Глава 5

  • 3.

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

    Господь учит тому, что следует отвергнуть славу человеческого честолюбия, и приводит в пример слова: Господу Богу Твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Мф 4:10). Когда Он предвозвестил через пророков, что изберет смиренный народ, боящийся Его слов, Он положил начало совершенного блаженства в духе смирения. Таким образом, Он определил, что живущие в смирении - это те люди, которые помнят, что обладают Царством Небесным. Ни у кого нет ничего, что было бы его собственным, но всем по дару одного Отца даны одинаковые возможности и условия для прихода в жизнь, а также средства пользоваться ими.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 13.

    Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

    Соль земли, как я думаю, ничего особенного не значит; тогда почему [Христос] назвал апостолов солью земли? Следует раскрыть смысл этих слов, на который укажет и служение апостолов, и сама природа соли. Соль одновременно состоит из элементов воды и огня, и, таким образом, из двух она делается одним. Таким образом, соль, предназначенная для потребления роду человеческому, сообщает нетление мясу, на которое ее посыпают; к тому же она весьма способствует приданию вкуса всякой пище. Апостолы же суть проповедники небесного и как бы сеятели вечного, и они бросают семена бессмертия в тела всех тех, в кого было посеяно слово, поскольку, как свидетельствовал выше Иоанн, они стали совершенны благодаря крещению водою и огнем. Поэтому справедливо были названы солью земли те, кто сохранил свои тела для вечности, осоленные силой учения [Христа].

    …Поэтому Он призывает тех, кого назвал солью земли, пребывать в силе переданной им власти. Иначе они утратят силу соли и не смогут осолить других; лишенные ощущения вкуса, не смогут животворить тленное и, выброшенные из сокровищниц Церкви, будут попираться ногами прохожих вместе с теми, кого должны были осолить.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 14.

    Ст. 14-15 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

    [Христос] называет городом плоть, которую Он воспринял, ибо как в городе живет много разных жителей, так и в Нем благодаря природе воспринятого тела содержится некое соединение всего человеческого рода. Таким образом, через соединение в Себе нашего [рода] Он стал городом, а мы соучастием в Его плоти — населением города. Следовательно, Христос уже не может быть скрыт, потому что становится виден всем, пребывающий на высоте высот у Бога и созерцаемый и постигаемый в Своих дивных делах. Светильник, скрытый под сосудом, не светит. Какая же польза использовать светильник, который спрятан? Поистине справедливо Господь сравнил сосуд с синагогой, которая, удерживая приобретенные плоды только внутри себя, сохраняла установленную меру соблюдения правил. Однако теперь, после прихода Господа, она стала совершенно бесплодной <…>, поэтому светильник Христов уже не следует прятать под сосудом, а синагогу скрывать под покрывалом. Ибо повешенный на крестном древе Господь подает вечный свет всем членам Церкви.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 15.

    И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

    См. Толкование на (Мф 5:14)

  • 19.

    Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

    После Своего славного пришествия Христос приступил к упразднению дела закона, но не для того, чтобы разрушить, но чтобы, окончательно исполнив, превзойти его. Поэтому Он предвозвестил апостолам, что они не войдут на небеса, если их праведность не превзойдет праведность фарисеев. Итак, Христос, явив все, что предписано в законе, оставляет его позади, но не уничтожая, а исполняя.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 22.

    А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной

    Кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону. «Рака» - это бранное слово, [обозначающее] ничтожность. Всякий, кто подобным поношением оскорбит [человека], исполненного Святым Духом, подлежит суду святых и должен будет искупить оскорбление Святого Духа наказанием [по решению] святых судей. А кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной. Опасность великого наказания грозит за оскорбление и название безумным того, кого Бог назвал солью [земли], и за очернение и обвинение в глупости того, кто осоляет. Такой человек станет пищей вечного огня. Таким образом, какие бы действия ни осуждал закон, евангельская вера порицает уже за одну готовность произнести оскорбительные слова.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 29.

    Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну

    Чем безгрешнее становится [человек], тем совершеннее его вера. Ибо мы призваны избавляться не только от наших собственных пороков, но и от возникающих извне. Ведь мы терпим осуждение не по причине того, что согрешают члены тела; и левый глаз повинен не меньше правого. Действительно, бесполезно осуждать ногу, лишенную похоти, когда нет причин для ее наказания. Но поскольку мы состоим из разных членов, однако все имеем одно тело, нам повелевается отбрасывать или, скорее, даже исторгать из себя привязанность к наиболее дорогим нам людям, если мы обнаруживаем в них что-то такое, что не позволяет нам общаться с ними, чтобы не стать соучастниками их грехов. Поэтому лучше лишиться даже самых полезных и необходимых членов, наподобие глаза или ног, чем из-за порочной привязанности дойти до общения с геенной. Итак, и отсечение членов может быть полезным, если возможно исторгнуть [привязанности] сердца.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 33.

    Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои

    Закон наложил наказание за клятвопреступление, чтобы благоговение перед таинством [клятвы] сдерживало попытки нарушить его и, в то же время, чтобы грубый и кичливый народ имел частое напоминание о своем Боге благодаря клятве. Но вера упразднила обычай клятвы, установив так, чтобы дела нашей жизни [совершались] в истине, и, уничтожив действие лжи, она предписала нам говорить и слушать в простоте (чтобы было то, что было, и не было того, чего не было, поскольку то, что между «есть» и «нет», открывает место для лжи, и что сверх этого, то от лукавого (Мф 5:37). Следовательно, живущим в простоте веры не нужен обычай клятвы, ибо для них всегда есть то, что есть, и нет того, чего нет, благодаря чему всякое их слово и дело [совершается] в истине.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 39.

    А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

    Господь хочет, чтобы надежда нашей веры, устремленная в вечность, испытывалась такими вещами, что сама способность переносить обиду свидетельствовала бы о нас на будущем суде. Закон страхом держал неверный Израиль в страхе и смирял их желание совершить несправедливость [сознанием] того, что в ответ они получат то же самое. Вера же не терпит сильного огорчения из-за нанесенной обиды и не допускает мщения <…>, поскольку на суде Божием тех, кто претерпел обиду, ждет великое утешение, а тех, кто нанес ее, - суровое наказание. Итак, Евангелие предписывает нам не только воздерживаться от совершения несправедливости, но требует также, чтобы мы избавились от тайного желания мстить за нее. Ибо нам повелевается, получив удар [в одну щеку], подставить другую [и чтобы, неся бремя тысячу шагов, мы продолжали нести его две тысячи шагов, чтобы увеличением обиды они увеличили возмездие], поскольку Господь для приумножения Своей славы подставил Свои щеки для ударов и спину для бичевания.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 48.

    Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный

    Господь доказал, что все совершенствуется добротой. Закон требовал любить ближнего, но позволял ненавидеть врага. Вера же предписывает любить врагов и действием любви ко всем сокрушает дерзкие устремления человеческого ума. Она не только сдерживает от отмщения гнев, но смягчает его, претворяя в любовь к обидчику, поскольку [только] язычникам свойственно любить любящих их и заботиться о заботящихся. Итак, вера призывает нас не только стать наследниками Божиими, но и подражать Христу, поскольку Своим пришествием, в таинствах крещения и Духа, Он посылает дождь и солнце, как на добрых, так и на злых. Таким образом Христос утвердил нас для совершенной жизни этим согласием доброты ко всем, потому что нам следует подражать совершенному Отцу на небесах.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.