Глава 3

  • 4.

    Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед

    Одежда, вытканная из верблюжьего волоса, обозначает странствующее одеяние пророческой проповеди [Иоанна], когда проповедующий Христа одевается в шкуры нечистых животных, от которых мы ничем не отличаемся. И все, что прежде было в нас бесполезным или ничтожным, освящается одеждой пророка.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 8.

    сотворите же достойный плод покаяния

    Он призывает их сотворить достойный плод покаяния, чтобы они не похвалялись, что отец у них Авраам, потому что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму. Ведь требуется не родство по плоти, но наследование веры. Таким образом, достоинство происхождения заключается в уподоблении делам [предков], и слава рода сохраняется благодаря подражанию вере. Дьявол неверен, а Авраам верен; ибо первый вероломством погубил человека, а второй оправдался [своей] верой. Итак, нравы и жизнь каждого человека приобретаются благодаря кровному родству, так что те, кто верны, являются по вере потомками Авраама, а кто неверны, из-за неверности обращаются в детей дьявола.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 10.

    Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь

    Секира, [лежащая] при корнях деревьев, указывает на преимущественное право власти Христа. Посечение и сожжение бесплодных деревьев обозначает истребление пагубного вероломства, которому уготован судный огонь.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 11.

    Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем

    Дело закона уже стало бесполезным для спасения, и Иоанн выступал провозвестником покаяния для желавших креститься; ведь делом пророков было взывать от грехов, а делом Христа - спасать верующих. Поэтому [Иоанн] говорил, что он крестит в покаяние, но Тот, Кто идет за ним, сильнее его, и он недостоин понести Его обувь. Господь оставляет славу проповеди Евангелия апостолам, делом которых будет идти и возвещать мир Божий. Таким образом, [Иоанн] указывает на время нашего спасения и суда Господнего, говоря: Он будет судить вас Духом Святым и огнем.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 12.

    лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым

    Крещеным в Святом Духе предстоит пройти через огонь суда, ибо лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Лопата необходима для того, чтобы отделять плодоносящих от бесплодных. Пшеница, то есть совершенные плоды верующих, которые будут собраны в житницы, указывает на то, что суд находится во власти Господа. А солома означает ничтожество бесполезных и бесплодных людей, которым предстоит сгореть в судном огне.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 13.

    Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него

    В Иисусе Христе был явлен совершенный человек, и потому воспринятое Им тело, повинуясь Духу, исполнило все таинство нашего спасения. И вот Он, рожденный от Девы, состоявший под законом и ставший через Слово плотью, пришел к Иоанну. Однако Сам Он не нуждался в омовении, ибо о Нем сказано: Он не сделал никакого греха (1 Петр 2:22), а там, где нет греха, не имеет смысла и его отпущение. Но даже несмотря на то, что Он воспринял тело и имя от нашего творения, Он не нуждался в омовении, но, [напротив], Им должно было освятиться очищение в водах нашего крещения.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 17.

    И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

    Затем был голос с неба: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс 2:7). На то, что [Христос] был Сыном Божиим, указывают голос и видение; и слуху, и взору неверного и не послушавшего пророков народа посылается свидетельство об их Господе. Вместе с тем из того, что все это соединилось во Христе, мы узнаем, что после водного омовения от небесных врат на нас снисходит Святой Дух и мы получаем помазание небесной славы и через усыновление Божиим гласом становимся Его сынами, поскольку истина прообразовала этими событиями образ совершившегося над нами таинства.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.