помогать в восстановлении храма, чтобы, будучи принятыми в их общество, причинить им убытки. Всякому совершенно очевидно, что эти люди образно воплощают лжебратьев, то есть еретиков и неправоверных. Они - враги Иуды, то есть исповеди и хвалы - того, что ныне Церковь воздаёт Господу через веру православную и достойные этой веры дела. Они - и враги Вениамина, то есть сына правого, потому что отделяют людей, которые их слушают, от участи тех верующих, которые получат благословение Царства вечности по правую руку от Судии.

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.

  • 2.

    и пришли они к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда

    См. Толкование на (Езд 4:1)

  • 3.

    И сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений Израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь Персидский

    См. Толкование на (Езд 4:1)

  • 4.

    И стал народ земли той ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении

    См. Толкование на (Езд 4:1)

  • 5.

    и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира, царя Персидского, и до царствования Дария, царя Персидского

    См. Толкование на (Езд 4:1)

  • 11.

    Ст. 11-12 И вот список с письма, которое послали к нему: Царю Артаксерксу - рабы твои, люди, живущие за рекою, и прочее. Да будет известно царю, что Иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам в Иерусалим, строят этот мятежный и негодный город, и стены делают, и основания их уже исправили

    Иосиф считает, что этим Артаксерксом, запретившим восстановление храма в Иерусалиме после получения письма от самаритян, на самом деле был сын Кира Камвисис, принявший власть от царствовавшего тридцать лет отца и правивший царством в течение восьми лет. Затем один год правили маги, пока к власти не пришёл сын Гистасписа Дарий. А во второй год его царствования, когда он разрешил восстановление храма, ангел через пророка Захарию говорил перед народом: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? (Зах 1:12). Что касается Ахашвероша (о нём также говорится, что ему было послано письмо с обвинениями), то нет никаких упоминаний о том, сказал ли он что-то или отправил какой-нибудь ответ. Он умер в том же году, в котором и начал царствовать, так что от него Артаксерксу досталась вся власть, а также и забота об этом деле.

    Комментарии на книги Ездры и Неемии.

  • 12.

    Да будет известно царю, что Иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам в Иерусалим, строят этот мятежный и негодный город, и стены делают, и основания их уже исправили

    См. Толкование на (Езд 4:11)

  • 17.

    Ст. 17-24 Царь послал ответ Рехуму советнику и Шимшаю писцу и прочим товарищам их, которые живут в Самарии и в прочих городах заречных: Мир… и прочее. Письмо, которое вы прислали нам, внятно прочитано предо мною; и от меня дано повеление, - и разыскивали, и нашли, что город этот издавна восставал против царей, и производились в нем мятежи и волнения, и что были в Иерусалиме цари могущественные и владевшие всем заречьем, и им давали подать, налоги и пошлины. Итак дайте приказание, чтобы люди сии перестали работать, и чтобы город сей не строился, доколе от меня не будет дано повеление. И будьте осторожны, чтобы не сделать в этом недосмотра. К чему допускать размножение вредного в ущерб царям? Как скоро это письмо царя Артаксеркса было прочитано пред Рехумом и Шимшаем писцом и товарищами их, они немедленно пошли в Иерусалим к Иудеям, и сильною вооруженною рукою остановили работу их. Тогда остановилась работа при доме Божием, который в Иерусалиме, и остановка сия продолжалась до второго года царствования Дария, царя Персидского

    Иудеи говорили: Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? (Ин 2:20). Как понимали, так и ответили. А чтобы и мы не восприняли слово Господа нашего плотски, евангелист тут же и разъяснил, о каком храме Он говорил. Что же касается утверждения о том, что храм строился сорок шесть лет, то речь идёт о втором строительстве, не первом. Ибо Соломон, строивший первым, очень быстро завершил храм - за семь лет, когда в царстве его стоял прочный мир. Он разрушен был халдеями, но через семьдесят лет его начали восстанавливать по повелению Кира Персидского, когда отменено было пленение. Однако потомки уведённых в плен не в состоянии были закончить работы, которые выполнялись под водительством Зоровавеля и Иисуса, до истечения сорока шести лет, ибо соседствующие народы препятствовали им.

    Это число наилучшим образом подходит к совершенству физического тела нашего Господа. Пишущие [на темы] естественной истории говорят нам, что форма человеческого тела обретает совершенство за такое количество дней. В течение первых шести дней после зачатия оно подобно молоку; в течение последующих девяти дней оно превращается в кровь; затем, через двенадцать дней оно становится твёрдым; в течение остальных восемнадцати дней оно обретает совершенные черты всех своих членов; а после - вплоть до рождения - оно увеличивается в размере. Шесть плюс девять плюс двенадцать плюс восемнадцать получается сорок пять. Если к этому добавить один, то есть день, в который тело, разделённое на отдельные члены, начинает расти, то мы обнаружим то же количество дней созидания тела Господа нашего, как и количество лет строительства храма.

    Гомилии на Евангелия.

  • 18.

    Письмо, которое вы прислали нам, внятно прочитано предо мною

    См. Толкование на (Езд 4:17)

  • 19.

    и от меня дано повеление, - и разыскивали, и нашли, что город этот издавна восставал против царей, и производились в нем мятежи и волнения

    См. Толкование на (Езд 4:17)

  • 20.

    и что были в Иерусалиме цари могущественные и владевшие всем заречьем, и им давали подать, налоги и пошлины

    См. Толкование на (Езд 4:17)

  • 21.

    Итак дайте приказание, чтобы люди сии перестали работать, и чтобы город сей не строился, доколе от меня не будет дано повеление

    См. Толкование на (Езд 4:17)

  • 22.

    И будьте осторожны, чтобы не сделать в этом недосмотра. К чему допускать размножение вредного в ущерб царям

    См. Толкование на (Езд 4:17)

  • 23.

    Как скоро это письмо царя Артаксеркса было прочитано пред Рехумом и Шимшаем писцом и товарищами их, они немедленно пошли в Иерусалим к Иудеям, и сильною вооруженною рукою остановили работу их

    См. Толкование на (Езд 4:17)

  • 24.

    Тогда остановилась работа при доме Божием, который в Иерусалиме, и остановка сия продолжалась до второго года царствования Дария, царя Персидского

    См. Толкование на (Езд 4:17)