Глава 11

  • 2.

    Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих

    Более полное понимание представляется в том, что произошло с Иоанном, и в действии [его] поступка чувствуется явленная в нем благодать. Поэтому сам пророк пророчествовал также самим родом своего состояния, ибо в нем был выражен образ закона. Закон возвестил Христа, предсказал отпущение грехов и обещал Царство Небесное, и Иоанн исполнил все это дело закона. Итак, с приближением конца закона, который, стесненный грехами людей и связанный пороками народа, удерживался в оковах и тюрьме, чтобы невозможно было постичь Христа, закон посылает [других] для постижения Евангелий, чтобы неверие видело верность сказанного в делах и то, что связано внутри закона ложью грехов, было освобождено постижением евангельской свободы. Поэтому подобным примером Иоанн печется не о своем неведении, но о неведении учеников; ибо он сам предсказал пришествие Христа ради искупления грехов. Но чтобы они знали, что он предсказал именно Его пришествие, а не кого-то другого, он послал своих учеников смотреть на Его дела, чтобы последние придали вес его словам и чтобы Христос ожидался только как Тот, о Ком свидетельствуют дела.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 6.

    и блажен, кто не соблазнится о Мне

    И когда Господь проявил себя чудесными делами, а именно прозрением слепых, хождением хромых, исцелением прокаженных, слухом глухих, голосом немых, оживлением мертвых, благовествованием бедных, Он говорит: Блажен, кто не соблазнится о Мне. Неужели в поступках Христа было нечто, что соблазняло Иоанна? Вовсе нет. Ведь Он медлил с распространением Своего учения и дел. Но следует обратить внимание на силу и уместность предшествующих слов о том, что бедные благовествуют: то есть те, кто потеряет душу, кто возьмет свой крест и последует за [Господом], кто будет нищ духом, царство которым уготовано на небесах. Стало быть, поскольку в Господе соединились все эти страдания и Его будущий крест для многих соблазн, то Он сказал, что блаженны те, вере которых не будет искушением крест, смерть и погребение.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 12.

    От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

    Однако народ не верит Иоанну, дела Христа не почитаются, будущий крест был соблазном. Пророчество уже прекращается, закон уже исполняется, всякая проповедь уже сдерживается, дух Илии уже предпосылается в голосе Иоанна. Одни проповедуют Христа, и другие признают, от одних Он рождается, и другие Его любят. Свои Его отвергают, чужие принимают, близкие преследуют, обнимают враги. К наследству устремляются усыновленные, семья отвергает. Сыновья отказываются от завещания, рабы признают. Итак, Царство Небесное силой берется, и прилагающие силы похищают его, потому что слава Израиля, заслуженная отцами, возвещенная пророками, представленная Христом, захватывается и похищается верой язычников.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 18.

    Ст. 18-19 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее

    И оправдана премудрость чадами его, а именно теми, кто, применяя силу к Царству Небесному, похищает его оправданием веры, исповедуя, что дело премудрости праведно, поскольку она передала свой дар от строптивых и неверующих верующим и покорным. Впрочем, нетрудно в этом месте заметить силу сказанного, и слова: «и оправдана премудрость» Он сказал главным образом о Себе. Ибо Он Сам Премудрость не из-за действий, но от природы. Ибо всякая вещь имеет возможность, всякое остальное дело есть результат возможности, и не одно и то же дело силы и сила, как действующее отличается от результата действия.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 19.

    Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее

    См. Толкование на (Мф 11:18)

  • 24.

    но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе

    Сопоставляется проклятие неповиновения с благословением повиновения. Ибо иудеям первым следовало проповедовать, но, несмотря на преимущество проповедования, умножается зло неверия, когда их уличает пример верующих, у которых все спасение от веры (ведь они были лишены восхищения делами). Даже в Вифсаиде и Капернауме немые хвалят Господа, слепые видят, глухие слышат, хромые ходят, мертвые чувствуют, и восхищение столь великими вещами не вызывало никакого желания уверовать, когда только слух о деяниях должен был вызвать страх и привести к вере. Но грехи не только Тира и Сидона, но и сами грехи Содома и Гоморры окажутся незначительными, поскольку у них, возможно, появилось бы сильное чувство веры, если бы их коснулось зрелище таких чудес.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 27.

    Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть

    И чтобы ничего не считалось в Нем меньше, чем в Боге, Он говорит, что все предано Ему Отцом, и Его знает только Отец, и Отца знает только Он или тот, кому Он пожелает открыть, и Он откроет тому, кто будет молиться о том, чтобы Он захотел открыть. Этим открытием Он учит, что во взаимном познании того и другого одна и та же сущность, поскольку тот, кто познает Сына, познает также и Отца в Сыне, так как Ему все предано Отцом, <…> и что в Сыне, знает только Отец, и одному Сыну известно, что Отцово. Так в этой тайне взаимного познания становится понятно, что в Сыне не было ничего, что было неизвестно в Отце.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.